Сделано на Кавказе
Трансформер инженера Мусаева
9 июня, 2023
Конструктор из Махачкалы придумал электромобиль, который легким движением руки превращается в торговую точку. «Бизнес-машина» пользуется спросом, но для серийного производства нужны инвестиции

Крошка «Амал» —мал, да удал

Предприятие инженера Курбанали Мусаева в махачкалинском поселке Шамхал отыскать не просто. Мини-автопром развернулся в старом здании бывшей хлебопекарни. Именно здесь собирают уникальную самоходную торговую точку (СТТ) «Амал» (в переводе с арабского — «дело, труд»). По словам создателя, аналогов нет не только в стране, но и во всем мире.

— Идея возникла случайно, — рассказывает изобретатель. — Поехал как-то в Сочи. У меня товарищ там занимается продажей соков. У него была стационарная точка, а я предложил мобильную. Так мы и сделали нашу первую экспериментальную модель.

Электромобиль загружается сырьем, приезжает в нужное место и раскрывается, превращаясь в прилавок с козырьками от солнца. Корпус машины задуман как термос, есть емкости для фруктов, ледница, соковыжималка, отсек для отходов и пустых стаканов. У СТТ две передачи: пониженная (для движения по локальной точке) — 10 км/ч и повышенная (для смены локации) — 20 км/ч. Двигатель работает от сменного аккумулятора. Полного заряда хватает на 30−35 км пути и на работу холодильника в течение 7−8 часов. В комплекте есть и аварийный генератор.

— Была возможность установить бензиновый двигатель, даже с вариатором. Например, от скутера. Но электродвигатель дает возможность использовать «Амал» внутри любых павильонов, торговых центров. С бензодвигателем так не получилось бы, — объясняет Курбанали.

Трансформер из Шамхала

Прототип остался в Сочи, но конструктора было уже не остановить. За синей железной дверью его цеха в Шамхале нас встречает новый яркий концепт-кар «Амал-Айхо» — по имени олененка из советского мультфильма. Но формой он скорее напоминает какой-то мультяшный космический корабль.

— Я никогда не останавливаюсь на чем-то одном — это скучно. Захотел поменять дизайн и конструкцию. Мне не нравилась кабина: занимает торговую площадь. Так я придумал вход спереди. Рулевой механизм сделал подвижным. Ширина электромобиля всего 1,15 метра, но опрокидывание исключено — тут очень низкий центр тяжести. Аккумулятор тоже установлен ниже оси заднего чулка. Зато багажник вместительный. В него с легкостью вместятся шесть кегов для кваса. Но эта модификация — трансформер, может продавать все: мороженое, гамбургеры, жареную кукурузу, соки, фреши. А если немного переделать, превратится в шашлычную или в уборочную технику.

Крохотное транспортное средство собирается из отечественных запчастей.

— Ничего иностранного не берем. Укорачиваем задние чулки от «ВАЗа», колеса тоже вазовские, электродвигатели ставим асинхронные наши. Чтобы сделать торговую точку, многие сначала берут какой-то автомобиль за 1−2 миллиона. А потом еще вкладываются в него, чтобы переделать под торговлю. Мы же делаем все с нуля, и благодаря российским комплектующим цена небольшая — от 600 тысяч рублей.

Самые красивые руки

— В штате у меня всего четыре работника. Вернее, четыре с половиной, — сообщает Курбанали.

«Половиной» числится веселая дворняга по кличке Мика, которая крутится рядом с механиками.

— Она с нами с самого начала, — говорит Абдула Будайчиев, коллега Мусаева. — Мы с Курбанали хорошие друзья и во многом помогаем друг другу. Работаем над «Амалом» уже больше года. Работы много, творим же вручную, иногда приходится задерживаться допоздна.

В старом здании — творческий беспорядок и неожиданно чистые белые стены.

— Недавно побелил. Если бы приехали немного раньше, то увидели бы тут мои чертежи, — смеется Курбанали. — Когда приходит идея, ждать невозможно. Могу прохожего на улице остановить и на его спине что-то набросать.

Курбанали — выпускник Московского государственного технического университета имени Н. Баумана. Специальность — инженер-технолог, станкостроитель, конструктор. Креативить начал в конструкторском бюро одного из заводов Москвы. Но по семейным обстоятельствам из столицы пришлось уехать — с большим запасом идей. «Амал» — не первая его разработка. Он придумывает станки и строительные материалы, некоторые уже запатентовал.

— Наша компания дает людям возможность взять торговую точку и заняться своим делом, — говорит Курбанали. При этом сам он в сфере торговли никогда не работал. — Я до мозга костей производственник. Не умею заниматься чем-то другим. Моя душа связана с производством. Знаете, у борцов уши поломанные, а у меня — руки все в шрамах. Но я горжусь своими руками, они самые красивые. Очень люблю удивлять людей. Приятно, когда они видят что-то и говорят: «А что, так можно было?» Вот такая реакция для меня стимул. Да, деньги, конечно, тоже нужны, но эмоции важнее.

Требуется инвестор

Инженер продал уже четыре уникальных машины и говорит, что есть еще десять заказов. Следующий его проект — более объемная торговая точка, которая сможет развернуться до 20 квадратных метров.

— Спрос по Дагестану колоссальный. В республике активно развивается туризм. На Сарыкуме, на пляжах, в скверах от отдыхающих проходу нет, так что «Амал» пригодится, — уверен Курбанали.

Но массовое производство, к сожалению, наладить он не в силах. Сборка вручную отнимает много времени. Из инструментов в мастерской все самое простое и необходимое: компрессор, отрезной станок, шуруповерт, болгарка.

— Очень хотелось бы станок для автоматического нанесения стеклопластика. Но он стоит порядка 1,5 миллиона рублей. Сейчас весь раствор делаем вручную. А с таким агрегатом могли бы выпускать 30 машин в месяц.

Возможно, Мусаеву поможет Дагестанский союз промышленников и предпринимателей. Выпуск электромобилей здесь считают перспективным проектом, поэтому занялись подготовкой бизнес-плана для конструктора и поиском инвесторов.

ЕЩЕ МАТЕРИАЛЫ
Не только минералка: какие продукты с Кавказа можно купить в Центральной России
Тысячи видов продукции с юга России можно приобрести по всей стране — от Калининграда до Дальнего Востока. Поговорили с представителями федеральных торговых сетей и выяснили, чем Кавказ кормит Россию
Еда без ничего. Как живет единственная на Северном Кавказе сертифицированная пекарня без глютена
Как диагноз ребенка подтолкнул инженера из Ставрополя открыть пекарню для тех, кому даже крошка обычного хлеба может быть опасна для жизни
Сила воды: как рождается дагестанская минералка
От древних горных источников до современных заводов — рассказываем, как добывают и разливают легендарные воды
Герой России Хантемир Султанов: «Мы защищаем свою Родину, а значит, и свою семью»
В преддверии Дня Героев Отечества мы пообщались с подполковником Хантемиром Султановым — отважным сыном Дагестана, чья жизнь стала олицетворением беспримерного мужества
Тропики на шести сотках
Киви, миндаль, фисташки, авокадо, финики и ягоды годжи из собственного сада во Владикавказе — не утопия, а реальность для агронома Валерия Кабанова
Полная версия