Сделано на Кавказе
Фатима и ее шоколадная фабрика
11 октября, 2019
6955
Создательница самого вкусного шоколада в Ингушетии рассказала о дружбе с французскими кондитерами и о самом дорогом заказе от арабских шейхов и поделилась рецептом домашнего брауни

За годы практики мастерица из Ингушетии Фатима Галаева создала 6 авторских видов шоколада, почти 60 разновидностей конфет и освоила более сотни рецептов по выпечке сладостей. Сейчас она — вполне успешная бизнесвумен, а начиналось все, конечно, с малого.

Родом из Колумбии

Мы встречаемся с Фатимой в ее небольшом шоколадном цехе в центре Назрани. Внутри просторная кухня с несколькими печами и выставочный зал. Сам шоколад заготавливается дома в отдельном помещении, куда нет доступа никому. А в готовые сладости он превращается уже здесь. Фатима делает шоколад, торты, пирожные, мармелад, финики в шоколаде, фрукты и ягоды в шоколаде. Часть из них идет на продажу в розницу, и любой желающий может купить пирожное прямо из печи. Но в основном Фатима работает на заказ.

— Какао-бобы я покупаю в Колумбии, там есть разные сорта, я отобрала то, что мне нужно. Мой любимый — это «Креола». Какао-бобы мне присылают в сушеном виде в мешках раз в полгода, — по-хозяйски рассказывает Галаева.

Тростниковый сахар тоже везут из Колумбии, подложки и формы доставляют из Италии, упаковку — из Москвы. А вот ягоды для начинок — малину, клубнику, смородину и голубику — Фатима лично выращивает в своем саду и теплицах. Говорит, так вкуснее, потому что «никакой химии».

Башни для арабских шейхов

Наибольшей популярностью у заказчиков пользуется плиточный шоколад, бонбоньерки (одна большая, красиво упакованная конфета), шоколадные розы, коробки конфет, шоколадные корзины. Но бывают и необычные заказы. К примеру, недавно для шейха из арабских Эмиратов Фатима приготовила шоколадные конфеты в виде родовых ингушских башен.

— Это была огромная коробка: 230 конфет и 17 больших башен, целая композиция, — поясняет Фатима. —  Еще там был джигит, девушка в национальном наряде, дерево.

Заказчикам и шейху настолько понравилось исполнение, что шоколатье пригласили в Эмираты для участия в крупной выставке. Этот же заказ стал и самым дорогим — он обошелся шейху в 800 тысяч рублей.

— На самом деле это была очень долгая и кропотливая работа — потребовался почти месяц. Все я скрепляла шоколадом, конфеты заворачивала в красивую фольгу. Я использовала белый, молочный, черный и рубиновый шоколад. Да-да, есть такие рубиновые какао-бобы, вкус у них прекрасный!

К башням и горам Фатима испытывает особую любовь. В 1998 году полутораметровая башня из шоколада — уменьшенная копия одной из Вовнушек — принесла ей победу на международном чемпионате шоколатье в Италии.

— Готовиться тогда пришлось очень быстро. У меня не было даже форм, и я руками строила эту башню, лепила как могла, — вспоминает Фатима. — Я даже не поверила, когда озвучили, что первое место занимает Галаева.

За победу она получила около миллиона рублей. На призовые деньги купила три специальные печки для сладостей, которые установила у себя дома.

Марципан за пять миллионов

Весь шоколад Фатима делает по собственным рецептам, которые она разрабатывала в течение 20 лет.

— Я создала шесть сортов шоколада, 57 видов конфет. Владею почти сотней рецептов по выпечке, почти половина из них — мои авторские, — перечисляет шоколатье. — Есть три вида шоколада моих авторских, которые признаны на международном уровне — это черный, молочный и что-то среднее между ними. Секрет настоящего шоколада кроется в трех основах: какао-бобы, какао-масло и чистый мед.

