Сделано на Кавказе
«Пхамат»: бренд с ингушской ДНК
17 мая, 2023
Дизайнер из Ингушетии Ася Хаматханова работает с металлом, деревом, стразами, мехом и даже с перьями страуса. Она делает сумки — и это не просто аксессуар, а эксклюзив с национальным культурным кодом

Муза по имени Тамила

— Я всегда училась на одни пятерки, была активисткой, мечтала стать прокурором, бороться за справедливость, — рассказывает Ася Хаматханова. — Защитила кандидатскую по теме «Смертная казнь: за и против». Кстати, тогда у меня было больше аргументов «за». Но в 20 лет я вышла замуж, после рождения детей страсти улеглись, и я поняла: нужно просвещать людей с помощью культуры.

Однажды я увидела картину, вышитую лентами. Она меня очень впечатлила, я захотела сделать что-то похожее. Так начала вышивать картины: натюрморты, пейзажи горной Ингушетии. Очень долго этим занималась — у меня были три персональные выставки, и все работы успешно разошлись. Прежний глава республики Юнус-Бек Евкуров часто дарил мои работы гостям.

А потом моя подруга Тамила прислала мне фотографию сумки дизайнера Александра Арутюнова с вышитыми ландышами и спросила: «Может, сделаешь такую?»

Я работала над ней три дня, два из них ушли на вышивку. Это была сумка из черной плотной ткани на металлической основе, ландыши я вышила нитями мулине и бисером, швы обработала мелкими бусинами. Изделие я, естественно, подарила своей вдохновительнице.

Следующая моя «авантюра» тоже связана с Тамилой. Она была в Италии и скинула мне фотографию сумки из перьев страуса безумной красоты: «Я очень такую хочу, но ее не продают — это витринный образец». Я восприняла это как призыв к действию.

На этом спецзаказы Тамилы не закончились. Чуть позже она увидела у какого-то дизайнера металлическую сумку в форме шара. Внутри у нее был тканевой мешок, но сама оболочка выглядела как круглая клетка, украшенная кристаллами Swarovski.

Я всегда себе говорю, что нет ничего невозможного. Поэтому я пошла в строительный магазин и купила там каркасный провод, паяльник, который никогда до этого в руках не держала, кислоту, паяльный жир и припой. Посмотрела в интернете ролики, как паять, и две недели на своем балконе паяла и приклеивала стразы. Каждый кристалл по отдельности.

Вышивка по дереву

— Всякий раз, когда Тамила выходила в свет с сумками от личного дизайнера, она производила фурор. А для меня сюрпризом было уже то, что сумка вообще получилась. Вдохновившие нас оригиналы были не из масс-маркета, они стоили не одну тысячу евро, в России их было в принципе не купить.

Мне было интересно работать с разными текстурами, материалами. Сумки из дерева я тоже делала. Пошла в столярную мастерскую и заказала там заготовки. Сначала была игра цветом — я пробовала разные краски и лаки. Потом сверлила, впервые в жизни взяв в руки дрель, и лентами делала вышивку по дереву. Это очень тяжело: лента тянется и цепляется. Но это было красиво. И это был опыт. В итоге получилось шесть деревянных сумок, их все раскупили.

Они были разные. У меня почти никогда не бывает двух одинаковых сумок. Во-первых, неинтересно повторяться. Во-вторых, невозможно изготовить две абсолютно одинаковые вещи вручную. Это же не фабрика.

Бренд, вдохновленный Ингушетией

— В 2020 году мы с племянницей Фатимой Хаматхановой решили основать собственный бренд. Назвали его «Пхамат» — в честь нашего родового башенного комплекса.

Раньше мы жили в разных городах: я в Ростове, она в Москве — и встречались крайне редко. Но мы обе увлекались всем, что связано с Ингушетией: историей, традициями и обычаями. И однажды мы обе оказались дома, встретились, поговорили и решили: «Давай попробуем с помощью сумок познакомить людей с ингушской культурой».

