{{$root.pageTitleShort}}

Спортивная «Малышка» цвета аквамарин

Токарь из Северной Осетии собрал гоночное авто своими руками: он не только сам вытачивал детали, но и придумывал их. Автомобиль получил патент, а его автор — славу, как у кинозвезды

Когда Жан-Поль Бельмондо в 1979 году рассекал на спортивном гоночном автомобиле Caterham Seven в фильме «Кто есть кто», Роберту Зангиеву было семь лет. Возможно, этот фильм показывали по советскому телевидению — и в этот момент перед экраном в городе Алагире сидел маленький мальчик, который спустя годы своими руками создаст собственный спортивный кар.

«Малышку» Зангиева цвета аквамарин чаще всего сравнивают именно с легендарным британским авто для гонок Lotus Seven, на вариации которого ездил герой Бельмондо. Правда, конструктору это не нравится.

— Единственное, что объединяет автомобили, — это небольшая масса и простая конструкция. Эксперты пришли к выводу, что ничего общего по дизайну нет. Иначе бы патент я не получил, — говорит мастер.

Роберт Зангиев

Зимой в базе Роспатента действительно появился охранный документ на промышленный образец легкого двухместного родстера, а изображения авто — в базе Федерального института промышленной собственности. В документах «Малышка» обозначена как «автомобиль прогулочный».

Собрать свой собственный спортивный кар Роберт задумал много лет назад, листая каталог с автомобилями. Воплощать в жизнь идею он начал десять лет назад, когда построил во дворе дома мастерскую.

— Во что это все выльется, в самом начале я и не подозревал, — признается Роберт. — На модели старых жигулей я изучал геометрические формы деталей.

Потом он скомпоновал двигатель, коробку передач, подвеску и под них начал строить раму, а когда та была готова, все старые агрегаты отложил в сторону и купил все новое: и коробку передач, и двигатель.

Рычаги, подвески и некоторые другие детали Роберт выточил сам. Раму кузова сварил из металлических балок.

— Получилась тележка, но на тот момент о кузове я еще и не думал, — говорит конструктор.

«Тележка» жила без кузова два года, пока Роберт не услышал, что в Москве можно купить стеклопластик — и невозможное вдруг стало возможным. Все наружные стеклопластиковые панели он формовал на сделанных своими силами матрицах.

Экспертов поражает точность, с которой создан автомобиль: все ювелирно подогнано друг к другу. Не верится, что каждый узел болида создан вручную. Все узлы и соединения, кроме двигателя и трансмиссии, — авторские. Роберт спроектировал их сам, не повторяя ничьих инженерных решений.

Секрет Роберта прост: у него за плечами 32 года работы высококвалифицированным токарем-фрезеровщиком. На Алагирский завод сопротивлений он попал в шестнадцать: пришел готовиться к поступлению в институт к работавшему там математику.

— Но мы провели только одно занятие, потому что когда я увидел станки и все остальное оборудование, то тут же заявил, что остаюсь, — вспоминает конструктор.

Теперь на завод Роберт в хорошую погоду ездит только на своей «Малышке». Такой же крутой, как и герой Бельмондо, только суровый осетин не обвязывается богемно шарфом. На трассе его авто разгоняется до 150 километров в час, может и больше, но хозяин кара такой цели не ставит.

Сейчас «Малышка» почти готова — осталось обшить салон. В этом Роберту помогает партнер. А цвет машины, который так всем нравится, конструктор получил практически случайно.

— У меня были остатки краски, я еще подмешал в нее что-то и, когда остановился, получился такой необычный цвет. И всем очень нравится — я даже не ожидал.

Нравится не только цвет — «Малышку», побывавшую уже в Беслане, Владикавказе и даже высокогорном Цее, на трассе постоянно останавливают автомобилисты, просят сфотографироваться и, конечно, расспрашивают, откуда она взялась. Из всех вопросов Роберту больше всего запомнился вопрос художника: «А как вы пришли к такой чистой линии?»

Сделать фото на память просят даже сотрудники ДПС. Они всегда доброжелательны, и Роберт за это благодарен, ведь документов на авто у конструктора еще нет. Для получения свидетельства о безопасности конструкции транспортного средства автомобиль должен пройти целый цикл дорогих и сложных тестов в авторизованной лаборатории в Москве. К такой бюрократической гонке Роберт пока не готов. Как и к тому, чтобы монетизировать свое произведение.

— Мне легче построить автомобиль, чем заниматься его продвижением, — объясняет он. — Хотя есть идеи: например, проехаться по автосалонам в Минводах, может кто-то захочет выставлять наш кар. Думал и поговорить с киностудиями, возможно, кто-то захочет снять наше авто в фильме. Но самый оптимальный вариант — это делать эксклюзивные машины на заказ. Теперь, когда пройдены все этапы, при наличии денег такой автомобиль можно изготовить за 3−5 месяцев. Можно дальше экспериментировать не с простыми отечественными агрегатами, а чтобы двигатель был помощнее и звук поблагороднее.

{{current+1}} / {{count}}

Эксперты оценивают стоимость автомобиля в два миллиона рублей, но для Роберта главное не его материальная ценность.

— Мои старшие сыновья помогали в мастерской и очень довольны, что их папа что-то такое сделал, — объясняет он. — Мой сын учится в сельхозинституте, однажды он шел и вахтер кричит ему: «Зангиев, подойди сюда!» Сын подошел в недоумении, а тот достает газету «Северная Осетия» и показывает заметку обо мне: «Ты его не знаешь, ты же тоже Зангиев?» Приятно бывает, когда люди ценят такие вещи.

Анна Кабисова

Рубрики

О ПРОЕКТЕ

«Первые лица Кавказа» — специальный проект портала «Это Кавказ» и информационного агентства ТАСС. В интервью с видными представителями региона — руководителями органов власти, главами крупнейших корпораций и компаний, лидерами общественного мнения, со всеми, кто действительно первый в своем деле, — мы говорим о главном: о жизни, о ценностях, о мыслях, о чувствах — обо всем, что не попадает в официальные отчеты, о самом личном и сокровенном.

СМОТРИТЕ ТАКЖЕ