Юлия Головешкина, владелица салона красоты Limited edition, бутика украшений «Цацки» и бутика нижнего белья «Целую, пока», Махачкала:
— Вначале я немного пасовала, нервничала, но быстро собралась, поговорила с командой и, опираясь на опыт малого бизнеса во всем мире, а он весь как на ладони в Instagram, попыталась найти решение для каждого из бизнесов.
Проще всего оказалось с бижутерией: в «Цацках» и раньше было много онлайн-заказов, так что мы закрыли магазин, объявили скидку на весь ассортимент до конца карантина, предложили бесплатную доставку по Махачкале и дарим небольшие комплименты при покупке. Пришлось больше обычного потратить на рекламу в Instagram, но это всегда окупается.
Немного сложнее с недавно открывшимся магазином нижнего белья «Целую, пока», потому что белье — это история про примерку. Тут мы взяли пример с «Цацок», плюс добавили возможность связаться с нами по видеосвязи, чтобы подобрать комплекты, и пробуем механизмы примерки дома. Благо в городе сразу появились службы «Яндекс.Курьер» и «Яндекс.Доставка» и много частных инициатив, которые тоже предлагают свои услуги. В общем-то, история не совсем выгодная: сейчас весна, время новых коллекций, когда предприниматель зарабатывает. Но я отношусь к этому спокойно — как к способу сохранить бизнес, заработные платы в полном объеме и немного как к интересному испытанию, которое надо пройти.
Труднее с салоном красоты Limited edition — там мы попытались дать скидку на весь ассортимент бьюти-товаров, продаем с помощью доставки почти за себестоимость, но продажи очень небольшие, и боюсь, что этого все равно не хватит на полноценные зарплаты всем девочкам. Есть небольшая надежда на новую идею — наш мерч, дизайнерские маски: они крутые, модные и, возможно, немного поднимут кассу, но…
Прогнозы по салону не самые оптимистичные. Надеюсь, нам разрешат работать хотя бы в середине мая. Сложности грозят «Цацкам» и «Целую, пока»: производители украшений и белья, как и мы, сейчас сидят на карантине, непонятно, когда с этого карантина выйдут и наладят производственный цикл. Некоторые итальянские и французские бренды уже прислали письма, что, возможно, «пропустят» или отложат сезон. А значит, ассортимент станет меньше. Но этого я не очень боюсь — гораздо страшнее, если у людей просто не станет денег на всю эту красоту.
Ахмед Салихов, директор веб-студии Color-IT, Махачкала:
— Мы существуем с 2005 года, изначально занимались разработкой сайтов, а сейчас -интернет-рекламой и автоматизацией. Нас 12 человек, все перешли на удаленку.
Во время карантина мы стали больше вкладываться в продажу каталогов, интернет-магазинов и инструментов для удаленной работы. Появились коробочные решения для быстрой настройки интернет-продаж. Клиенту продается не отдельная услуга, а целый комплекс, направленный на устранение всех его проблем. Так же комплексно внедряем инструменты удаленной работы. Мы продаем сервис для управления бизнесом «Битрикс24», он позволяет перевести в онлайн постановку и контроль задач, «оцифровать» весь бизнес-процесс. Резко возникла необходимость в удаленном обучении, и мы грамотно организуем для клиентов этот процесс.
Сейчас мы помогаем около 30 постоянным клиентам — это те, кто покупает наши услуги многократно в течение года. Плюс поступила масса проектов от компаний, покупающих наши услуги один-два раза в год. По сравнению с прошлым годом наша валовая прибыль увеличилась на 40%. Обращаются в основном клиенты, продающие товары первой необходимости, бытовую технику, электронику, доставка еды, строительный бизнес.
Ушел из постоянных клиентов мало кто, так как мы изначально были направлены на работу с e-commerce. Но сократились продажи клиентам, работающим в B2B-секторе: охранные организации, юридические услуги, продажа сигнальных систем и так далее. Меньше работаем с клиентами, продающими дорогие товары — мебель, дорогую технику. Почти полностью замерла работа с частными медицинскими организациями — это, скорее, временный эффект карантина.
Прогноз на собственное будущее, если карантин продлится, сделать пока сложно. Все будет зависеть от того, насколько рынок сможет перестроиться. Мы оказываем услуги бизнесу, и закрытие компаний в конечном итоге скажется и наших доходах.
