— Медведь удрал, но содрал с леопарда ошейник. Леопард жив-здоров, с ним все в порядке. Леопард проявил свои бойцовские качества, — так описал сегодня президент России Владимир Путин драку в Кавказском заповеднике и ее последствия. Речь идет о переднеазиатских леопардах, популяцию которых в горах Кавказа пытаются восстановить ученые.
Глава государства был в этот момент в заповеднике «Оренбургский» и говорил больше о том, как там разводят лошадей Пржевальского, о леопардах же лишь обмолвился. Но мы, конечно, не смогли пройти мимо и решили узнать об инциденте с кавказскими кошками у ученых, которые следят за жизнью выпущенных на волю леопардов в дикой природе.
Подробности нам рассказал руководитель Центра восстановления леопарда на Кавказе Умар Семенов. Как выяснилось, леопарды показывают характер уже не в первый раз. А обидчиком медведя оказался не кто-нибудь, а сын леопарда, подаренного семь лет назад Путину его туркменским коллегой Гурбангулы Бердымухамедовым.
— Эта ситуация (драка — Ред.) была восстановлена мониторинговой группой. Медведь пришел к оленю, которого поймал леопард. В схватке леопард защищал свою добычу, медведь пытался ее забрать. Это произошло где-то в промежутке между серединой августа и началом сентября, — рассказал Семенов.
Ученый предположил, что скорее всего в драке участвовал леопард по кличке Ахун — сын одного из двух самцов, которых Путину подарил Бердымухамедов в 2009 году. Отец Ахуна все время жил в Центре восстановления леопарда, а вот его отпрыск стал одним из трех первых, кого в июле 2016 года выпустили в дикую природу. Самцов Ахуна и Килли и самку Викторию вырастили ученые центра. Теперь три леопарда живут в дикой природе. Возможно, они единственные хищные кошки на Северном Кавказе. Сейчас леопарды здесь не живут и лишь иногда заходят погостить из Ирана и Грузии.
— Драка была в природе, поэтому как именно все происходило, мы сказать не можем. Эту ситуацию восстанавливали по следам леопарда ученые из мониторинговой группы. У них стоят фотоловушки, они пришли на место драки, чтобы выяснить, что да как. Оказалось, что сигнал пропал, — говорит ученый.
По его словам, сотрудники центра нашли на месте потасовки сорванный с Ахуна ошейник.
— Вероятно, медведь как-то его зацепил лапой, но не разорвал, не испортил. Предположили, что это был Ахун, потому что больше никто ошейник не скинул, у него он был изначально немножко посвободнее. Ошейник новый ему не надели, он периодически регистрируется на фотоловушках, так что все нормально, охотится.
Семенов рассказал еще об одной схватке, в которой участвовал другой его питомец — Виктория.
— Самка недавно убила волка. Это хороший знак (схватки между леопардами и другими хищниками — Ред.) — идет восстановление системно-трофических связей. Волки были абсолютно сами себе хозяевами, а сейчас появился конкурент. Так что все идет нормально, — пояснил специалист.
Несколько лет назад Минприроды запустил программу по восстановлению кавказского леопарда при поддержке Сочинского национального парка, Центра восстановления леопарда на Кавказе, Кавказского биосферного заповедника, Всемирного фонда дикой природы, Московского зоопарка, Центра природы Кавказа и АО «Курорты Северного Кавказа».
12 июня этого года в Сочи появились на свет три котенка леопарда. Был объявлен конкурс по выбору имен для новорожденных котят. С 15 июля на сайте www.россияназывает.рф любой желающий мог предложить свой вариант. Всего жителями нашей страны на первом этапе голосования было предложено более 9 тысяч вариантов имен, а проголосовало около 18 тысяч человек. Среди наиболее популярных имен также были Эльбрус, Алтай, Добрыня, Сапфир, Сириус, Марс, Мир и Симба. Самок предлагают назвать Лада, Герда, Ева, Мира, Россия, Луна, Аврора и Надежда.
Второй этап отбора имен для леопардов стартовал одновременно с конкурсом «Новая волна», звезды эстрады активно предлагали свои варианты. В итоге трехмесячных котят назвали: Волна, Артек и Багира. Специалисты Центра восстановления леопарда на Кавказе готовят еще одну партию кошек к жизни в дикой природе, в которой как раз могут оказаться герои конкурса «Россия называет». Леопардов отпустят на волю через два года.
— Возможно, мы выпустим кого-нибудь из леопардов и раньше, чем через два года, — говорит Семенов. — Такое может случится, если нам привезут подходящую кошку из другого зоопарка. Недавно, например, у нас гостила самка из Франции. Она хорошо охотилась, выполняла все необходимые упражнения, но к жизни на воле не подошла, потому что совсем не боялась человека.