{{$root.pageTitleShort}}

Когда лучший тюнинг — это шашлык. Кавказский «Запорожец» намерен покорить Европу

Чтобы тюнинговать «Мерседес», нужен счет в банке. Чтобы тюнинговать «Запорожец», нужно дикое желание и авторынок во Владикавказе. Как сделать из ржавого железа шедевр — знают в Северной Осетии

Сергей Мусаилов

Владикавказец Сергей Мусаилов с друзьями создали из ржавого остова «Запорожца» ЗАЗ-965 настоящий шедевр тюнинга. Ярко-желтая машина, по прозвищу Zero Optimistic Car, успела собрать все возможные автотитулы в России и готовится к походу на Европу. Денег на это нет, но Сергей верит в самое невозможное. Ведь из-за Zero ему уже пришлось заключить сделку с бездомными, отрастить волосы до плеч и остановить кортеж главы Северной Осетии.

«Купили его за 150 рублей у бомжей»

Сергей никогда не был автомобилистом. По образованию инженер, он успел поработать стилистом, барменом, ювелиром, сапожником, а сейчас водит такси. Навыки всех профессий и друзья и помогли ему превратить ржавый остов от «Запорожца», найденный на свалке, в автомобиль-чемпион.

Zero появился на спор. Все началось с того, что Сергей нарисовал тюнингованный «Запорожец», а когда обсуждал с друзьями свой набросок, сказал им, что сможет сотворить точно такой же в жизни. Поспорили на «Сникерс».

Первым делом Сергей сделал детальный рисунок того, как он себе представлял свою машину. Потом предстояла нелегкая задача — найти «Запорожец».

— Начали думать, где его достать. Долго маялись. В итоге нашли на свалке кузов — сожженный и побитый. Купили его за 150 рублей у бомжей. И тут я понял, что попал: эту железяку я со своими знаниями до ума не доведу. Полный профан в этом. Из необходимого было только знание работы с металлом, которое получил, будучи ювелиром.

Но спор для Сергея был делом чести, поэтому он решил, что будет учиться. Пошел в ученики к жестянщику. Потом к другому. И еще к одному.

— Все говорили, что создать то, что я задумал, из ржавого куска металла невозможно, — говорит владикавказец.

Сергей не отчаялся, подготовил чертежи и смог убедить одного из мастеров, что все задуманное вполне реально. Началась работа. Ржавчину счищали вручную — напильником и наждачкой. Заваривали дыры. Сергей сразу решил, что его авто будет ездить, а не просто станет декорацией. А значит, оно должно быть абсолютно безопасным. Машина просчитывалась на изгиб, кручение, жесткость.

— Но у меня наступил жизненный кризис, — говорит Сергей. — Ноги не шли в гараж. Это продолжалось полтора года. Потом я все же переборол себя. Зашел — машина стояла под огромным слоем пыли, еще даже не крашенная. Я подумал: «А стоило тратить столько времени и денег, чтобы из развалины сделать развалину и остановиться на этом?»

Тогда Сергей дал себе слово, что не будет стричься до тех пор, пока ЗАЗ-965 не выедет из гаража. Прошло шесть лет, волосы отросли до пояса, но машина тронулась с места.

«Детали от Lexus не хотели крепиться к проводам от „Жигули“»

Сколько он вложил в свой автомобиль, Сергей не считал. К тому же ценность шоу-кара не в стоимости деталей, а в примененных технических решениях.

— Мы, например, долго бились с панелью. Детали от Lexus никак не хотели крепиться к проводам от «Жигулей». Так долго пытались вместе с электриком соединить несоединимое, что на этой почве сдружились, — рассказывает Сергей.

Он по-прежнему считает себя профаном и говорит, что в его случае единственный способ что-то сотворить с автомобилем — это метод тыка.

