Культура
«Опыт вслушивания в территорию». Что смотреть на фестивале современного искусства «Аланика»
6 ноября, 2024
Работы современных художников были представлены в малых музеях Северного Кавказа, а теперь их можно увидеть во Владикавказе

Итоговая выставка 17-го фестиваля современного искусства «Аланика» открылась 5 ноября во Владикавказе. Детище ГМИИ им. Пушкина по масштабу и размаху сравнивают с европейскими биеннале. Арт-фестиваль, который за 17 лет вырос за пределы Северной Осетии, охватив практически весь Северный Кавказ, снова подтвердил тезис, что современное искусство сегодня может строиться без провокаций, в уважительном диалоге с историей и культурой.

В течение недели в пяти республиках СКФО: Дагестане, Кабардино-Балкарии, Карачаево-Черкесии, Северной Осетии и Чечне — открылись 10 выставок, и каждая стала результатом полугодового исследования. Формально география гораздо шире: организаторы привлекли художников, музейщиков и кураторов от Калининграда до Владивостока. Им была поставлена задача — показать с новой стороны местным жителям, а также туристам кавказские музеи, чьи постоянные экспозиции были чутко переосмыслены.

О создании проектов, фрагменты которых представлены на выставке в залах Северо-Кавказского филиала ГМИИ им. Пушкина, рассказали куратор фестиваля Александр Дашевский из Санкт-Петербурга и сами художники.

«Лов рыбы на свет»

Катерина Ковалева из Москвы в Музее истории рыбной промышленности в Махачкале исследует время и память. В центре экспозиции — бочка с алюминиевыми рыбками, они словно движутся к светильнику над ними. Это отсылка и к тоннам кильки, выловленной в Каспийском море, и к огромному количеству людей, занятых в отрасли.

«На стенах — бесконечный иконостас старых, выцветших фотографий, портретов тружеников. Эти люди посвятили свою жизнь морю, и я поняла, что этот музей не про рыбу и не про промысел, а про человека, — говорит Катерина Ковалева. — Время здесь будто остановилось, и консервы — экспонаты на полках — как нельзя лучше передают это ощущение».

«Мы — это наша память»

В Буйнакском историко-краеведческом музее Андрей Лахно из Краснодара и Алина Федорович из Москвы разместили на полупрозрачных полотнах портреты выдающихся деятелей города и изображения деревьев как символ свидетельства истории этих людей и сада, который когда-то цвел в этих местах. Часть холстов оставили пустой. Куратор Александр Дашевский считает, что так авторы призывают современников самим творить и созидать.

«Идея портретов на полупрозрачной белой ткани возникла сразу, так как мы не хотели вмешиваться в экспозицию музея», — объясняет замысел Андрей Лахно.

«Нам было важно оставить нетронутым все, что здесь есть, — говорит Алина Федорович. — Мы выстраиваем призрачную архитектуру, а звукоряд сопровождает зрителя. Ты слушаешь, и исторические периоды проносятся перед тобой в звуках и людях, что так хорошо соотносится с темой фестиваля: „День за днем меняя вечность“. Эти люди и творили вечность».

«Цифровые тени слов»

Петербурженка Юлия Павлова создала фотокнигу, вдохновленную жизнью и творчеством чеченского поэта Арби Мамакаева. Проект соединяет материалы из Литературно-мемориального музея в селе Надтеречное, где он и представлен, с современными фотографиями и электронным посланием от самой художницы.

«В книге идет диалог настоящего и прошлого, — объясняет замысел художница. — Стихи, письма и фотографии Арби совмещены с информацией обо мне и со снимками, которые я сделала здесь. Так, черные квадраты символизируют пустоту ГУЛАГа, где стирались все следы и информация о людях, а блеклая фотография — угасающую память».

«Я видел свой сад»

В мемориальном музее поэта Блашка Гуржибекова в станице Ново-Осетинская представлены сразу три проекта. Елена Утенкова и Михаил Тихонов создали экспозиции «Я видел свой сад», разделив музей на мужскую и женскую половины. Так супруги-художники из Москвы отдали дань традициям осетинского дома.

Проект вдохновлен последним письмом поэта, где он поделился с женой мечтой — вернуться в родной дом и сад. Так как само здание — единственное, что сохранилось с тех пор, Елена Утенкова решила вернуть Гуржибекову тот самый сад через старые фотографии и полупрозрачные акварели, а Михаил Тихонов создал картины из песка и сухих цветов — символ утраты и времени.

«Мы столкнулись с историей Кавказа через конкретного человека — сколько же в ней боли и в то же время осознания, как ценна жизнь, — признается Елена Утенкова. — И этот музей все-таки про жизнь, несмотря на то что семье пришлось трудно с уходом Блашка. Искусство вообще про жизнь, и одна из частей проекта — показать лица терских казаков. Я хочу, чтобы все, кто будет посещать музей, могли посмотреть в глаза людям, которые жили сто лет назад».

«Туман поднимается над нашей памятью»

Архитектурное бюро Object построило рядом с домом Гуржибекова павильон, представляющий собой альтернативную версию музея. С помощью нейросети авторы представили, как могло развиваться творчество поэта, если бы его жизнь не оборвалась.

«Внутри павильона, покрытого шелком, экспозиция из трех частей: глоссария — собранных Блашка архаичных дигорских слов, поэзии, написанной нейросетью, и поддельных вещей, которые мог бы привезти домой поэт», — объясняет один из авторов проекта Сослан Дзатиев.

«Джаннат»

Архитектор Эдуард Кубенский из Екатеринбурга создал в горах Карачаево-Черкесии светящуюся инсталляцию — райский цветок, который отражает смысл названия Теберды и символизирует важность для города фигуры Ислама Крымшамхалова. Именно к его дому-музею и относится проект.

