Редкий специалист
Один в небе
2 марта, 2017
1971
На Кавказе обычно стремятся построить большой дом. Руслан Могушков уже залил фундамент, а потом передумал и… купил самолет. Теперь он единственный частный пилот в Ингушетии

Маленький самолет вместо большого дома

— Все ингуши мечтают о большом красивом доме. Мы сами шутим над этим: мол, любим строить! Раньше родовые башни, теперь дома. А у меня нет большого дома, зато есть самолет, — смеется Руслан Могушков.

Ему 43 года, впервые совершил в полет еще когда учился в 7-м классе в городе, где родился — Грозном — на клубном самолете местного ДОСААФ. Руслан сразу влюбился в авиацию и после школы отправился учиться в ставропольский авиационный центр. Потом было грозненское авиаучилище. В 19 он уже летал самостоятельныо. Но, несмотря на квалификацию военного летчика, долгий роман с авиацией тогда не сложился.

— Из-за развала СССР мне не довелось исполнить мечту — стать военным летчиком в советской армии. Я нашел работу снабженцем в Грозном. В 1999 году переехал в Назрань и пошел в МВД. Работал в роте, которая охраняла государственные объекты, например правительство Ингушетии. Потом какое-то время у меня был свой бизнес…

Говорит, переехал из Грозного в Назрань, купил участок с небольшой постройкой и тут же залил фундамент под большой, типичный кавказский дом. Но потом задался философским вопросом: «А зачем?» До сих пор во дворе стоит голый фундамент. Семье Могушковых достаточно по ингушским меркам скромного жилища в 100 квадратов.

— У нас трое детей, девочка еще маленькая, а пацаны — 1-й и 2-й класс. Тоже хотят стать пилотами, — рассказывает Руслан. — Жена поддерживает мое увлечение, но сама не просится полетать со мной. Прошлым летом я привозил ее на аэродром, она не захотела покататься. Думаю, в этом году еще раз ее приглашу полетать.

Звезда Instagram

— В Ингушетии малая авиация в новинку. Пару лет назад мы открыли клуб ДОСААФ на площадке аэропорта Магаса. Сейчас это три человека: я и два моих товарища-пилота, у нас есть клубный самолет — АН-2. А собственный самолет — только у меня, получается, я единственный частный пилот в республике, — рассказывает Руслан.

Год назад он получил свидетельство пилота гражданской авиации. Оно дает право летать на частном самолете. И сразу же привез с таганрогского авиазавода красно-белый легкомоторный СП-30 «Эльф», по отзывам на форумах авиаторов идеально подходящий для пилотирования на малых высотах.

— Раньше российские сборщики, это часто небольшие цеха, возили в страну европейские и американские запчасти и тут собирали самолеты. А когда евро и доллар рванули вверх, покупатели ушли: удовольствие и так недешевое, а тут стало еще в два раза дороже. Тогда мастер из Таганрога наладил свое производство запчастей. Мой самолет на 90% - из отечественных деталей (цена такой модели — 3—3,5 миллиона рублей, что дешевле популярного старенького самолета Cessna. — Ред). Только двигатель, сердце самолета, — австрийский, — объясняет авиатор.

Теперь двухместный самолет-малютка — звезда в республике. Молодые ингуши фотографируют его в небе для инстаграма, дети из соседних домов прибегают на поле у Бакинской трассы посмотреть, как садится самолет. А в прошлом году глава Ингушетии Юнус-Бек Евкуров пригласил летчика выступить с авиашоу на Дне ВДВ. И хотя этот самолет не подходит для крутого пилотажа («Штопор, петлю не сделаешь — это сложные фигуры, а виражи — пожалуйста»), местные жители, по словам Руслана, все равно остались под впечатлением.

Интересно, что у самого главы республики, бывшего вэдэвэшника, неравнодушного к авиации, в отличие от многих крупных политиков, частного самолета нет.

— У нас скромный глава, — говорит Руслан. — По республике он, думаю, передвигается на автомобиле, а в Москву летает рейсовым самолетом.

Авиатор так говорит неспроста: его основная работа — штурман в аэропорту Магаса. Уже почти 10 лет Руслан проверяет экипажи на знание аэронавигации перед полетом.

— У меня перерыв в полетах — 18 лет. У нас так: если три года не летаешь — уже не летчик. В 2013 году я начал «восстанавливаться» в авиацентрах Уфы и Екатеринбурга. И вскоре мы открыли клуб ДОСААФ в Ингушетии. Тут повезло: наш глава республики знаком с главой российского департамента авиации — они оба служили в ВДВ. Попросил самолет для нашего клуба. Евкурову пошли навстречу.

