Дагестанское селение Кубачи известно прежде всего своими златокузнецами. Про которых в восьмидесятых годах прошлого века на знаменитой Северо-Осетинской телестудии даже сняли художественный фильм «Загадка кубачинского браслета». Но не только ювелирными изделиями славится знаменитый аул, и не только у браслетов бывают загадки.
Кубачинские женщины носят особенные платки, по которым их легко узнать с первого взгляда, — казы. Мы расспросили сельчанок о секретах этого необычного головного убора, и вот что они нам рассказали.
Каз представляет собой белую ткань, расшитую узорами из золотой нити и украшенную бахромой. Строго говоря, это не платок, а шарф. Но называют его все-таки платком.
Такие уборы носят только женщины дагестанского села Кубачи. Больше никакой другой платок или шарф этим словом не обозначается. И больше ни в каком другом селе женщины не носят казы — только в Кубачи.
Выезжая из села, кубачинки обычно снимают свой традиционный платок. Редко кто ездит в нем даже в соседнее село. В Махачкале и других городах казы можно встретить на улицах только во время официальных праздников, таких как День единства народов, день Конституции Дагестана, празднование 2000-летия Дербента. В эти дни многие дагестанцы надевают национальные костюмы.
Сколько лет казам и откуда именно в этом селе взялась традиция носить этот платок, точно неизвестно. Местные жители говорят, что казам столько же лет, сколько и селу. А это примерно 15 веков.
Каз — это не просто головной убор, расшитый золотыми нитками. По рисунку на платке определяется статус девушки: замужем она или нет. Чаще всего кубачинки вышивают на своих платках цветы или перья. Но узор на платке незамужней девушки мелкий, а замужняя носит каз с крупным рисунком.
Отличается также длина бахромы: на платке незамужней женщины она короче, чем на платке замужней. В обычном казе бахрому пришивают только на один конец.
Раньше женщины надевали под каз чохто — дагестанский женский головной убор (напоминает матерчатую продолговатую трубу; в нее женщины прятали волосы). Сейчас его носят не все, обычно каз сразу накидывают на волосы.
Если кто-то умирает, кубачинские женщины не надевают черные одежды. О том, что кубачинка в трауре, можно узнать по казу: на нем не будет бахромы и яркого узора. Бахрому снимают на 40 дней либо на год — в зависимости от того, насколько близкий родственник умер. Когда траур окончен, бахрому пришивают снова.
Современные кубачинки говорят, что покупают хлопчатобумажную ткань на каз у местного бизнесмена, который привозит ее из арабских стран. Стоимость отреза на каз — 1000 рублей. В советское время казы были из маркизета, но этот материал быстро мнется, а со временем желтеет, и платок теряет свой вид.
Стандартная длина каза — 2,5 метра (без учета бахромы), ширина — 50−70 см. Если женщина невысокая, платок можно немного укоротить, но так, чтобы это не бросалось в глаза.
В Кубачи каждая женщина с детства учится вышивать каз. Старшие женщины в семье (сестры, мамы, тети, бабушки) учат этому девочек еще с дошкольного возраста. Порой малышка еще не умеет читать и писать, но уже уверенно держит в руках иголку.
Правда, носить каз они начинают гораздо позже — в 15−16 лет. Носят и дома, и на улице, и в школе, но все это по желанию, без «обязаловки». А с недавних пор в селе появилась новая традиция: 1 сентября одиннадцатиклассницы обязательно надевают каз в школу.
Современные кубачинки нередко вышивают узор на казе швейной машинкой.
— А бабушки не ворчат, что молодежь совсем обленилась, не хочет тратить время на ручную работу?
— Так получается быстрее и зрение не портится, — объясняют женщины нововведение.
Носить каз с машинной вышивкой зазорным не считается. Просто такой платок значительно падает в цене: его стоимость будет примерно 2−3 тысячи рублей.
Стоимость каза с узором ручной работы зависит от нескольких моментов: насколько мелкая вышивка (чем мельче, тем дороже), «возраст» нити и бахромы, сколько времени заняла работа над платком. Кстати, на вышивание каза уходит от нескольких недель до года. Стоимость платка с узором ручной работы — выше 10 тысяч рублей.
Каз невесты называется лумкитабказ. От обычного он отличается тем, что бахрома у него свисает с двух концов, а не с одного, а по длинным сторонам платка пришита тесьма. Вышитого узора на свадебном казе может не быть, но тесьма — обязательна.
Когда кубачинка выходит замуж, она, как правило, надевает традиционное платье и лумкитабказ, которые надевали ее пра-пра-прародственницы на свои свадьбы. Платье расшито золотыми или серебряными нитками. Со временем многие эти платья теряют свежесть и яркость.
Интересуюсь: а не воротят ли нос современные модницы от старых потертых платьев?
— Нет! — отвечают женщины хором. — Наоборот, с гордостью носят.
Если судьба не дала дочерей, подарить свадебный наряд можно любой родственнице, выходящей замуж, либо молодой невестке. По обычаю, 40 дней после свадьбы молодая жена ходит дома и по селу в национальной одежде.
Кубачинки сохранили традицию передавать по наследству бахрому для казов. Чем старше бахрома на платке, тем он ценнее. Потому женщины совсем не ленятся перешивать полосы с одного платка на другой. И даже сейчас в селе носят казы с бахромой, которую на своем платке носила кубачинка, жившая в XIX веке. А может, и раньше.
Выдавая дочку замуж, мама обязательно должна положить в сундук с приданым казы. Их количество не ограничено: чем больше, тем лучше. Но есть незыблемое правило: в приданом обязательно должны быть два каза с рисунками, которые считаются особенными, — кацаннаказ (с цветами) и калкуссалаказ (с перьями). По словам кубачинок, это самые старинные узоры, дошедшие от их предков до наших времен, и современные девушки должны передать их своим детям.
Видео: Наргиля Абасова, фото: Айдемир Даганов