Конечно, сначала идея рождается в сердце. Допустим, нам что-то понравилось в музее: ремешок, посуда, истинг. Мы изучаем материал: звоним историкам, археологам, встречаемся, обсуждаем. Потом, когда наша коллекция в голове приобретает какие-то черты, мы это все рисуем и начинаем думать, какой должна быть текстура, как это будет смотреться, какие будут ручки.

Как-то в мае я поехала в горную Ингушетию. Там все луга в цветах, безумно красивых и неизбитых, и я подумала: почему бы нам не создать принт из этих цветов? Так появилась наша флористическая коллекция. В прошлом году в ней был всего один принт — овсяница ингушская, которая растет только в нашем ущелье Шоани. Сейчас их уже три. Мы с художником создали эти принты на основе растений, внесенных в Красную книгу Ингушетии. По красоте они не уступают ни лилиям, ни розам.

Сквозь поколения

— За последние восемь лет я изготовила порядка 400 сумок. В одной из линий мы используем ингушские орнаменты. В последней коллекции полотно с узорами мы ткали вручную — это не нанесенный принт, не рисунок, а исключительно ручная работа. В итоге на один узор у нас уходил месяц работы, по девять часов ежедневно.

Эта линия называется «Хава» — в честь моей бабушки. В нашей культуре женщина — хранительница очага. Но тем не менее она очень сильно влияет на то, какими будут следующие поколения. Хотя фамилия и род продолжаются по линии мужчины, мать занимает не менее важное место. Именно поэтому сумки с орнаментами — с тем, что остается и передается из поколения в поколение, — я назвала именем бабушки по отцу.

Мою бабушку по матери звали Совдат. Ей я тоже посвятила отдельную коллекцию. Сумки в ней сделаны из каракуля и бронзы. Обычно каракуль — это «мужской» материал: из него изготавливали бурки и папахи. Но бабушка была очень мужественной и мудрой, многие поступки, которые она совершила, не каждый мужчина смог бы «осилить». Я решила использовать несвойственный женщинам каракуль в линии, названной ее именем.

Каждая наша сумка — это не просто изделие. У нее обязательно есть неприметные на первый взгляд смыслы и символы. Этот проект — память и восхищение культурой и историей народа. Наши изделия покупают не только в республике, у нас есть клиенты в Москве, Санкт-Петербурге, центральной России, Европе и Америке. Всем, кому нравится наш бренд, я всегда говорю: «Давайте сохраним свое великое прошлое ради прекрасного будущего».

Моя дочь тоже увлекается дизайном. И она хочет, чтобы под брендом «Пхамат» в будущем выходили не только сумки, но и одежда, и косметика. Поэтому она решила поступать и на дизайнера, и на химико-биологический факультет. Надеюсь, когда-нибудь наш бренд превратится в большой дом «Пхамат» и во всех наших изделиях будет наша ингушская ДНК.

ЕЩЕ МАТЕРИАЛЫ
Не только минералка: какие продукты с Кавказа можно купить в Центральной России
Тысячи видов продукции с юга России можно приобрести по всей стране — от Калининграда до Дальнего Востока. Поговорили с представителями федеральных торговых сетей и выяснили, чем Кавказ кормит Россию
Кавказ без посредников: что показали иностранным журналистам в республиках СКФО
Собрали самое главное о пресс-туре, к которому присоединились представители ведущих мировых СМИ
Еда без ничего. Как живет единственная на Северном Кавказе сертифицированная пекарня без глютена
Как диагноз ребенка подтолкнул инженера из Ставрополя открыть пекарню для тех, кому даже крошка обычного хлеба может быть опасна для жизни
Сила воды: как рождается дагестанская минералка
От древних горных источников до современных заводов — рассказываем, как добывают и разливают легендарные воды
«Стать сильнее, преодолев все трудности»
Правила жизни семьи Мархиевых из Ингушетии, победителей конкурса «Семья года — 2025» в номинации «Семья защитника Отечества»
Главные горнолыжные курорты Северного Кавказа: куда поехать зимой 2026 года
Рассказываем, какие есть трассы, сколько стоит ски-пасс, где остановиться и чем заняться после катания
Полная версия