«Чайный экспресс» - первый за несколько десятков лет железнодорожный круиз по Северному Кавказу, от Ставрополья на севере до Дагестана на юге. Идея такого круиза — «хорошо забытое старое»: в советские годы поезда с туристами разъезжали по Кавказу во всех направлениях, однако после распада Советского Союза о туризме, железнодорожном и не только, пришлось на долгое время забыть. В девяностые годы многие участки железной дороги были разрушены, ветка Назрань — Грозный не восстановлена до сих пор.
Однако для организации железнодорожного круиза инфраструктуры оказалось достаточно, а там, где ее нет, задействуются ближайшие станции. Например, до Черкесска, столицы Карачаево-Черкесии, туристов перевозят на комфортабельных автобусах из Невинномысска. Или, пока туристы находятся в Ингушетии, поезд делает крюк через Кабардино-Балкарию и приезжает за своими «постояльцами» в Грозный, куда их перевозят на автобусах из Магаса.
Нишу железнодорожного туризма в России давно и плотно занимает компания «РЖД Тур», запустившая поезда повышенной комфортности по Транссибу, из Москвы в Казань и Санкт-Петербург. Есть маршруты, захватывающие Среднюю Азию и Китай. Но до 2015 года никому в голову не приходило создать железнодорожный туристический маршрут по Северному Кавказу. Идея родилась в Ингушетии (подробнее — в интервью Станислава Аристова, председателя Комитета по туризму Ингушетии) и была реализована в рекордные сроки при поддержке Министерства культуры РФ и активном участии всего региона.
«Чайный экспресс» вполне соответствует концепции круиза: закольцованный маршрут, где совпадают точки старта и финиша, ночевки в поезде, днем — осмотр достопримечательностей. За день туристы посещают одну или две республики, благо расстояния небольшие. Билет на поезд и есть путевка по принципу «все включено»: переезды, проживание в поезде, питание, экскурсии, посещение музеев и даже некоторые бытовые нужды туристов.
Однако у «Чайного экспресса» есть свои особенности, о которых полезно знать заранее.
Маршрут «Чайного экспресса» каждый раз меняется — так было задумано изначально. В апреле 2015 года первый поезд стартовал из Сочи, прошел по Карачаево-Черкесии, Ингушетии, Чечне, Дагестану, Ставрополью (Кавминводы) и вернулся в Сочи. Тур был рассчитан на 6 дней и 5 ночей. В программу второго «Чайного экспресса» (июнь 2015) не попала Карачаево-Черкесия, зато добавились Кабардино-Балкария и Северная Осетия. Туристам предложили на выбор две точки старта — Пятигорск или Нальчик, длительность тура сократили до 4 дней и 3 ночей, а конечной точкой маршрута стали Минеральные воды.
Изменения маршрута обусловлены вполне практическими причинами. Во-первых, посещение всех семи субъектов Северо-Кавказского округа (6 республик и Ставропольский край) в подобном темпе займет больше недели. Следовательно, путевка будет стоить дороже (сейчас базовый пакет обойдется в 18 000 рублей) и покупать тур будут с меньшим энтузиазмом — длинный, дорогой и пока еще мало обкатанный маршрут может отпугнуть потенциальных туристов.
Во-вторых, организаторы и не собирались «впихнуть» весь Северный Кавказ в один тур — первыми от такого разнообразия выдохнутся сами туристы. Достопримечательности не стоят рядом с вокзалом, до всех нужно добираться на автобусе. Несмотря на комфортные ночевки в поезде, за неделю вместе с впечатлениями накопится усталость от постоянных переездов.
Каким в итоге будет маршрут, республики договариваются между собой накануне старта продаж тура. Каждая предлагает для посещения 1−2 достопримечательности, организует трансфер, питание, экскурсии.
Календаря туров у «Чайного экспресса» пока нет, но есть принцип составления расписания: каждый круиз стараются приурочить к крупному событию. Так, первый тур совпал с этнографическим фестивалем «Содружество» в Дербенте. Второй подгадали под «Битву в горах» - международный турнир по смешанным единоборствам М-1 Challenge-58, который проходит в Ингушетии. Третий запланирован на сентябрь 2015 года — в это время в Дербенте будут проводиться масштабные праздничные мероприятия, посвященные 2000-летию города.
Для создания большого туристического маршрута требовалась тема, объединяющая весь регион, от Ставропольского края до Дагестана. И такая тема нашлась — Великий Шелковый путь. Саму идею «спустили сверху», из Москвы, а в регионе она обрела форму «Чайного экспресса» с тематической экскурсионной программой.
Караванная дорога, веками соединявшая Китай со Средиземноморьем, до сих пор занимает почетное место в истории Кавказа и в умах местных жителей. Почти в каждом ауле найдется знаток, готовый рассказать, по какому именно ущелью волочились груженные товарами верблюды и телеги. Два участка легендарного торгового пути действительно были проложены по Северному Кавказу в
Но особой исторической достоверности от экскурсий ждать не стоит — теме древних международных связей Северного Кавказа посвящены сотни научных исследований, и даже поверхностное ознакомление потребовало бы совсем иных ресурсов. На маршруте «Чайного экспресса» великий торговый путь упоминается лишь эпизодически. Экскурсоводы намекают, что вот эти памятники — будь то башенные комплексы Ингушетии или крепость в Дербенте — древних торговцев помнят, что под этими самыми стенами сотни лет назад… и так далее.