— Чтобы тюнинговать «Мерседес», нужен счет в банке. Чтобы тюнинговать «Запорожец», нужно дикое желание и авторынок «Викалины» (рынок во Владикавказе. — Ред.). Придумали мы дисковые тормоза сделать. Идем на базар, покупаем старый агрегат. Начинаем пилить, кроить, кромсать, подгонять. Подошло? Нет, не подошла деталь от «Жигулей». Покупаем деталь от «Волги». Возимся с ней. Ура, получилось! Только после этого идем на базар и покупаем новую деталь. И так каждый раз. Прежде чем установим какую-то запчасть, перепробуем пять-шесть других.

Zero собран из деталей для BMW, Opel, «Газели», Toyota, Gelandewagen, «Жигулей», «Москвича», «Лады», «Нивы»… От «Запорожца» в желтом шоу-каре только лобовое и два боковых стекла. Сотворив чудо-кар, его авторы столкнулись с неожиданной проблемой: как оформить на такую машину документы? Сергей направил запрос в Московский автодорожный институт. Там в существование столь странного автомобиля не поверили и потребовали чертежи и видео. Получив, очень удивились, но предложили ездить на нем как на «Запорожце».

— Пришли к тогдашнему начальнику ГИБДД. Тот сперва у виска покрутил и подумал, что мы сумасшедшие. Но мы его уговорили прийти и посмотреть на машину, он очень хорошо разбирается в автомобилях. Он все обсмотрел, задал миллион вопросов, что и как я делал. Так был впечатлен, что подарил нам номера.

Бах! — и выиграли

Zero прославился неожиданно. В 2013 году Сергею позвонили из Пятигорска и, к его большому удивлению, пригласили на чемпионат России по автозвуку, мультимедиа и тюнингу. Оказывается, кто-то из гостей Владикавказа увидел на улицах города необычное авто, сфотографировал и прислал снимки членам жюри конкурса.

— Сын загорелся. Сказал: «Папа, езжай». Ну и поехали. Бах — выиграли! Чтобы вы понимали: эти соревнования — не просто конкурс-смотр. В конвертах по 200 вопросов, которые предполагают, что участник подробнейшим образом расскажет и докажет уникальность своей машины, — рассказывает Сергей.

Так «Запорожец» стал ездить по соревнованиям. Четыре года подряд Мусаилов и команда его нажитых в процессе создания Zero друзей участвовали в конкурсах. Взяли все, что было можно: около 40 первых мест и одно второе. Ни одна машина хотя бы дважды не становилась чемпионом России за всю историю соревнований, желтый же «Запорожец» из Северной Осетии — четырехкратный чемпион. А еще ЗАЗ-965 завоевал Кубок Кавказа и Кубок Черноземья, становился чемпионом России АМТ по тюнингу отечественных авто, получил Гран-при АМТ-Евразия за лучшую инсталляцию.

«Запорожцу» действительно есть чем удивить судей.

Лучший тюнинг — это шашлык

Первое, что бросается в глаза при взгляде на «Запорожец», — однозначно его цвет.

— Машина веселая, — говорит Сергей. — Изначально мы хотели создать «оптимистик кар». Думали долго над цветом. Когда я был парикмахером, то изучал колористику. Самые теплые тона, которые не вызывают агрессию, — это желтый и оранжевый. Но мы почему-то решили поэкспериментировать и покрасили серебристым. Машина потерялась.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ
Зачем «Приоры» сажают на пороги
Заниженные автомобили на Кавказе любят везде, но именно Пятигорск — законодатель моды. Здесь знают, почему «Лада Седан» — не баклажан и при чем тут женский каблук

Потом «Запорожец» покрасили темно-синим. Получилось что-то невнятное. Задумались над красным в черный горошек — как божья коровка, но этот вариант показался слишком избитым.

— Тогда я дал сыну в руки палитру и сказал: «Сынок, выбирай». Он выбрал желтый, — рассказывает Сергей. — Стали искать красивый оттенок этого цвета. Намучились. Краска невероятно дорогая — люминесцентная. Светится в темноте. Ее в подарок мне привезли с завода Ferrari. Да, желтые Ferrari тоже бывают.

Все приборы в салоне — не бутафория. Три монитора, камера заднего вида, навигатор, сигнализация, дистанционный запуск. Нет только интернета, но Сергей над этим работает. Уровень звука, согласно последнему замеру, — 129 дБ. По шкале шумов это что-то среднее между звуком отбойного молотка с одного метра и ревом самолета на старте.

