Мое дело
Из юристов в сыровары. Как Нурби Дармилов вернулся из Москвы в родной аул и стал блогером
2 декабря, 2024
За сельской жизнью Дармилова в интернете следят больше 50 тысяч человек. Поговорили с фермером о сулугуни, бизнесе и малой родине

После 12 лет жизни в Москве Нурби Дармилов вернулся в родной аул Старо-Кувинск в Карачаево-Черкесии. Столичный офис он сменил на семейную ферму, где трудится с бабушкой и дедушкой. Все началось со стада овец и блога о сельской жизни, а спустя несколько лет ферма стала рентабельным бизнесом со своим молочным производством.

Вы рассказывали, что, живя в Москве, как-то задумались: уехать жить на Бали или в Карачаево-Черкесию? И выбрали второе. Оглядываясь назад, не жалеете, что теперь ваш дом не далекий экзотический остров, а родной аул?

— Ни разу, абсолютно. Во-первых, где родился, там и пригодился, как никогда подходит эта старая добрая поговорка.

Во-вторых, как раз после пандемии огромное окно возможностей открылось на Кавказе. Я сполна ощущаю пользу, которую приношу жителям республики. Плюс появились возможности для развития собственного проекта и большие перспективы на будущее.

За четыре года что у вас нового?

— Я начал изучать сельское хозяйство и погружаться в процесс. Сперва занялся овцеводством, а потом в процессе перешел на переработку молока, на производство сыров, айрана и других молочных продуктов. На сегодняшний день я перерабатываю около тонны молока ежедневно.

Семейный проект перерос в производство, у нас уже работают несколько сотрудников. Это полностью рабочая модель. Мы наладили точки сбыта, работаем с региональными сетями. Есть служба доставки молочной продукции, розничные заказы. Ну и открываются дополнительные возможности сотрудничества с курортами нашей республики.

А ферму могут посетить туристы?

— Еще нет, но это есть в планах. Сейчас в приоритете налаживание производственных мощностей, условно — поставить это все на рельсы, чтобы все автоматизировано работало. Поэтому я во всех процессах сам принимаю участие. В перспективе, конечно же, это будет туристическое место. Я вижу запрос через социальные сети.

Много желающих, которые хотят посетить нашу ферму, наш аул, дом, погрузиться в культуру нашего народа, в быт. Людям интересны наши традиции, обычаи.

Следующим этапом будет создание инфраструктуры и почвы для экотуризма.

Что среди вашей продукции авторское, какие ноу-хау?

— Флагман нашего проекта — сыр сулугуни, рецепт которого передавался из поколения в поколение, от прабабушки бабушке, бабушка научила маму, а мама — меня. Его смело можно назвать авторским, потому что этот рецепт не встретишь нигде. В Грузии делают по-другому, в Абхазии совершенно иначе и так далее.

У нас своя фишка. И наш сулугуни полюбился многим, кто его попробовал. Он погружает в детство. Мы получаем самые теплые отзывы.

Ваш блог — это красивая картинка с фермы или ваши настоящие будни?

— Блог начинался в 2020-м, когда общий фон был негативный. Везде звучало: пандемия, сидите дома, все плохо. У меня было желание просто дать людям надежду, веру в будущее, в светлое будущее. Я исключительно вот с такими намерениями этот блог и вел.

Показывал будни аульской жизни, завтраки наши, как мы ухаживаем за животными. Просто развлекал людей и получал обратную связь. Меня мотивировало то, что подписчики вдохновлялись, получали какие-то положительные эмоции. Очень много было обратной связи, и приятной. Практически у каждого человека ассоциации с бабушкой, с дедушкой, с деревней самые теплые.

А сам проект в какой-то период уже перерос в нечто коммерческое. То есть мы поняли, что можем и приносить пользу, кормить население наше, и зарабатывать.

На сегодняшний день это у нас средство заработка, дохода основного.

Какую глобальную цель для бизнеса ставите?

— Первая основная задача — выйти на федеральный уровень со своей молочной продукцией. Это непростая задача с учетом того, что наша продукция максимально натуральная, то есть без консервантов, без добавок, только молоко и наши руки. Это требует укрепления именно по части личного бренда.

Мы планируем или создать свою сеть здорового питания, экологически чистых продуктов, или сотрудничать с гигантами этого направления.

Также мы хотим это все интегрировать в туризм, так как наш регион активно развивается в этой сфере.

В декабре мы запускаем первое кафе в Домбае. Люди смогут пробовать блюда национальной кухни с нашей сметаной и айраном. Мы будем готовить хычины, пельмени, вареники. Будем влюблять гостей республики в наш регион с помощью вкуснейших продуктов. Это наш первый проект в таком формате.

ЕЩЕ МАТЕРИАЛЫ
Самые популярные блюда из регионов Северного Кавказа с пошаговыми рецептами по версии ИИ
Как готовить самые популярные блюда Ставрополья, Карачаево-Черкесии, Кабардино-Балкарии, Северной Осетии, Ингушетии, Чечни и Дагестана
Под куполами Кавказа: главные православные храмы региона
В день Рождества Христова, 7 января, рассказываем о главных православных храмах Северного Кавказа — с непростой историей и живыми традициями, от старинных соборов до возрожденных святынь
Согревающий, но не горячительный
Когда пробовать безалкогольный глинтвейн, если не в холодное время года? Собрали несколько рецептов напитка — от самого простого до немного замороченного
Свет, камера, лошади. История кавказского фотографа, покорившего Лувр
Ольга Бабенко сделала больше ста тысяч снимков карачаевских лошадей, на горной тропе спасла жеребца, поставив ему капельницу, и превратила любовь к животным в искусство
Мужественность в эпоху oversize
От шелковых кафтанов и бурок до тотально черных джоггеров — Кавказ всегда знал толк в стиле. Мы проследили путь мужской моды региона: от древних традиций до современных брендов
Еда без ничего. Как живет единственная на Северном Кавказе сертифицированная пекарня без глютена
Как диагноз ребенка подтолкнул инженера из Ставрополя открыть пекарню для тех, кому даже крошка обычного хлеба может быть опасна для жизни
Полная версия