Кстати, работа на Кавказе предполагает и определенные ограничения. К примеру, иногда в шоколад для вкуса надо добавить алкоголь, но Фатима, в силу религиозных убеждений, никогда этого не делает. Старается находить натуральные ингредиенты, которые могли бы заменить коньяк или ром — натуральная ваниль, имбирь, корица, мускатный орех.

Сейчас Фатиме часто поступают коммерческие предложения от кондитерских домов и частных бизнесменов. Просят продать рецепты или зовут работать мастером-кондитером в рестораны.

— Несколько недель назад ко мне приходили представители одного из регионов Северного Кавказа и предлагали пять миллионов рублей за рецепт марципана в шоколаде, но я отказалась. Мечтаю, что когда-нибудь передам рецепты детям — может, их освоит дочь или сноха.

Правда, пока дети не собираются идти по стопам матери. А вести бизнес одной — очень нелегко, признается Фатима. Составление бумаг, постоянные проверки. Нанять помощников не позволяют пока что финансы, тем более что цех приходится арендовать. Фатима много раз обращалась к властям с просьбой выделить ей земельный участок для постройки собственного цеха, но особых подвижек не было. Теперь записалась на прием к новому главе республики — надеется, что власти заинтересуются ее проектом превратить дом кондитера «Шоколадница» в визитную карточку республики.

Французская школа

Увлечение кондитерским ремеслом, в частности шоколадом, началось у Фатимы в шестом классе сельской школы в Нижних Ачалуках.

— Тогда я делала шоколадные батончики. Еще не было интернета и специальной литературы. Поэтому проводила много опытов. Мама ругалась, а я экспериментировала. Какао перемешивала со сливочным маслом, добавляла туда мед и выносила все это на холод, чтобы продукт заморозился, — вспоминает она.

После школы Фатима поступила в пищевой институт в Москве — училась на технолога, но свое увлечение «кондитеркой» не забросила. Со школы будущая шоколатье мечтала побывать в Париже, в том числе из-за знаменитых французских кондитеров. В 1991 году студентке четвертого курса из ингушского села такая возможность выпала.

— У меня гостила моя знакомая — француженка с русскими корнями, — вспоминает Фатима. — По работе она оказалась в Москве, и мы с ней познакомились на одном мероприятии, где была представлена выпечка. Разговорились. Рассказала ей, что тоже кое-что умею, но не профессионал. Она меня пригласила во Францию, пообещала помочь с документами, договориться об обучении и помочь с проживанием.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ
Шоколадная история
Шоколатье из Северной Осетии — о том, как маленький кусочек десерта может стать началом семейного бизнеса и почему вкус сделанных вручную плиток никогда не повторить на фабрике

Фатима копила деньги на поездку: откладывала стипендию, подрабатывала, немного помогли родные. Вскоре она прилетела в Париж, где ее встретила новая подруга. Та помогла Фатиме устроиться подмастерьем в один из кондитерских цехов, выделила комнату в своей квартире и на протяжении шести месяцев учебы помогла во всем.

Поначалу было тяжело: большая разница в менталитете плюс слабое знание языка, — вспоминает Фатима. —  Например, я привыкла, что младшие встают при появлении старших и не садятся с ними за одним столом. А французов это напрягало. Но потом мы подружились. Они как к дочке ко мне относились: подкалывали, грозились приготовить лягушек на обед.

Не обходилось, по словам Фатимы, и без курьезов.

— Как-то раз мы нагревали формы и темперировали шоколад (процесс топления шоколада с последующим охлаждением, — Ред.). Наверное, это был сговор. Я в этой суете осталась одна и пыталась одновременно сделать два дела — крутилась как могла. Только сняла с огня посуду с растопленным шоколадом и хотела ее перенести, а в это время заходит старший мастер. Я повернулась на шум открывшейся двери, и весь шоколад из кастрюли полетел в его сторону. Он размахивал руками и бегал по кухне. А как ругался! Хорошо, что я ничего не понимала.

