Когда чеченцы сватают невесту, достойного жениха обычно описывают так: делает намаз и постится, не пьет и не курит, работает и ездит за рулем. С той же меркой подходят и к разводу: общество не понимает женщину, если она не смогла сохранить брак с человеком, который соответствует этим трем критериям. Женщину в Чечне вообще оценивают именно как жену — какой бы успешной ни была ее карьера, незамужняя в глазах общества всегда останется неудачницей.
Какие же они — идеальные чеченец и чеченка? Ответ на этот вопрос почти всегда начинается с воспоминаний о прошлом. А что происходит сегодня — попытались выяснить наши корреспонденты в Чечне.
Чеченский шейх, просветитель Сугаип-мулла Гайсумов в XIX веке говорил, что общество делится на два слоя: высший — народ, низший — рабы. Причем такое разделение не зависит от происхождения или богатства — оно связано только с характером человека. В народе, в свою очередь, выделяются три типа мужчин: борш — существо мужского пола, который думает исключительно об интересах своей семьи; стаг — мужчина, который берет на себя заботы не только своего рода, но и целого квартала или даже села; къонах — витязь, высшее звено человеческой эволюции в представлении чеченцев, всю жизнь посвятивший служению своему народу.
— Как-то прямо во двор к Бейбулату Таймиеву пришел молодой импульсивный человек, — рассказывает историк Амин Тесаев. — И заявил: «Все говорят, что ты къонах, я пришел доказать, что тоже им являюсь, поэтому вызываю тебя на поединок». Бейбулат прекрасно понимал, что къонахом человека делают вовсе не сила и смелость, а совсем другие качества. Поэтому он ответил: «Обычай обязывает меня сначала проявить гостеприимство, а после этого я исполню твое желание». Он пригласил парня в дом и посадил за стол. Когда гость закончил трапезу, хозяин сказал: «Послушай, мой друг. Если бы ты победил меня, то никто не похвалил бы тебя за то, что ты погубил столь известного человека. Ты не стал бы къонахом, люди презирали бы тебя. Если бы я победил тебя, то пошла бы молва, что я погубил человека, переступившего порог моего дома. И мой статус, и твое имя окажутся в худшем положении, если один из нас победит другого. Поэтому давай поступим по-другому. Ты вкусил пищу в моем доме, я проявил к тебе гостеприимство, мы будем с тобой с этого времени друзьями». И, удивленный мудростью и рассудительностью Бейбулата, этот фактически пристыженный человек сам убедился, что тот по справедливости был назван къонахом.
Другая легенда более поздняя. Когда чеченцев просят объяснить, что такое къонах, многие из них приводят в пример эту историю. Между двумя чеченскими семьями вспыхнула кровная вражда. Родственник убитого поклялся отомстить обидчику, но вскоре весь народ выслали. Долго искал чеченец своего кровника в Средней Азии. Узнав, где тот живет, он ворвался к нему во двор, чтобы отомстить, но обнаружил там только маленькую девочку, осиротевшую после его смерти. Мститель забрал ее к себе и воспитал как родную дочь.
Если вы назовете чеченца къонахом, вы сделаете ему лучший комплимент. Сам себя он так наречь не может: самодовольного хвастунишку сразу же засмеют люди. Статус къонаха присваивается человеку обществом. Это как титул рыцаря. Но чеченский къонах совершает подвиги не ради дамы сердца, а исключительно в интересах Отчизны.
Лучшие качества къонаха описывает чеченский фольклор. Так, в народном эпосе есть жанр илли — героическая песнь о подвигах славных сынов, как реально существовавших, так и выдуманных. Но даже в этих произведениях статусом къонаха чеченский народ наделял далеко не каждого.
— Иногда героем илли становится просто кант — добрый молодец, — объясняет этнолог Леча Ильясов, издавший кодекс «Къонахалла». — Он, в принципе, обладает теми же достоинствами, что и къонах — мужеством, щедростью, помогает слабым и беззащитным, но къонахом не нарекается. В чем же отличие? Для просто положительного героя большое значение имеет признательность со стороны односельчан, друзей или народа. Для къонаха же совершение подвигов абсолютно органично, он это делает не ради похвалы или опасаясь наказания, а, как писал Кант, из любви к нравственному закону. И в моменты, когда стоит выбор между милосердием и чувством собственного достоинства и гордости, къонах всегда выбирает милосердие, хотя у него есть сила и мужество, чтобы защитить свои интересы.