«В Теберде инсталляция Кубенского уже стала новой достопримечательностью», — говорит Александр Дашевский.

«Жизнь Ислама Пашаевича меня зацепила. Он был просветителем и художником, а когда художник работает, то находится словно вне времени и пространства. Наверное, такие же ощущения есть и в раю, — объясняет Эдуард Кубенский. — Инсталляция в прямом смысле освещает своей красотой место и людей, которые здесь находятся».

«Люлька»

Екатерина Корепанова из Екатеринбурга создала рядом с домом-музеем Марко Вовчок в Нальчике ажурную люльку, символизирующую место зарождения национальной идентичности. На задней стороне инсталляции, связанной из 20 тысяч узелков, — восточнославянская богиня земли и плодородия Макошь.

«Дом-музей — это последний адрес Вовчок, и проект связывает две точки: могилу и колыбель. Это места, где человек в первый и в последний раз сталкивается со своей национальной идентичностью и с языком в ситуации не социальной, а сугубо интимной. Образ колыбели надо рассматривать именно в этом ключе», — говорит Александр Дашевский.

«Уборка в зоологическом музее»

В Музее Горского аграрного университета во Владикавказе москвичка Екатерина Исаева в буквальном смысле провела генуборку, дополнила экспозицию редкими архивными фотографиями известного орнитолога Льва Беме и записями полевых звуков птиц, представленных в коллекции.

«Я много лет одержима идеей озвучить зоологические музеи: там очень тихо, чего в природе никогда не бывает, — говорит Екатерина Исева. — Внучка Льва Беме орнитолог Ирина Рюриковна, с которой я познакомилась в Москве, рассказала, что птица рождается со своей песней, но без начала и конца. Жизненная задача любой птицы — придумать их, но не у всех получается. Мне кажется, это нас очень роднит с птицами — в плане поставленных сверхзадач».

«Шумовая карта Владикавказа»

Калининградец Даниил Акимов записал, как звучит город и предложил совершить аудиопрогулку по улицам и местам в Музее истории Владикавказа. Проект 2024 года — вторая версия «шумовой карты». Первая была создана 12 лет назад.

«Владикавказ тогда был брутальнее. Сейчас тут другое настроение, город звучит мягче и гармоничнее. Это и Терек, который несется с гор с бешеной энергией, и тихий переулок, где слышен шелест листвы, и колокол на церкви», — говорит Даниил Акимов.

«В Музее истории Владикавказа попросили обновить „шумовую карту“, так как она стала популярной, — уточняет Александр Дашевский. — Это проект о том, как понять место, осмыслить территорию не через набор штампов, а закрыв глаза и прислушавшись к звукам города».

«Своими словами»

Илья Мозги из Екатеринбурга также представил свой проект в Музее истории Владикавказа. Стрит-художник узнал, что век назад в этом здании была редакция газеты, где трудился революционер Сергей Киров. Илья Мозги, вспомнив журналистскую юность, взял интервью у жителей Владикавказа. В самом музее художник заменил фотографию сотрудников редакции на снимок себя и тех, кто помогал в подготовке проекта.

«Я решил собирать истории горожан, чтобы таким образом попытаться понять и прочувствовать город, через общение с незнакомыми людьми я попробовал воссоздать свое представление о локальной идентичности, посмотреть, чем живет город и как влияет он на людей. Сами истории собраны в журнал, который своим форматом отсылает к изданию „Казбек“», — уточняет Илья.

След «Аланики»

— Музей — это не только про память и хранение, но еще про событийность и взаимодействие с ныне живущими людьми, — подводит итоги «Аланики» куратор из Санкт-Петербурга Александр Дашевский. — Это ободряющий опыт для самих музеев. Когда ты ведешь ежедневную, незаметную музейную работу, в какой-то момент тебя неизбежно охватывает ощущение, что это, кроме тебя, никому не нужно. А такое внимание на многие месяцы вперед подбадривает и вдохновляет.

Не менее важно, что художники получили опыт вслушивания в территорию. Для участников фестиваль стал поводом узнать больше о Северном Кавказе, о людях, которые здесь жили и живут, о процессах, которые незаметно превращают ежедневный опыт в культурные символы и ценности.

Проект реализуется при поддержке Президентского фонда культурных инициатив и Благотворительного фонда В. Потанина.

ЕЩЕ МАТЕРИАЛЫ
От кутума до каперсов. Что обязательно стоит попробовать на Кавказе
Ни слова про шашлык, хычины или хинкал — рассказываем о других гастроспециалитетах Северного Кавказа
«Песни ветра» на Татарском городище. Как прошел фестиваль этнической музыки в Ставрополе
В День народного единства гостей фестиваля ждали народные мелодии, мастер-классы и спортивные игры. Все самые яркие моменты — в нашем фоторепортаже
Не хычином единым. Как прошел гастрофестиваль «Вкус Эльбруса»
Блюда от шеф-поваров, музыка и ремесленные лавки. Праздник с видом на Эльбрус собрал гурманов со всей России
«Россия объединяет». Самые интересные события «Ночи искусств» на Кавказе
Собрали культурную афишу мероприятий во всех крупных городах Северного Кавказа, которые можно посетить бесплатно 3−4 ноября
Тропой романтиков. Фоторепортаж из осеннего Архыза
В отелях Карачаево-Черкесии на новогодние праздники забронировано уже более 85% номеров. Особенно популярны у туристов горнолыжные курорты «Домбай» и «Архыз». Но в ноябре здесь тоже есть чем заняться
Что нового на Эльбрусе
Ярмарочная площадь, скидки на ски-пассы и другие новинки, которые приготовил к сезону курорт в Приэльбрусье
Полная версия