Общество
Священник, который смеется
20 июня, 2017
3653
Отец Георгий из Владикавказа — о пользе улыбки, специфическом унынии и национальном грехе

Если бы в Северной Осетии существовал конкурс на самого популярного батюшку, его бы наверняка выиграл протоиерей, штатный клирик владикавказского храма Святого Ильи отец Георгий Хворостьянов, в миру — Казбек.

Он из тех, кто никогда не осудит девушку, одетую неподобающе для церкви, и поставит на место бабушку, считающую себя вправе осудить эту самую девушку. Каждое воскресенье среди многочисленных верующих в храме можно увидеть невероятно энергичного отца Георгия. Он всегда спешит, но все успевает: подбодрить улыбкой, советом, шуткой, уверенным голосом и глубоким взглядом. А на своей страничке в фейсбуке отец Георгий постоянно шутит, ломая принятый за норму стереотип о том, что священники — исключительно далекие от земных забот люди и им некогда веселиться. Но за всей легкостью общения скрывается необъятный ежедневный труд служения и работы над собой.

Как химик стал клириком

— Мы были обычной верующей семьей, — говорит батюшка. Но в начале 90-х молодежи в храме почти не было, и участие школьника в таинствах исповеди и причастия не могло пройти незамеченным — Казбеку предложили стать пономарем, правой рукой священника на литургии. Тогда жизнь старшеклассника разделилась на две непересекающиеся части: жизнь в храме и жизнь на улице с обычными развлечениями вроде драк, жевания смолы и летящих в балконы соседей футбольных мячей. В какой-то момент жизнь в храме перевесила.

— Сейчас, когда я оглядываюсь назад, то ясно вижу, что путь мой к священству был определен и по-другому быть не могло, — говорит отец Георгий.

А тогда Казбек успел поступить на химико-технический факультет, продолжая при этом активную жизнь в Ильинском храме. Но окончательно убедившись, кем хочет стать, поехал в Ставрополь поступать духовную семинарию и там, ни больше и ни меньше, встретил свою судьбу.

Ты узнаешь ее из тысячи

— Она испортила мою будущую карьеру, — улыбается отец Георгий, начиная рассказ о том, как познакомился со своей женой Людмилой. — У меня в голове уже был четкий план: я оканчиваю семинарию, еду в столицу дальше получать богословское образование в академии и потом возвращаюсь в семинарию уже преподавателем.

Но так случилось, что в августе 1999 года, приехав в семинарию, Казбек познакомился на клиросе с регентом-псаломщиком кафедрального собора Андрея Первозванного — Людой.

— Я увидел ее со спины, что-то во мне дрогнуло, я обошел собор, чтобы посмотреть на лицо. И все. Уже ни о какой дальнейшей учебе речи не шло, я отучился в семинарии, и мы создали семью.

Людмила смеется и дополняет рассказ:

— Абитуриентов семинарии в соборе всегда бывало много — мелькает сто, двести лиц, и ты не обращаешь на них внимания. А тут идет служба, в какой-то момент я оборачиваюсь, а кафедральный собор большой, и вижу человека. Нет, я не влюбилась с первого взгляда, он вообще не в моем вкусе, — «мстит» матушка батюшке за «испорченную карьеру», — просто промелькнуло: у меня что-то будет с ним связано.

Сегодня отца Георгия и матушку Людмилу связывают не только узы брака, но и трое детей: Давид, София и Татьяна. Каждое воскресенье они участвуют в божественной литургии — исповедуются и причащаются, а после терпеливо ждут, когда освободятся родители: мама — регент хора и папа — священник.

Дети одновременно бросаются на отца, когда он заканчивает службу, но у них есть только несколько мгновений — потому что не иссякает поток тех, кому нужно благословение и тепло, и дети вновь терпеливо ждут, потому что все понимают: в мире слишком много боли и не у каждого есть дома «свой» батюшка.

Воспитание чувств

Свой-то он свой, но служение забирает у отца Георгия почти все время, и его едва хватает на общение с собственными детьми.

— Своего сына я шутя называю «наследник престола», — рассказывает отец Георгий, — потому что имя у него такое — Давид.

Сейчас Давид учится в седьмом классе. На вопрос, испытывают ли учителя трепет от того, что у них учатся дети священника, Людмила отвечает, что трепета нет, а есть недоумение: почему сын священника такой мегаактивный?

Как тут не вспомнить те самые стереотипы о том, что священник не должен веселиться? Похоже, что сын весь в отца — энергичный, обаятельный и любит пошутить. И словно в доказательство этого на пороге кухни появляются отец с сыном, вооруженные «нерфами» (игрушка-бластер. — Ред.) — сегодняшним увлечением Давида. «Лучше бы с шахматами сфотографировались», — говорит Людмила и продолжает рассказывать о детях:

— София и Таня — совесть класса, часто выступают в роли примиряющего звена в конфликтах. И тут уже ясно, что девочки все в мать — очень спокойные и мягкие.

У девочек кроме школы есть еще занятия музыкой, а общее увлечение детей — соревнования в знании географии, просмотр документальных фильмов о животных и передач о естествознании.

— Мы даже стали называться свою семью «прайд» — так дети увлекаются фильмами о львах и тиграх, — говорит батюшка. На вопрос, бывает ли так, что дети отказываются идти в храм, отец Георгий опять отвечает шутливо: — Нет, у нас автократия, — и стучит кулаком по столу, а потом серьезно добавляет, что дети с самого рождения воспитаны в этой традиции и иначе просто быть не может. — Возможно, когда Давид будет учиться в университете, оторвется от «прайда», тогда скажет свое «не хочу». К тому же когда в семье один ребенок — это одно, а когда двое, трое — совсем другое. Они друг на друга смотрят, и как, например, Таня скажет, что не хочет идти в храм, когда двое старших идут?

