«Лета нет и не будет» — этой злободневной теме посвящены сотни анекдотов, мемов и демотиваторов в соцсетях. В Москве месяцем ранее любители грозы в начале мая получили метели и град, а холодный дождь стал уже обычным явлением. Кавказ страдает от ливней и наводнений. Куда катится мир? Что происходит с погодой? На эти вопросы отвечает главный научный сотрудник Высокогорного геофизического института по активным воздействиям Росгидромета в Нальчике Магомед Абшаев.
— Магомед Тахирович, почему, вместо того чтобы сесть в летний шезлонг, мы опять сели в лужу?
— Все, наверное, слышали о глобальном потеплении. Оно привело к ощутимому изменению климата. Его признаки — повышение температуры и влажности воздуха, уменьшение площади полярной шапки и массы льда в Арктике и Гренландии, уменьшение толщины и деградация горных ледников, таяние вечной мерзлоты, повышение уровня Мирового океана и изменение режима осадков. На большей части России количество осадков увеличилось, поднимается уровень грунтовых вод. Изменилась и глобальная циркуляция атмосферы: например, на Северном Кавказе облачность, как правило, перемещалась с запада на восток, а сейчас — с юга на север — со стороны Средиземного моря, обуславливая длительные периоды с дождями. А вчера на Северный Кавказ пришел холодный арктический фронт — прошел над Москвой, Волгоградом и добрался до нас. Он породил неустойчивость атмосферы — град и ливни.
— Но глобальное потепление — это слишком масштабно. Как изменение климата на Земле сказывается на конкретном регионе?
— Глобальное потепление приводит к повышению средней температуры на планете. Где-то это провоцирует засухи, а в нашем регионе наоборот — выпадение большего количества осадков и, как следствие, повышение уровня грунтовых вод. В результате дождевая влага плохо поглощается почвой, стекает в реки, способствуя формированию ливневых паводков и наводнений — как, например, это случилось недавно на Кубани, в Ставрополе.
Изменения климата ведут к тому, что все погодные процессы становятся более экстремальными и влекут опасные последствия: не просто жаркое лето, а засуха, не просто ветра, а смерчи, которые на территории России раньше были редким явлением. Недавно по Москве, Татарстану и другим регионам России пронеслись смерчи, что характерно вообще-то для климата Северной Америки, где есть даже так называемая Аллея торнадо. Дождливые и засушливые периоды становятся продолжительнее.
— Какова причина глобального потепления?
— Их несколько. Во-первых, влияние естественных природных процессов — колебаний солнечной активности и других малоизученных факторов, которые приводят к изменениям климата. Например, из летописей известно, что на Руси летом 1601 года шли проливные дожди, уничтожившие урожай, а в июле Москва-река покрылась льдом и «пришел великий мраз, и позябло всякое жито, и всякий овощ, и бысть глад велик». В августе опять зарядили дожди, а в сентябре выпал снег и «погиб всяк труд дел человеческих и в полях, и в садах, и в дубравах всяк плод земной». Начался страшный трехлетний голод, бедняки ели кошек, собак, мышей. С 1603 года голод пошел на убыль, но неоднократно складывалась ситуация, когда «на Москве среди лета выпал снег великий и мороз был, в санях ездили». В Европе в 17 веке неоднократно замерзали Темза и Дунай. Гренландия, бывшая «зеленая земля», покрылась ледниками.
— Получается, что знаменитые зимние пейзажи голландских художников 17 века с замерзшими каналами и множеством людей на коньках — это иллюстрации к Малому ледниковому периоду?
— По-видимому, да. Но сейчас, в отличие от 17 века, к естественным периодическим изменениям прибавился антропогенный фактор. В первую очередь, это выброс парниковых газов — метана и углекислого газа, содержание которых в атмосфере повышается из года в год.
— В конце 90-х появилось международное соглашение — Киотский протокол, которое обязывает сократить выбросы парниковых газов. Россия выполняет взятые на себя обязательства, а США не ратифицировало этот протокол, Китай и Индия не взяли на себя никаких обязательств…
— На мой взгляд, правительства большинства стран недооценивают той опасности, которую влечет изменение климата. Они озабочены только сиюминутными, насущными проблемами. Ущерб, наносимый стихией, за последние 30 лет вырос в десятки раз и продолжает расти, многие страны не в состоянии его компенсировать. Уже сейчас 2,5 миллиарда человек страдают от засухи, наводнений, цунами…
— Что же делать?
— Конечно, большинство предлагаемых «методов инжиниринга климата» — из области фантастики. Идеи создания космического зонтика или распыления в верхних слоях атмосферы большого количества аэрозоля, для того чтобы остановить потепление климата Земли, пока не реализуемы из-за колоссальных затрат, исчисляемых десятками триллионов долларов. К тому же их применение опасно: никто не изучал возможные последствия. Советские планы по повороту северных рек кажутся игрушками в сравнении с современными проектами геоинжиниринга.
По данным Росгидромета, число опасных погодных явлений, таких как град, гроза, ливневые паводки, засуха, на территории Российской Федерации ежегодно увеличивается на 6−7% и уже превысило 500 случаев в год. Как и во всем мире, растет ущерб от стихии и число человеческих жертв. Только на Северном Кавказе, например, жертвами стихии становятся в среднем 153 человека в год. Гибнет скот, рушится жилье, нарушается газо-, водо- и электроснабжение.
Но сегодня ученые научились бороться с локальными природными процессами. В системе Росгидромета наработаны технологии сокращения ущерба от града и сопутствующих ливневых паводков и шквалов в 5−10 раз, увеличения осадков на 15−30%, профилактического спуска снежных лавин безопасных объемов, а также рассеивания туманов, смягчения заморозков
— Почему?
— Ответ простой: нет финансирования. Наши новые технические разработки осуществляются за счет спонсоров и внутренних ресурсов. Противоградовые службы не могут даже закупить требуемое количество противоградовых ракет, а не то что внедрить новые технологии. Техническое оснащение противоградовых и противолавинных служб не обновлялось с 90-х годов. Потенциал институтов Росгидромета зачастую превышает мировой уровень, но используется не более, чем на 10%.
Человечеству с годами становится все труднее компенсировать последствия стихийных бедствий. Их предотвращение гораздо дешевле. Я считаю, что прогноз, мониторинг, оповещение и предотвращение опасных явлений должны стать составной частью программы устойчивого развития экономики и обеспечения метеорологической безопасности населения и объектов. В 2016 году по нашей инициативе Росгидромет совместно с МЧС подготовил федеральную целевую программу, призванную решить накопившиеся проблемы в этой области. Но, к сожалению, программа не принята…
— Чего нам ждать этим летом? Каков ваш прогноз?
— Сегодня делать долгосрочные прогнозы очень сложно. Краткосрочные прогнозы, основанные на данных спутниковых, радиолокационных, грозопеленгационных и наземных наблюдений, достаточно достоверны, оправдываемость прогноза на сутки достигает 95%, но чем больше срок — тем меньше процент. Изменения климата осложняют долгосрочные прогнозы, хотя их модели энергично развиваются во всем мире, в том числе и в Гидрометцентре России. Так что я ограничусь пожеланием всем солнечного лета, тепла и благополучия!