Родина с высоты 300 метров

Маленькую Ингушетию можно облететь за полчаса.

— Я летаю примерно раз в неделю зимой, летом чаще. Летаю и для удовольствия, и подрабатываю: выполняю авиахимработы для сельского хозяйства. А еще экскурсионные полеты, — говорит Руслан.

Полетать к нему приходят жители Назрани, Магаса, Карабулака. Чаще всего просят пилота покатать их над родными местами.

— Недавно обратились из местного историко-географического общества: они хотели найти крепость в горах — по архивным документам она есть, а по факту была затеряна. Мы полетели над той местностью и увидели — крепость стоит, просто рядом нет пеших троп. Сфотографировали ее с воздуха.

Правда, далеко в горы не полетишь. Руслан не предлагает пассажирам маршрут над знаменитыми родовыми башенными комплексами в Джейрахском районе. Рядом — Грузия, всего в 6−10 километрах, а территория считается приграничной зоной в радиусе 25 километров от границы.

— Можно получить специальное разрешение, но пока не было необходимости, — рассуждает авиатор. — Хотя я люблю летать в горах — это сложные полеты, но самые красивые.

Зато на остальной территории республики ограничений почти нет. Летать можно и над населенными пунктами — но на высоте не менее 300 метров.

«Быть пилотом — это круто»

Руслан говорит, что престиж профессии летчика, утраченный в 90-х, возвращается. Это можно отследить и по восстановлению региональных отделений ДОСААФ, и по конкурсу в летные училища, хотя до советского уровня еще далеко.

— В 80-е годы в летные училища был конкурс по 60−80 человек на место. Быть пилотом — это круто, так считали в СССР! Потом, после перестройки, училища закрывались, а в 2000-х был недобор. Сейчас, буквально 4−5 лет назад, конкурс снова появился — два-три человека на место.

Кроме Руслана, в Ингушетии еще есть только пара владельцев паралетов — это парапланы с моторами. Руслан хочет, чтобы авиаторов стало больше. Хочет отреставрировать самолет, собранный когда-то ингушским энтузиастом, — сейчас тот пылится во дворе, под навесом. А еще учится летать на самолете его друг из Чечни, скоро получит свидетельство пилота. Руслан уже представляет, куда можно полететь компанией.

— Я мечтаю, чтобы здесь авиация развивалась. Мы ведь только в начале пути. Ждем новичков в наш клуб ДОСААФ. Так и люди быстрее привыкнут к легкомоторным самолетам, — говорит он. — Обычно мои полеты воспринимают позитивно, но недавно на меня пожаловались в транспортный департамент. Там, где я иду на посадку, у Бакинской трассы, между Назранью и Магасом, стоят жилые дома. А мне нужно сбросить высоту, и люди видят, как я снижаюсь рядом с жилищами. Кто-то испугался… Нет, мне в департаменте ничего не запретили — я же летаю по правилам безопасности. Я решил, как потеплеет, обойду ближайшие дома — объясню, что не нужно переживать… В общем, буду рассказывать местным жителям про полеты!

ЕЩЕ МАТЕРИАЛЫ
Кавказ без посредников: что показали иностранным журналистам в республиках СКФО
Собрали самое главное о пресс-туре, к которому присоединились представители ведущих мировых СМИ
Еда без ничего. Как живет единственная на Северном Кавказе сертифицированная пекарня без глютена
Как диагноз ребенка подтолкнул инженера из Ставрополя открыть пекарню для тех, кому даже крошка обычного хлеба может быть опасна для жизни
Тропики на шести сотках
Киви, миндаль, фисташки, авокадо, финики и ягоды годжи из собственного сада во Владикавказе — не утопия, а реальность для агронома Валерия Кабанова
«Стать сильнее, преодолев все трудности»
Правила жизни семьи Мархиевых из Ингушетии, победителей конкурса «Семья года — 2025» в номинации «Семья защитника Отечества»
Главные горнолыжные курорты Северного Кавказа: куда поехать зимой 2026 года
Рассказываем, какие есть трассы, сколько стоит ски-пасс, где остановиться и чем заняться после катания
«Медовые» цели пчеловода из Чечни
Основатель сети «медовых» магазинов Магомед Камаев знал, что хочет заниматься пчеловодством с самого детства. Найти призвание помог дедушка, который часто брал с собой внука на пасеку
Полная версия