О вдохновении

После стажировки Фатима вернулась в Москву, окончила институт, вышла замуж и переехала в Малгобек, неподалеку от родного села. Там же устроилась работать на кондитерскую фабрику «Россия», а с шоколадом экспериментировала дома.

В браке родила четверых детей. Старшей Софии 23 года, она окончила вуз в Москве, вышла замуж, живет и работает в столице. Вторая дочка Аза погибла в автокатастрофе в девять лет. Сын Магомед учится на втором курсе Рязанского высшего военного училища, а младший — Илез — еще школьник. Полтора года назад не стало главы семейства.

— Дети мне всегда помогали. Моя дочка Аза всегда восхищалась моей работой, говорила: «Мама, все у тебя получится», всегда поддерживала. А старшая, наоборот, не любила мое производство. Она видела, насколько это трудно. А Илез хочет стать архитектором и сегодня заявил: «Мам, я тебе когда-нибудь обязательно построю шоколадную фабрику в форме башни». Вот это меня вдохновляет.

Шоколадный торт брауни. Рецепт.

Специально для читателей «Это Кавказ» шоколатье поделилась фирменным рецептом приготовления шоколадного торта «Брауни».

В течение двух минут взбиваем миксером четыре яйца до образования пышной массы. В полученную смесь добавляем коричневый сахар (можно заменить столовой ложкой натурального меда), еще около минуты снова взбиваем все миксером и переливаем в чашу, откладываем в сторону.

Далее в отдельной посуде ложкой смешиваем сливочное масло с растопленым шоколадом (шоколад должен быть натуральным, а топить можно либо на водяной бане, либо в микроволновке в течение 30 секунд). Миксером взбиваем до пышности и добавляем туда две столовые ложки экстракта ванили либо одну чайную ложку ванили в порошке, снова смешиваем ложкой. Ваниль также можно заменить пятью столовыми ложками рома или коньяка.

Теперь через сито добавляем в яичную смесь муку и пекарский порошок. Полученную смесь переливаем в чашу с шоколадом и маслом и медленно перемешиваем, чтобы тесто не осело. Мешать надо ложкой до получения однородной массы.

Берем форму 20 на 30 сантиметров, застилаем ее пергаментом и аккуратно заполняем тестом, разравниваем будущий торт лопаткой и ставим в разогретую до 180 градусов духовку на 45 минут. Вынимаем форму и даем ей постоять около 10 минут, после чего торт перекладывается на решетку и 20−30 минут остывает при комнатной температуре.

Пока торт остывает, переходим к приготовлению глазури. Растапливаем черный шоколад на водяной бане, добавляем сливочное масло и перемешиваем ложкой до однородности. Полученную смесь выливаем на поверхность торта и разравниваем лопаткой. Шоколадный торт готов. По желанию его можно украсить взбитыми сливками, клубникой, малиной или голубикой.

ЕЩЕ МАТЕРИАЛЫ
«Стать сильнее, преодолев все трудности»
Правила жизни семьи Мархиевых из Ингушетии, победителей конкурса «Семья года — 2025» в номинации «Семья защитника Отечества»
Главные горнолыжные курорты Северного Кавказа: куда поехать зимой 2026 года
Рассказываем, какие есть трассы, сколько стоит ски-пасс, где остановиться и чем заняться после катания
На здоровье: где провести новогодние выходные с пользой для организма
Природный потенциал позволяет санаториям Северного Кавказа принимать гостей круглый год. В новогодние праздники к оздоровительным программам добавляется развлекательная
Единство в многообразии: лица и наряды Северного Кавказа
Ко Дню народного единства собрали фотогалерею, где каждый кадр — штрих в портрете многоликой России
От кобанцев до революционеров. Какие секреты скрывает ингушская земля?
Спросили у археологов, что общего между пулей от пулемета «Льюис», посохом древнего жреца и детской туфелькой трехсотлетней давности
Руслан Оздоев: «Моя цель — сделать Назрань самым комфортным городом»
Эксклюзивное интервью мэра Назрани об инвестициях, реконструкции и доверии горожан
Полная версия