— Я понимаю, что дети устают от учебы и скучают по мне, и поэтому стараюсь каждый свободный день выезжать на природу, — продолжает батюшка. — Летом на велосипедах, зимой на санках и коньках. Часто наведываемся в монастырь к матушке Нонне (настоятельница Аланского Богоявленского женского монастыря в Алагирском ущелье матушка Нонна Багаева. — Ред.), там есть где погулять и нас всегда радушно принимают. Иногда всей семьей ходим в кино, в кафе. Летом отвожу детей к родителям Людмилы в Карачаево-Черкесию, где они познают приятности жизни в деревне с домашними животными.

Домашние в свою очередь понимают, что отец очень устает на служении, и, видя, что батюшка совсем без сил, тихонько расходятся по своим делам, чтобы он посидел в тишине.

— Участвуя в проблеме какой-то семьи или человека, ты же не будешь равнодушно судить, ты будешь душевно переживать, думать об этом человеке, молиться, звонить. И, естественно, когда приходишь домой — ты еще там, с теми переживаниями. Но нужно переключаться. А потом обратно. И так все время.

Специфическое уныние и веселый фейсбук

После службы, когда прихожане подходят целовать крест, отец Георгий часто спрашивает у тех, кто печалится: «Где улыбка, почему унываете?» Ведь по мерке церкви уныние — страшный грех, потому что означает, что человек не верит, не чувствует Бога. Бывает ли такое у самих священнослужителей? Отец Георгий отвечает, что, конечно, и у него бывает уныние, но другое:

— У нас, священнослужителей, специфическое уныние, так как мы знаем чуть-чуть больше, чем другие, уровень понимания другой и уныние — другое. У большинства людей как: вот что-то не получилось в жизни, поэтому пришел в храм помолиться. А у нас уныние имеет другой окрас. Иногда кажется, что выхода нет, хотя ты при этом свято веришь, что он всегда есть: ведь Бог не даст искушения выше того, что ты можешь понести, но иногда кажется, что может дать… А потом утром просыпаешься — и вроде ничего…

Если уныние — страшный грех, значит, радоваться и веселиться хорошо? По логике вещей так, но бесконечные шутливые посты, которыми делится из популярных «пабликов» на своей личной страничке в фейсбуке отец Георгий, вызывают нарекания. В первую очередь — от матушки, она говорит: «Смейся со мной». Но батюшка хочет, чтобы смешные картинки вызвали улыбки и у других.

Национальный грех и понятная Библия

Отец Георгий «стену смеха» не убирает и говорит, что если думать о том, что скажет каждый, то ни на что остальное времени не останется.

Размышления на эту тему привели отца Георгия к выводу, что в Осетии вопрос «А что скажут на это люди?» является одним из идолов, национальным грехом. Он приводит в пример людей с дорогими автомобилями, которые нечем заправить, потому что куплены в долг — произвести впечатление.

— А еще хуже бывает, когда такая «гордынька» приходит в храм. К примеру, человек хочет креститься, но у него нет денег. Ему никогда не откажут, совершат таинства и без пожертвования — но человек горд и лучше возьмет долг, чем попросит. А потом выходит из храма и рассказывает, что с него взяли деньги. Поэтому надо жить так, как ты считаешь нужным в соответствии с моралью, нравственностью, этикой, а самое главное — со Священным писанием, — подытоживает батюшка.

Но Священное писание мало кто читает. Однажды на проповеди отец Георгий сказал: «Хоть бы раз кто-то из вас подошел ко мне и задал вопрос о Священном писании. Ведь там очень много непонятных мест, которые не объяснишь без обращения к контексту истории, географии… Но никто не спрашивает, будто всем все понятно».

— К сожалению, прихожане почему-то не считают нужным регулярно читать Священное писание, — сокрушается батюшка. — Они считают, что если находятся в церкви — исповедуются, причащаются, то этого более чем достаточно. А без слова Божия что?

Кажется, что в словах батюшки проскальзывает то самое специфическое уныние. Но жизнерадостность и легкость бытия одерживают верх — и отец Георгий со свойственной ему энергией, отвечая на телефонный звонок прихожанина, начинает объяснять ему главу из Писания. Горчичные семечки проросли на благодатной почве, служение продолжается…

ЕЩЕ МАТЕРИАЛЫ
Экскурсии без ограничений. Особенные гиды — о работе на Северном Кавказе
Как «показать» древнейший экспонат музея словами, объяснить шум горной реки на пальцах и почему в Чечне самый популярный жест в общении с туристами — «КРА»? Ответы знают герои нашего материала
Три часа Николая II во Владикавказе
Последний российский император бывал в столице Северной Осетии дважды. Второй визит даже упомянут в монаршем дневнике. Мы проследили за маршрутом Романова
Инвестиции, туристический налог, подготовка гидов и целевые места в вузах
О том, как Северная Осетия развивает индустрию гостеприимства, в интервью «Это Кавказ» рассказал министр экономического развития субъекта Марат Сокаев
Главные горнолыжные курорты Северного Кавказа: куда поехать зимой 2026 года
Рассказываем, какие есть трассы, сколько стоит ски-пасс, где остановиться и чем заняться после катания
Сталь, высота и скорость. Истории трех кавказских женщин, которые живут без оглядки на правила
Каждая из них выбрала путь, где нужна не только физическая, но и внутренняя сила, — и доказала, что хрупкость и решимость могут идти рядом
На здоровье: где провести новогодние выходные с пользой для организма
Природный потенциал позволяет санаториям Северного Кавказа принимать гостей круглый год. В новогодние праздники к оздоровительным программам добавляется развлекательная
Полная версия