— Есть одна история, связанная с именем выдающегося чеченского ученого XVII века Гази-Хаджи Алдамова, — говорит Амин Тесаев. — Его сын был убит во время потасовки. Алим вызвал убийцу вместе со свидетелями этого происшествия. Тот пришел, склонив голову, и рассказал всю историю: что им обоим была по душе одна девушка, на этой почве у них случился конфликт, и он, к несчастью, ненамеренно нанес сопернику смертельный удар. Выслушав его повествование, выждав паузу, видимо переборов себя, Гази-Хаджи объявил свое решение. Он указал место, на котором хотел возвести дом для собственного сына, и сказал: «Отныне ты мне будешь вместо него. Мы женим тебя на твоей возлюбленной и поселим там». Он переступил через себя и свое право отомстить обидчику. Это очень яркий и проницательный пример прощения кровной мести, для которого требуется мужество.
Современному чеченцу, чтобы прослыть идеальным, необходимо не так много. Ему не нужно совершать подвигов на полях сражений — достаточно просто быть смелым, порядочным и справедливым человеком, который держит свое слово.
Современные мужчины отходят и от маскулинности, которая была присуща чеченцам и считалась неотъемлемым качеством с точки зрения кодекса чести. Во многом это происходит потому, что теперь мужчины ориентируются не столько на адаты, сколько на нормы ислама. Так, в чеченском обществе раньше считалось недопустимым брать собственного ребенка на руки. Сегодня отцы относятся к этому проще, считая, что раз этого не запрещает вера, то ничего плохого в публичном проявлении чувств к детям нет.
— Есть ли сегодня среди нас носители этого «титула» - къонах? Не знаю, — рассуждает одна из жительниц Грозного. — Если и есть, то, по-моему, очень мало. Конечно, у каждого из мужчин и женщин будут претензии друг к другу, мне, например, не нравится заискивание перед сильными мира всего. У нас в университете висел плакат, где описывались принципы жизни къонаха. И одним из них было следующее: «Учтивость и почтительность не должны переходить в низкопоклонство перед богатыми и влиятельными людьми». К сожалению, сегодня такое встречается во многих молодых людях.
Чеченская история знает много примеров мужчин-къонахов. Женские имена в этом списке героев не значатся. Но, по словам историков, это не отрицает факта их существования.
— Безусловно, женщина тоже может быть къонахом, но тут другой подход, — подчеркивает Амин Тесаев. — Если для мужчины къонахалла проявляется в контакте с обществом, в соблюдении не только нравственных законов, этикета, кодекса, но еще и в заботе обо всем народе, то для женщины къонахалла проявляется в семье. Это очень хорошо иллюстрирует чеченская пословица: «Воспитывая мальчика — воспитываешь мужчину, воспитывая девочку — целую нацию». Къонахалла женщины проявляется в том, чтобы воспитать достойных преемников. Это, безусловно, очень тяжелый труд, соизмеримый с подвигами къонахов.
Основное требование к чеченской женщине в прошлом и сейчас — умение вести хозяйство и обустраивать быт. Женщину, которая мастерски справляется с домашними делами, в народе называют дика зуда — «хорошая хозяйка».
Когда чеченцы жили большими семьями и браки чаще всего заключались внутри аула, села или тейпа, частый приход гостей был неизбежен. Поэтому в домах всегда должны были быть чистота, порядок и большой запас еды. И сегодня чеченские дика зудри живут, доведя дом и двор до блеска и набив холодильник до отказа на случай, если кто-то придет.
— Питанию мужа жена уделяла особое внимание, — рассказывает этнограф Тамара Шавлаева. — Она тщательно следила за его здоровьем, за тем, чтобы одежда была вовремя постирана и высушена. В прошлом жену могли обвинить в болезни мужа. Забота о муже была в приоритете, потому что он кормилец.
Чеченская женщина обязана рано вставать. Раньше ей нужно было подоить коров, покормить всех домашних животных, но и сейчас даже в условиях города дика зуда встает рано — пока дети спят, она может сделать заготовки для ужина, чтобы вечером никому не пришлось ждать, или посвятить это время учебе, саморазвитию.
Девочек приучают к труду с раннего детства.
— Где-то с 5 лет девочки умели пришивать пуговицу. Когда чеченские женщины производили войлочные ковры, 7-летним девочкам поручали изготовление тесьмы для них. Начиная с этого возраста они помогали маме выполнять работу по дому, — говорит этнограф. — Но самое главное, что с раннего возраста их учили безоговорочно слушаться отца, брата и старших членов семьи.
