В этом здании много нового, интересного и не сразу понятного. Сразу у входа стоит черный ящик со стеклянной пирамидой — это витрина для голографических 3D-проекций. Ее используют для презентации изобретений. А их тут немало. Цель технопарка — помочь студентам, молодым ученым и предпринимателям оформить свои идеи до грантовой заявки или бизнес-плана, довести изобретение до опытного образца и даже начать продвигать его на рынок.
За восемь лет существования технопарка в нем было реализовано множество проектов: от мыла из местных лечебных грязей до различных продуктов в сфере виртуальной реальности.
Сейчас он предлагает сервисы для развития проектов по направлениям прототипирование, виртуальная и дополненная реальность, дизайн, нейротехнологии и робототехника.
Деталь для гелендвагена
Технопарк не принимает заказов, а обратившихся за помощью называют не клиентами, а резидентами.
Впрочем, бывают и исключения.
— Здесь у нас 3D-принтеры стоят, — показывает оборудование руководитель технопарка Умар Дадашев. — Вот эти, черные, помощнее, их недавно привезли. На них можно делать очень качественные медицинские протезы. Серые у нас давно, но тоже хорошие. Однажды даже напечатали деталь для Гелендвагена. Наш знакомый долго искал шестерню привода спидометра для своей машины. Она стоила около 13 тысяч рублей, и еще ждать заказа надо было долго. Мы решили напечатать ее на 3D-принтере в качестве эксперимента. Сделали за 2−3 дня, себестоимость — 1000 рублей, и прослужила она приличный срок.
«Дарба» значит «исцеление»
Но гораздо больше тут гордятся медицинскими проектами. Один из самых интересных — интерактивная система медицинской реабилитации «Дарба» (чеч. «исцеление») — сейчас находится в стадии разработки.
Суть проекта — объединение упражнений лечебной физкультуры с компьютерной игрой на основе технологий интерактивного ввода. Такая игровая терапия делает лечение веселым, интересным и, как следствие, — более эффективным.
«Дарба» придумали Ислам Альсултанов и его сестра Альбина — студенты Института информационных технологий Грозненского государственного нефтяного технического университета. У их знакомых есть ребенок с ортопедическими проблемами, которому приходится периодически проходить реабилитацию. Маленьким детям скучно заниматься лечебной физкультурой, и в этом случае на помощь врачам и родителям могут прийти IT-технологии.
— Мы подумали, что можно изменить сам принцип физиотерапии, проводить ЛФК в форме игры. Игровая терапия очень сильно развивается в мире. Ребенка не надо возить в больницу, он будет играть дома и даже не понимать, что проходит лечение, — объясняет Ислам.
Сюжет игры и анимация будут зависеть от возраста, особенностей и заболевания пациента. Например, малыш, которому необходимо развивать определенные мышцы рук, встав перед устройством Kinect, увидит на экране перед собой солнце в облаках. Ему нужно будет делать движения руками, чтобы раздвинуть тучи. Kinect сканирует движения пациента и передает на экран, так что ребенок словно сам оживляет мультик и от его ловкости будет зависеть погода.
Но не менее важна и «обратная связь»: компьютер лучше врача видит, какие именно мышцы и кости задействованы во время выполнения упражнений, может контролировать точность и скорость движений и оценивать результат. Все это пригодится медикам, чтобы корректировать реабилитацию под каждого пациента.
Для создания таких программ необходима совместная работа врача, программиста и художника. У «Дарба» уже есть договоренность с реабилитационным центром для детей и подростков с ограниченными возможностями имени И. С. Тарамова. Это один из лучших подобных центров в республике. И несколько грантов, защищенных на «Машуке» и «Территории смыслов».
— Сейчас мы занимаемся созданием простой версии, потом медицинские специалисты дадут нам набор упражнений, которые входят в реабилитацию. Опираясь на них, мы будем создавать игры с разными сюжетами и уровнями сложности. В общем, концепция уже готова, идет процесс оптимизации, — говорит программист технопарка Ибрагим Хасаев.