На спидометре Zero — 300 км/час. Но Сергей предпочитает не усердствовать со скоростью.

— Я не делал из нее пулю и не хотел, чтобы она летала, — говорит он. — Сильно не разгоняюсь. У меня папа — мастер спорта по ралли. И я знаю, что такое быстрая езда. Мне это не по душе. Тем более машина маленькая. Это не безопасно.

Мотор у машины сзади.

{{current+1}} / {{count}}

— Когда об этом узнают, то следом бывает вопрос: «Она электрическая что ли?» — рассказывает владелец чудо-кара.

Машина продолжает меняться: нельзя несколько лет ездить на соревнования и побеждать, ничего не усовершенствуя в машине. Приходится придумывать, чем удивить судей. Команда отдыхала за городом, когда им пришла мысль: почему бы не разместить в свободном от мотора капоте набор для шашлыков?

— Провозились недели две — и получилось. Вуаля! Открываешь капот — и перед тобой полный набор для шашлыка. Регулярно используем. После каждой победы.

Любопытные гаишники, путь в хип-хоп и курс на Австрию

Само собой, Zero не оставляет равнодушными не только судей соревнований. Стоит Сергею днем остановиться где-нибудь в центре Владикавказа — через 10 минут у машины собирается толпа в сто человек. Смотрят, задают вопросы, интересуются даже маркой: люди уже забыли, что такое «Запорожец».

— К слову, до Пятигорска мы ехали 6 часов, хотя обычный путь занимает 2,5 часа. На каждом посту нас тормозили полицейские: «Остановись. Дай я посмотрю», — рассказывает Сергей. — Закончились все эти истории с любопытными гаишниками тем, что мы остановили кортеж тогдашнего главы республики Таймураза Мамсурова.

Полицейский остановил Zero прямо на трамвайных рельсах в центре Владикавказа. Сзади выстроилась куча машин. Образовалась пробка.

— Сигналят, гудят. А этот вцепился в машину, хочет здесь и сейчас ее посмотреть. Тогда начальник ГИБДД попросил меня не ездить днем по городу, — рассказывает Сергей.

Он всем разрешает фотографироваться с машиной и денег за это не берет. На финале чемпионата России в Краснодаре с Zero за 8 часов сделали 20 тысяч снимков. В Липецке ради веселого «Запорожца» остановился свадебный кортеж: жених с невестой захотели устроить фотосессию. «Запорожец» успел поучаствовать в Параде Победы, покрасоваться в автовыставке на дне города и сняться в клипе местного рэпера Ацамаза Гассиева aka Jah-Far.

Мусаилову не раз предлагали купить его творение, но Zero не продается. Его ждут великие дела.

— На машине есть карта России. Звездами указаны города, где мы побывали. Объехали полстраны. Единственные из Осетии, здесь не развито это направление. Мы решили, что высшая ступень — выиграть Европу, — говорит Сергей.

И этот шанс он недавно получил — Zero попал в число восьми российских машин, которые пригласили на соревнования в австрийский Зальцбург.

— Мы были очень счастливы. А потом сели считать, в какую же сумму нам обойдется поездка, и загрустили. Только на бензин до Австрии — 150 тысяч, это самый экономичный вариант. А еще нам надо где-то жить и что-то есть.

Сергей начал искать спонсоров в обмен на рекламу. Пока безрезультатно, но он не оставляет надежду — как всегда.

P. S. Свой «Сникерс» Сергей получил.

Алина Алиханова

Рубрики

О ПРОЕКТЕ

«Первые лица Кавказа» — специальный проект портала «Это Кавказ» и информационного агентства ТАСС. В интервью с видными представителями региона — руководителями органов власти, главами крупнейших корпораций и компаний, лидерами общественного мнения, со всеми, кто действительно первый в своем деле, — мы говорим о главном: о жизни, о ценностях, о мыслях, о чувствах — обо всем, что не попадает в официальные отчеты, о самом личном и сокровенном.

СМОТРИТЕ ТАКЖЕ