Женщина должна была быть ухоженной и стройной, и сегодня требования к ее внешности даже ужесточились.
— Многим покажется, что из женщины делали бесхарактерную рабыню. Вовсе нет. В женщине воспитывали гордость за свой род, — отмечает Тамара Шавлаева. — Она была защищена своим родом, своим тейпом, своей семьей. С ее мнением считались. За оскорбление женщины расплачивались кровью. Когда двое кровников выхватывали кинжалы, чтобы нанести смертельный удар, остановить их могла только женщина, бросив между ними платок со своей головы. У чеченцев есть пословица «Мужика мужчиной делает женщина. Но и мужчину в мужика превращает тоже женщина».
— Жизнь чеченки защищена адатами, — говорит журналистка, автор книги о выдающихся чеченских женщинах «Не забывай меня, Чечня» Аза Газиева. — Это видно на законах кровной мести. За одну убитую женщину у чеченцев убивали двух мужчин. Если мужчина на узкой тропинке лицом к лицу встретится с убийцей своего отца, и она женщина, по чеченским адатам он не вправе до нее дотронуться, а об убийстве и речи быть не может. Он может только стегануть ее по спине плеткой — по правой стороне. По левой стороне нельзя, ибо там находится сердце, и оно может остановиться от болевого шока. У женщины должна быть своя комната, и муж без желания жены не имеет права в ней находиться. В древности чеченская женщина ставила веник у двери, если у нее появлялось желание видеться с мужем в эту ночь.
Любопытно, что чеченские обычаи порой строже к женщине, чем нормы ислама. Если религия по определенным причинам позволяет жене расходовать средства из имущества мужа без его разрешения, то в чеченском обществе это возбраняется. Считается, что такое может себе позволить лишь женщина из семьи с низкими моральными устоями.
Очень высоко ценились и ценятся дипломатические таланты женщины, ее способность поддерживать хорошие отношения с родственниками.
— Это большое искусство, — говорит Тамара Шавлаева. — Когда у мужа возникали конфликты с его родственниками, она всегда становилась на сторону родственников. Никогда на стороне мужа она не выступала. Эту модель поведения она вбирает еще дома, у матери. Перед своими родственниками она всегда защищала родственников мужа, потому что это род ее детей, а перед родственниками мужа в корректной форме защищала свою родню.
Но если ситуация складывалась так, что в роду не осталось мужчин, то она готова была выстоять, выдержать и устроить в доме все так, чтобы этот дом жил полноценной жизнью. Воспитывала детей, несмотря на отсутствие в доме отца. Таких женщин чеченцы называют «къонах стаг» — «сильная женщина».
В меняющемся мире требования чеченского общества к женщине остаются неизменными.
— Сейчас другие реалии, ценности, влияние соседних культур. Но все равно надо оборачиваться назад и пытаться сохранить рациональное зерно, — считает Тамара Шавлаева. — Ценности нужно брать из прошлого. Это железный архив, где все проверено и отшлифовано самой историей, самой жизнью. Из-за того, что женщина работает и развивается, от домашних обязанностей ее никто не освобождает. На работе она может быть руководителем и профессором, но дома она должна соблюдать весь этикет с мужем, с его родней. Я знаю, что в современном обществе, как вирус, гуляет мнение, что женщина должна ухаживать только за мужем и детьми, обслуживать его родственников на ней нет обязанности. Но если мы будем следовать этой тенденции — это приведет к катастрофе.
С ней согласна и Аза Газиева:
— Чеченская женщина сегодня умна, образованна, многие работают по выбранной ими профессии. Однако это не снимает с нее обязанности быть хранительницей очага. У чеченцев никто не обязывает женщину работать — это ее инициатива. И если жена работает, она не обязана отчитываться перед мужем за заработанные ею деньги. Чеченская женщина вольна поступать с ними как ей заблагорассудится. Муж не имеет права пользоваться имуществом жены. Очень важно, чтобы именно муж приносил еду в дом, обеспечивал семью. Как гласит чеченская пословица, «Для девушки ищи зерно, а для парня — семя», то есть для чеченца очень важно происхождение девушки, потому что это может говорить о ее характере, а для девушки важно, насколько мужчина сможет ее обеспечивать. В обществе сильно порицается, если мужчина в доме не работает. А терпеть это или нет, женщина решает сама: и религия, и адаты ей это разрешают. Чеченская женщина имеет право инициировать развод, если муж чересчур скупой или же неприлично толстый.