По сути, экскурсионная часть круиза построена по классическим законам группового туризма: а) самые известные архитектурные достопримечательности и б) красоты кавказской природы. В Карачаево-Черкесии туристов везут «смотреть Домбай» - кататься на подъемниках и любоваться панорамными видами с высоты. В Кавминводах — Лермонтов и, предсказуемо, минеральные воды во всех видах. В Кабардино-Балкарии — Приэльбрусье и Долина нарзанов. В Северной Осетии — Владикавказ. В Ингушетии показывают малую часть Джейрахского заповедника, «страны башен и легенд» - древний храм Тхаба-Ерды и башенные комплексы в Таргимской долине. Потом везут в Магас, новенький город-гордость.
В Грозном делают упор не на историю, а на современность: наглядно демонстрируют, как за несколько лет удалось восстановить разрушенный войной город. Для усиления эффекта экскурсия проходит поздно вечером, когда небоскребы Грозный-Сити и мечеть «Сердце Чечни» напоминают Таймс-сквер накануне Нового года.
Самая насыщенная программа, пожалуй, в древнем Дербенте: осмотр крепости Нарын-кала и старого города, посещение нескольких музеев и даже банкет с лезгинкой.
Описание программы и маршрута ближайшего тура заранее публикуется на сайте чайный-экспресс.рф. Компоненты круиза могут меняться, но кое-что останется неизменным — заданный железнодорожный формат. Поезд — не один автобус, который колесит туда-сюда. «Чайный экспресс» - это девять вагонов, рассчитанные на гигантскую тургруппу из 250 человек. Нужно быть готовым к тому, что передвигаться придется вместе с толпой, а выезд на экскурсию превращается в караван автобусов.
Это создает определенные трудности и для туристов, и для организаторов. Пока проблему решают оригинальным способом: толпу еще на вокзале делят на группы, чтобы туристы могли осмотреть одни и те же достопримечательности, но в разное время. Например, группа из точки, А идет в точку B, другая — в точку C. Потом меняются. Для разделения на группы используются цвета и предметы одежды — так, в Дербенте туристам из разных групп выдали отличительные кепки разных цветов. Опыт двух «Чайных экспрессов» показал, что такая схема работает весьма неплохо.
«Чайный экспресс» состоит из 9 пассажирских вагонов и одного вагона-ресторана. Все вагоны купейные, в каждом купе — привычные четыре полки. Нижние полки трансформируются в диванчики. Сам поезд относительно новый, по классу такой же, как стандартные фирменные поезда. Правда, в дальнейшем организаторы планируют брать в аренду составы поновее, где розетки имеются в каждом купе. Оставлять свой быстро разряжающийся айфон в коридоре или туалете российский турист уже не хочет.
Wi-Fi в «Чайном экспрессе» нет. Несмотря на возможность поставить роутер в каждом вагоне, обеспечить бесперебойную связь не получается. Организаторы пошли другим путем: беспроводной интернет будет во время экскурсий по достопримечательностям, в определенных точках. Так организаторы не только заботятся об экскурсантах, зависимых от соцсетей, но и подталкивают их «постить фотки» с хэштегом #чайныйэкспресс во время путешествия. Чтобы реклама, в прямом смысле, бежала впереди паровоза.
Поезд чистый и комфортный, однако душевых в нем не предусмотрено. И вряд ли они появятся в ближайшем будущем: составы, оснащенные такими удобствами, относятся к совсем иной ценовой категории. Проблему личной гигиены решают во время экскурсий: термальные ванны в Минводах, бассейн на берегу Каспия в Дербенте или баня в Грозном. Конечно, в таком случае личная гигиена становится массовой, но это единственная альтернатива мытью головы над унитазом в раскачивающемся поезде.
Как в любой подобной поездке, придется столкнуться с отсутствием личного пространства — от совместных водных процедур до совместного проживания в одном купе с другими пассажирами. Но и тут организаторы стараются по возможности облегчить быт путешественников. Туристы в поезде только спят — каждый день «Чайный экспресс» отправляется в путь поздним вечером, а в пункт назначения прибывает рано утром. Кроме того, купе можно выкупить целиком, со скидкой.
Завтраки в ланч-боксах рано утром разносят проводники. Дверь в купе лучше закрыть на ночь, иначе она откроется без предупреждения в 6 утра, и на столике начнет расти гора белых коробок. В закрытую дверь хотя бы постучат.
Вообще, кормят на маршруте по-кавказски настойчиво и обильно. Кажется, что республики соревнуются между собой, кто впихнет в туристов больше национальных блюд еще на перроне. Обеды и ужины проходят во время экскурсий, и тут местные организаторы тоже стараются отличиться: одни — панорамным видом на город, другие — трапезой под открытым небом, третьи — лезгинкой в исполнении владельца ресторана. Национальный колорит в еде стараются выдержать все, так что за одну поездку есть шанс перепробовать множество северокавказских блюд и узнать, чем отличаются хычины от хинкала.
Открытым остается только вопрос с чаем. Собственно, экспресс стал «чайным» из-за китайцев — организаторы надеялись, что жители Поднебесной выступят основными спонсорами железнодорожного пробега по местам своей торговой славы. Однако вместо китайцев появился отечественный производитель чая из Краснодара, который оставил в каждом купе россыпь чайных пакетиков. Дополнительный чай проводник вагона, скромно потупившись, продает уже по 20 рублей.