— Я всегда училась на одни пятерки, была активисткой, мечтала стать прокурором, бороться за справедливость, — рассказывает Ася Хаматханова. — Защитила кандидатскую по теме «Смертная казнь: за и против». Кстати, тогда у меня было больше аргументов «за». Но в 20 лет я вышла замуж, после рождения детей страсти улеглись, и я поняла: нужно просвещать людей с помощью культуры.
Однажды я увидела картину, вышитую лентами. Она меня очень впечатлила, я захотела сделать что-то похожее. Так начала вышивать картины: натюрморты, пейзажи горной Ингушетии. Очень долго этим занималась — у меня были три персональные выставки, и все работы успешно разошлись. Прежний глава республики Юнус-Бек Евкуров часто дарил мои работы гостям.
А потом моя подруга Тамила прислала мне фотографию сумки дизайнера Александра Арутюнова с вышитыми ландышами и спросила: «Может, сделаешь такую?»
Я работала над ней три дня, два из них ушли на вышивку. Это была сумка из черной плотной ткани на металлической основе, ландыши я вышила нитями мулине и бисером, швы обработала мелкими бусинами. Изделие я, естественно, подарила своей вдохновительнице.
Следующая моя «авантюра» тоже связана с Тамилой. Она была в Италии и скинула мне фотографию сумки из перьев страуса безумной красоты: «Я очень такую хочу, но ее не продают — это витринный образец». Я восприняла это как призыв к действию.
На этом спецзаказы Тамилы не закончились. Чуть позже она увидела у какого-то дизайнера металлическую сумку в форме шара. Внутри у нее был тканевой мешок, но сама оболочка выглядела как круглая клетка, украшенная кристаллами Swarovski.
Я всегда себе говорю, что нет ничего невозможного. Поэтому я пошла в строительный магазин и купила там каркасный провод, паяльник, который никогда до этого в руках не держала, кислоту, паяльный жир и припой. Посмотрела в интернете ролики, как паять, и две недели на своем балконе паяла и приклеивала стразы. Каждый кристалл по отдельности.
— Всякий раз, когда Тамила выходила в свет с сумками от личного дизайнера, она производила фурор. А для меня сюрпризом было уже то, что сумка вообще получилась. Вдохновившие нас оригиналы были не из масс-маркета, они стоили не одну тысячу евро, в России их было в принципе не купить.
Мне было интересно работать с разными текстурами, материалами. Сумки из дерева я тоже делала. Пошла в столярную мастерскую и заказала там заготовки. Сначала была игра цветом — я пробовала разные краски и лаки. Потом сверлила, впервые в жизни взяв в руки дрель, и лентами делала вышивку по дереву. Это очень тяжело: лента тянется и цепляется. Но это было красиво. И это был опыт. В итоге получилось шесть деревянных сумок, их все раскупили.
Они были разные. У меня почти никогда не бывает двух одинаковых сумок. Во-первых, неинтересно повторяться. Во-вторых, невозможно изготовить две абсолютно одинаковые вещи вручную. Это же не фабрика.
— В 2020 году мы с племянницей Фатимой Хаматхановой решили основать собственный бренд. Назвали его «Пхамат» — в честь нашего родового башенного комплекса.
Раньше мы жили в разных городах: я в Ростове, она в Москве — и встречались крайне редко. Но мы обе увлекались всем, что связано с Ингушетией: историей, традициями и обычаями. И однажды мы обе оказались дома, встретились, поговорили и решили: «Давай попробуем с помощью сумок познакомить людей с ингушской культурой».
Конечно, сначала идея рождается в сердце. Допустим, нам что-то понравилось в музее: ремешок, посуда, истинг. Мы изучаем материал: звоним историкам, археологам, встречаемся, обсуждаем. Потом, когда наша коллекция в голове приобретает какие-то черты, мы это все рисуем и начинаем думать, какой должна быть текстура, как это будет смотреться, какие будут ручки.
Как-то в мае я поехала в горную Ингушетию. Там все луга в цветах, безумно красивых и неизбитых, и я подумала: почему бы нам не создать принт из этих цветов? Так появилась наша флористическая коллекция. В прошлом году в ней был всего один принт — овсяница ингушская, которая растет только в нашем ущелье Шоани. Сейчас их уже три. Мы с художником создали эти принты на основе растений, внесенных в Красную книгу Ингушетии. По красоте они не уступают ни лилиям, ни розам.
— За последние восемь лет я изготовила порядка 400 сумок. В одной из линий мы используем ингушские орнаменты. В последней коллекции полотно с узорами мы ткали вручную — это не нанесенный принт, не рисунок, а исключительно ручная работа. В итоге на один узор у нас уходил месяц работы, по девять часов ежедневно.
Эта линия называется «Хава» — в честь моей бабушки. В нашей культуре женщина — хранительница очага. Но тем не менее она очень сильно влияет на то, какими будут следующие поколения. Хотя фамилия и род продолжаются по линии мужчины, мать занимает не менее важное место. Именно поэтому сумки с орнаментами — с тем, что остается и передается из поколения в поколение, — я назвала именем бабушки по отцу.
Мою бабушку по матери звали Совдат. Ей я тоже посвятила отдельную коллекцию. Сумки в ней сделаны из каракуля и бронзы. Обычно каракуль — это «мужской» материал: из него изготавливали бурки и папахи. Но бабушка была очень мужественной и мудрой, многие поступки, которые она совершила, не каждый мужчина смог бы «осилить». Я решила использовать несвойственный женщинам каракуль в линии, названной ее именем.
Каждая наша сумка — это не просто изделие. У нее обязательно есть неприметные на первый взгляд смыслы и символы. Этот проект — память и восхищение культурой и историей народа. Наши изделия покупают не только в республике, у нас есть клиенты в Москве, Санкт-Петербурге, центральной России, Европе и Америке. Всем, кому нравится наш бренд, я всегда говорю: «Давайте сохраним свое великое прошлое ради прекрасного будущего».
Моя дочь тоже увлекается дизайном. И она хочет, чтобы под брендом «Пхамат» в будущем выходили не только сумки, но и одежда, и косметика. Поэтому она решила поступать и на дизайнера, и на химико-биологический факультет. Надеюсь, когда-нибудь наш бренд превратится в большой дом «Пхамат» и во всех наших изделиях будет наша ингушская ДНК.