Нурби приехал в Карачаево-Черкесию, в аул Старо-Кувинск, на пару месяцев — пересидеть карантин. А потом его затянуло. Теперь читатели его блога «Дневники фермера» — а это люди разного возраста из разных уголков России — с интересом смотрят «реалити-шоу» про жизнь в деревне: как он кормит телят люцерной, бегает за овцами, танцует лезгинку с бабушкой в коровнике и в шутку борется с дедушкой, бывшим спортсменом.
— Помню свои ощущения, когда только приехал. Оказывается, я скучал по аулу, сам того не подозревая. Здесь все связано с моим детством, все знакомое и родное. Когда наша семья оказалась снова вместе, душа стала радоваться, что мы общаемся, собираемся за общим столом… — признается Нурби.
Слова эти обретают особый вес, когда бабушка Нурби, которую он по-черкесски ласково называет «нана», ставит на стол угощение для гостей: пироги со свекольной ботвой, чай, домашний сыр.
«Москва — учитель»
Нурби уехал в Москву сразу после школы. Учился на юриста и одновременно работал. В общей сложности прожил там 12 лет, приезжая на родину лишь по праздникам, и всегда считал, что мегаполис — это для него.
— Я комфортно чувствовал себя в столице, прекрасно ориентировался, меня все устраивало. Последние три года занимался продажей климатического оборудования — холодные продажи и личные встречи. Продавал также пресеты для Instagram. Москва — учитель. Ты общаешься с разными людьми, получаешь колоссальный опыт, расширяешь внутренние рамки. Конечно, там много провоцирующих факторов, кого-то она портит, но здесь огромное значение имеет воспитание, — рассказывает Нурби.
Московская часть его блога в Instagram — это красивые машины, красивые девушки, бары, лыжи, фитнес-зал. Может, в реальной жизни все было не так красочно, но Нурби никогда не унывал и всегда отличался склонностью к авантюрам.
— Несколько лет назад мы с другом решили подработать — купили фуру с арбузами, поехали продавать их на рынок. А там гуру торговли — азербайджанцы, конкурировать с ними очень сложно. У нас точно такой же товар по той же цене, только они в своей среде — это их стихия, а я новичок. Я пришел из другого мира, где офисы, компьютеры, но надо было как-то выкручиваться. И я решил использовать свою «чужеродность» и продавать арбузы в костюме, галстуке, начищенных туфлях, а еще от меня пахло дорогим парфюмом. Причем я продавал в розницу и в два раза дороже, но вся аудитория на дорогих машинах была моей. «Я у тебя куплю только потому, что ты в галстуке», — сказал мне тогда кто-то из покупателей. Даже этот маркетинг работает. Конкуренты вначале смотрели на меня как на чудака, а потом — уже с тревогой.
Возвращение к настоящему
Когда началась пандемия, Нурби не собирался кардинально менять свою жизнь. Он приехал в аул на пару месяцев, но потом задумался о том, чтобы остаться навсегда. Говорит, что произошла переоценка ценностей.
«Нам успешно навязали псевдоценности: луи витоны, айкосы, алкоголь, способы, „как стать успешным“, ложные эмоции, чехлы на телефоны, автомобили, стразики, бубенчики-колокольчики. И в погоне за мнимым счастьем я все дальше и дальше отдалялся от своего настоящего к чужому выдуманному. Здесь я заново учусь жить», — написал он в своем аккаунте.
По словам Нурби, ему не пришлось долго привыкать к сельский жизни. Все происходило как-то само собой:
— Когда я понял, что история с пандемией — это надолго, то осмотрелся вокруг и понял, что здесь есть потенциал для развития. Плюс мне здесь нравится, мне здесь хорошо. Я хочу себя здесь попробовать. Я любознательный человек, мне интересно что-то новое. Раз уж судьба привела сюда, нельзя пренебрегать этим уникальным опытом. И в селе можно быть счастливым: вкусная еда, чистый воздух, физический труд и ощущение, что ты делаешь что-то правильное, нужное. Теперь я понимаю: мой аул — это моя новая точка отчета. Весь накопленный опыт я смогу применить здесь, главное — слушать сердце и следовать за ним.
Уроки жизни от наны и дады
К счастью, у Нурби было куда и к кому возвращаться. Его бабушка и дедушка раньше держали большое хозяйство.
— Мы довольно долго прожили в Невинномысске Ставропольского края. 20 лет назад вернулись в аул. Посадили большой сад, построили ферму, завели скот, муж занимался пчеловодством, в сезон получал до 50 фляг меда, и все мы ему помогали. А потом дети и внуки разъехались, и мы поняли, что сами с большим хозяйством уже не справимся. Пришлось отказаться от коров и пчел. И вот к нам вернулся старший внук, теперь все начинаем заново, — рассказывает бабушка Нурби.
Сам Нурби говорит, что сколько себя помнит, его бабушка и дедушка трудились с утра до поздней ночи:
— Мой дада уже на седьмом десятке держал семь коров, косил сено, качал мед. Он про себя говорит, что как только сядет отдохнуть, сразу умрет, поэтому он отдыхать не сядет.