Виртуальная реальность
Параллельно здесь работают и над другими проектами из медицинской сферы. Например, над симуляцией хирургической операции в виртуальной реальности, которая позволит студентам и начинающим хирургам развивать свои навыки без риска для пациентов. Хотя автор проекта — вовсе не медик, а программист, преподаватель ЧГУ Зелимхан Гериханов.
Команда технопарка разработала также проект AreGo360 — приложение для компьютеров с виртуальными турами по главным достопримечательностям Чеченской Республики.
— Этот год в Чечне объявлен Годом туризма, и мы хотим сделать продукт, который будет полезен как раз туристам и турфирмам, — рассказывает Умар Дадашев. — Сначала мы отсняли объекты — озеро Кезеной-Ам, Нихалойские водопады, достопримечательности Грозного — на камеру в формате 360. Все эти локации можно посмотреть в нашем приложении или на YouTube-канале в режиме кругового обзора. А те, у кого есть очки VR, смогут увидеть наши красоты с эффектом полного погружения. Проект презентовался на ММСО-2019 (Московский международный салон образования) и на выставке ВузПромЭкспо в Москве в декабре 2019 года. Было много желающих его испытать и использовать, в основном это туристические фирмы, которые готовы предоставлять такие очки своим клиентам, выбирающим маршруты. Проект еще дорабатывается, но его уже оценил глава Минтуризма республики и обещал поддержку.
А еще в технопарке работают над тростью для слепых и слабовидящих с голосовым навигатором, благодаря которому владелец сможет самостоятельно передвигаться по городу.
Жизнь кипит в «Точке кипения»
Если первый этаж заманивает технологическими новинками: графическими планшетами, очками виртуальной реальности, конструкторами для робототехники, то второй — интерьером в оранжево-желто-черных тонах. Здесь расположен коворкинг-центр «Точка кипения», открытый Агентством стратегических инициатив совместно с ЧГУ в апреле прошлого года.
Подобные «точки» созданы во многих городах России, но на Северном Кавказе грозненская стала первой.
— Мы предоставляем эту площадку для всех, кто открыт всему технологичному и инновационному, — говорит Умар. — Тут могут устраивать мероприятия не только студенты, а все желающие. Для этого нужно зарегистрироваться на сайте «Точки кипения» и заявить мероприятие, указав предпочтительную дату и время. И если на это время ничего другого не запланировано, то приходит ответ с подтверждением. В нашем здании уже проходили семинары, кейс-чемпионаты, хакатоны и многое другое. Также у нас могут проходить и собеседования с иностранными работодателями.
В коворкинг-центре регулярно проходят тренинги по генерации идей и бизнес-планированию, организованные Фондом имени шейха Зайеда, уроки ораторского искусства, семинары по развитию малого и среднего бизнеса, мастер-классы от российских, чеченских и зарубежных бизнес-тренеров. Так что молодые изобретатели могут «не отходя от кассы» познакомиться и с основами маркетинга, и с потенциальными бизнес-партнерами.
«Яндекс.Лицей»
Школьников в технопарке тоже не обошли вниманием. В октябре 2019 года на его базе открылся «Яндекс.Лицей», в котором 24 юниора постигают основы программирования. Акцент сделан на Python — самый быстрорастущий язык программирования последних лет. Занятия проходят два раза в неделю в две смены. В группе по 12 человек, что позволяет преподавателю уделять время каждому учащемуся. Сам преподаватель прошел специальное обучение в «Яндексе» в Москве — это одно из условий самого учредителя.
— Сюда попали ребята со всей республики. Мы с командой разъезжали по школам и рассказывали о проекте, — говорит директор технопарка. — Чтобы попасть в лицей, надо пройти два этапа: логический тест на сайте «Яндекс.Лицей» и собеседование с нами. Мы, если честно, не ожидали такого интереса. Всего было подано около 300 заявок. Возраст учащихся 14−16 лет. Среди них есть и девочки. За два года они научатся создавать программы и смогут этим зарабатывать.