Джанбулат Магомаев, владелец компании по выращиванию микрозелени, съедобных цветов и проростков City Farm, Махачкала:
— Мы работаем с 2018 года, все это время наши основные клиенты были из cегмента HoReCa, то есть рестораны, отели и кафе. Из-за карантинных мер продажи упали процентов на 70−80. Так как спрос со стороны ресторанов остановился, мы стали продавать зелень в супермаркетах города. Выйти на этот рынок не представляло большой сложности, потому что до карантина мы уже продавали в супермаркетах проростки, а теперь добавили к ним зелень — она нужна всегда и всем. Проростки и микрозелень богаты полезными элементами — это важно, особенно в такую пору. И, конечно же, вишенкой на торте являются наши съедобные цветы, которыми мы украшаем микрозелень.
Сейчас супермаркеты — это практически единственная площадка реализации нашей продукции. Они помогают нам сохранить доход, но хватает его только на поддержание деятельности компании. Думаю, если ситуация затянется, то выжить будет сложно. Нужно будет полностью перепрофилироваться на ретейл.
Фарид Сафазада, владелец магазина канцтоваров «Студент», Ставрополь:
— Магазин «Студент» в 1994 году открыл мой отец, и с тех пор он работал без выходных. Сейчас, впервые за 25 лет, магазин закрыт. Спас положение Instagram. Я завел его пару лет назад, и люди стали приходить в магазин, увидев нас в сети. Заказов онлайн не было, но все изменилось в один день. В день закрытия магазина я, как обычно, стал разбирать коробки с товарами в сторис, в одной из них были картины по номерам. И тут Instagram взорвался. Люди стали писать, звонить, спрашивать, могу ли я привезти им товары к дому. Число подписчиков выросло на 2,5 тысячи. Посыпались заказы. Заодно с картинами люди просили привезти еще тетради для детей и так далее.
Я уже давно развожу крупные заказы по госучреждениям и фирмам, поэтому был готов технически. Сейчас в день бывает до 20 доставок — до
Этот кризис дал хороший «пинок». Я понял, что нужен интернет-магазин. Я пытался открыть сайт несколько лет назад, но тогда мы не были готовы технически, а покупатели — морально. Сейчас все изменилось, поэтому ищу программистов, а потом нужны будут менеджеры, техадмин, курьеры. Да и в магазине будут изменения — появится новое арт-пространство для мастер-классов. Товаров для творчества очень много. Сейчас я понимаю, насколько это перспективная ниша.
На карантине я не разбогатею, это точно. Да, спрос на товары для хобби вырос в несколько раз, но так же сильно упал на школьные товары: пеналы, портфели, линейки и прочую мелочевку. Я вижу, что происходит кругом, и то, что нам благодаря доставке и Instagram удается сохранить коллектив, выплачивать зарплаты, завершать ремонт и готовить магазин к открытию, считаю большой удачей.
Сейчас даже крупнейшие производители и поставщики в нашей сфере не берутся делать прогнозы. Мы сильно зависим от импорта, а ситуация на заводах и на границах меняется каждый день. Но я с оптимизмом жду начало учебного года. Я успел сделать «закладку» — купил большую партию товаров для школы по старой цене. Поэтому осенью ожидаю спрос на школьные товары, поскольку смогу предложить их по выгодным ценам.
Тимур Губаев, основатель мебельной компании Guticher, Владикавказ:
— Наше производство работает. Шоурум во Владикавказе — тоже, но только как офис по обработке онлайн-запросов, для посещения он закрыт. Дилеры в Грозном и Краснодаре не работают.
Мы внедрили новый алгоритм работы: получаем запросы от клиентов в мессенджерах и дальше обсуждаем проекты тоже онлайн — по почте, в мессенджерах. По видеосвязи, с помощью фотографий утверждаем материалы. Внедряем систему скидок. Мы рассчитываем на клиентов, которые планировали покупку мебели в отдаленной перспективе, и предлагаем заказать уже сейчас по более привлекательной цене. Еще поговорили, конечно, с арендаторами. Кто-то сделал скидку 20%, кто-то — чуть больше. Но, по факту, это не особо компенсирует потери предприятия. Несмотря на все усилия, бизнес просел уже на 40%. В основном мы выполянем заказы, принятые раньше. Основные наши клиенты — это частники или дизайнеры, которые работают с заказчиками. И им сейчас не до покупки мебели. А часть уже готовой продукции лежит у нас на складах неоплаченной: у заказчиков затягивается ремонт или ввод помещений в эксплуатацию. Такая нехорошая получается яма.
Мы максимально ужались в расходах. Пришлось урезать инвестиции в human-капитал — сократили тех сотрудников, которых набирали на стажировку. Под государственную поддержку мы не попадаем, потому что фактически на производство санкции не распространялись. А ту антикризисную поддержку, которая нам теоретически может быть доступна, получить очень сложно, да и неизвестно, когда это случится: сбор кучи документов, заявок, длительное рассмотрение… Если до середины мая ситуация не изменится, а она, по всей вероятности, не изменится, нам будет уже не очень весело.