Предмет особой гордости семьи — сад, его сажали для внуков и правнуков.
— В детстве нашему саду завидовали все дети в округе. Здесь было около 50 деревьев: айва, персики, абрикосы, яблоки, груши, черешня… Может, это прозвучит странно, но союз моих бабушки и дедушки во многом держится на любви к труду. У них такие интересные отношения: они обязательно должны утром поругаться, а потом помириться в течение дня. Раньше я нервничал: зачем ругаетесь, потом понял, что это форма взаимоотношений. Они очень любят друг друга и всегда поддерживают, а ежедневной труд делает их отношения только крепче, — рассказывает Нурби.
Про телячьи нежности
Сейчас у Нурби 250 баранов, две коровы, два теленка, куры и петухи. День в ауле начинается рано — в шесть утра.
— Первым делом мы кормим всех наших питомцев, доим коров, гоним их на пастбище, а потом начинаем уборку за всеми животными, меняем им воду в поилках. И только после этого завтракаем сами. Потом я занимаюсь текущими делами, что-то ремонтирую, строю или уезжаю в город. Вечер завершается так же, как начался: кормим животных, доим коров и снова убираем за всеми. Мои старшие никогда не держали овец, коровы были, кролики. Это я предложил даде и нане разводить овец. Они неприхотливые, не требуют какого-то специального ухода, — рассказывает Нурби.
Даже в тяжелом сельском труде он находит что-то новое. Ну, или хорошо забытое старое.
— Я теперь понимаю значение многих поговорок. Как-то овцы, вернувшись с пастбища, ни в какую не хотели заходить в загон, стояли перед воротами и просто смотрели на них. Не зря же говорят: «Уставился, как баран на новые ворота». Долго я пытался силой загнать их домой, а потом пошел другим путем. Взял охапку сена и стал перед ними трясти, как погремушкой, вот тогда они без проблем забежали во двор. Или взять другое выражение — «телячьи нежности». Я каждый день вижу, как нежно и трогательно ведут себя телята. А еще у нас есть два брата-барана. Они близнецы, у них черные ноги и пятна на голове. Так вот они не отходят друг от друга ни на шаг, всегда и везде вместе.
От скуки и рутины Нурби спасается по своей личной методике. Благодаря Instagram обычные фермерские дела у него превращаются в творчество:
— Так бы просто вырастили поголовье, сделали сыр, продали, заработали. У нас по-другому. Охотишься за интересными кадрами, хочется поймать звуки, краски и передать яркие мгновения.
А еще Нурби советует постоянно менять обстановку, хотя бы на день, на час.
— Двигайтесь, будьте в дороге, в движении. Я постоянно общаюсь с друзьями через интернет и несколько раз в неделю выезжаю в город. Многие даже удивляются, как я успеваю: утром прямой эфир с фермы веду, а вечером уже сижу в кафе с друзьями. Если в таком ритме двигаться, регулярно менять картинку, то аул не надоест.
Горы, ламы и окот
Еще одна большая любовь Нурби — горы.
— В 2018 году я впервые поднялся на вершину. Это был Казбек со стороны Грузии. Очень тяжелое восхождение: попали на лавину, палатки сносило, продовольствие почти закончилось, едва остались в живых. Такой экстремальный первый поход не отбил интерес к горам, напротив, сплотил нашу компанию, укрепил дружбу, с тех пор я понял, что горы — это любовь, и это надолго. В 2019-м поднялся на Эльбрус. Сейчас мечтаю о самой высокой точке мира — Эвересте. Хотел поехать на разведку, но из-за пандемии пришлось отложить это путешествие до лучших времен.
А что касается хозяйственных планов, то Нурби собирается увеличить поголовье, завести экзотических животных, возможно лам, и освоить новое направление деятельности — агротуризм.
— Ко мне довольно часто приезжают гости, иногда это семьи с маленькими детьми. Встречать гостей в ауле — одно удовольствие. Я стараюсь приобщить их к работе, даю возможность покормить животных, поухаживать за ними. К примеру, вы знали, что коровы любят массаж? Для них даже есть специальные массажеры. После такого внимания и ласки надои молока увеличиваются.
— Деревня практически у всех вызывает положительные эмоции. У каждого есть своя история с деревней, как правило связанная с нашими бабушками, дедушками. И знакомство с народной культурой лучше всего проходит через погружение, через знакомство с едой, праздниками, обычаями, — продолжает Нурби. — Сельский экотуризм — это долгосрочный проект, требующий терпения. Здесь как в горах: когда поднимаешься на вершину, никакой спешки, суеты не должно быть. Терпение, самообладание и вера в свои силы.
А в ближайших планах — пережить зиму.
— 50 наших девочек-овечек в конце осени — в начале зимы будут рожать. Опытные овцеводы говорят, что вот тогда-то и начнется для меня настоящий треш. Я готовлюсь. С одной стороны, контент для Instagram появится новый, а с другой — новый для меня опыт, буду ягнят из бутылочек кормить.