Культура
«Все нормально, Никас»
8 сентября, 2016
1624
Мы сходили на мастер-класс Никаса Сафронова в Махачкале и узнали, что делать, если вы хотите стать таким же

— У меня есть друг. Он ваш президент. Я приехал, потому что не смог ему отказать, — сообщил дагестанским детям опоздавший на свой мастер-класс на час и двадцать минут Никас Сафронов.

Портрет своего друга, главы Дагестана Рамазана Абдулатипова, заслуженный художник России днем раньше передал первому зампреду республиканского правительства. Правда, писал наспех — двое суток. Но обещал попросить Абдулатипова попозировать ему.

В республику Никас Сафронов приехал на открытие своей первой персональной выставки — в Дагестанском музее изобразительных искусств до 30 октября можно увидеть больше ста его работ.

— Дагестанцы не похожи ни на кого, — поделился позже с порталом «Это Кавказ» впечатлениями от республики художник. — Я тут сижу и думаю, как мало я знаю о стране. Меня запугали Дагестаном, я даже запросил отдельную охрану для сопровождения картин! А сейчас понимаю, какой здесь теплый народ. И гостеприимный. Даже в деталях это видно. Я все боялся обнять кого-нибудь, особенно мужчину — не принято же. Сколько раз было, что подходят люди фотографироваться, я по привычке протягиваю руку — приобнять, потом резко одергиваю, вспомнив, что нахожусь в Дагестане. А мне: «Да нормально все, Никас».

А Махачкала напомнила художнику родной Ульяновск.

— И Ростов. Ростов особенно. Уютная провинция. Мусор бы убрать. Ну, ничего, ничего. В Париже сейчас тоже грязно…

Дагестан тоже отнесся к Никасу с теплом. На вернисаже звучали речи чиновников, а на следующий день ждали творческая встреча и мастер-классы.

— У нас были с ней платонические отношения, понимаете? — делился маэстро с учениками махачкалинской детской художественной школы подробностями отношений с Софи Лорен, все пытаясь застегнуть пуговицу на рукаве. Дети понимающе кивали: платонические так платонические.

Мы тоже послушали художника и, кажется, поняли, как стать прекрасным безумцем Никасом Сафроновым.

1. Встретить человека, который привьёт чувство прекрасного

— Когда я учился в школе, у меня был учитель, который говорил мне: «Посмотри, какие облака, Никас. Это не просто облака. Это слоны, дельфины…»

2. Быть внимательными к знакам

— У меня была странная жизнь. Ночью я работал сторожем и — чтобы не терять это время зря — дворником, утром шел в училище, днем — в театр, а вечером разгружал вагоны. А во сне я видел другую жизнь. Я видел себя космонавтом, летчиком, пиратом… Да-да, пиратом, меня они всегда влекли, я даже в мореходку из-за этого поступил. Но однажды я увидел свой самый главный сон.

Я иду по выставочному залу. Со мной идет какой-то дед, говорит, вот здесь все хорошо, а вот здесь что-то не то. А потом я оборачиваюсь — его нет. Я поднимаю глаза и вижу, что дед улетает в небо. Приглядываюсь — а это Леонардо (да Винчи. — Ред.). Я проснулся и понял, что должен быть художником.

3. Не быть Иванами…

— После этого сна я взял академический отпуск в училище, оставил вагоны, дворы и уехал изучать иконы и работы старых мастеров. Надо с чего начинать? Со своего, родного. Вот зачем вы эти картины, отражающие ваш прекрасный национальный колорит, держите здесь, в углу, а другие выставили на мольбертах? Нельзя быть Иванами. Иванами, не помнящими родства.

…и Никасами

— Однажды ко мне подошел мой студент и сказал: «Профессор, когда я стану большим художником, я хочу быть таким, как вы». Я ответил ему: «Молодой человек, я в вашем возрасте хотел быть таким, как Леонардо. Цели должны быть высокими».

4. Уметь пересматривать свои взгляды

— У моей сестры были коты. 10, 15… Все, кто не хотел кота, приносили и оставляли возле ее дверей. А она забирала. Я возмущался, грозился не приходить к ней — запах!

А потом меня пригласил в Египет Мубарак (Хосни Мубарак, президент Египта с 1981 по 2011 год — Ред.). Но он был вынужден улететь и поэтому поручил развлечь меня своим людям. Я сказал, что хочу в пирамиду, и настоял, что гулять в ней буду один.

Меня привезли, оставили, сказали, что вернутся через три часа, и уехали, строго наказав ходить только «по знакам». И вот я ходил там со своей бутылочкой воды, осматривался, впитывал. А мои провожающие все не шли. Устав ходить там, где можно, я стал искать новые интересные места. У меня начались видения. Духи, фараоны… Ну там же такая энергетика. А потом я не туда наступил и провалился. Вокруг темно, ничего не видно. И я сижу, жду. Проходят сутки. Никого нет. Воды осталось на пару глотков. И тут я слышу мяуканье. Шарю руками — котенок. Я так обрадовался, взял на руки, а он начал царапаться и ушел. Ну я и пополз за ним. В итоге этот котенок вывел меня к свету и спас. Потом я забрал его с собой. По их законам это запрещено, но для меня сделали исключение. Сейчас он жив, здоров и живет у моей помощницы Оли.

5. Найти свою музу

— Однажды я нашел на помойке журнал с Софи Лорен на обложке и огорчился: «Кто же Боженьку-то выкинул». Забрал домой, вытер, повесил на стену и стал молиться. Когда спустя годы я в шутку рассказал Софи эту историю, она расплакалась. Меня это так тронуло. Потом я вернулся домой, а спустя время мне сказали, что Софи Лорен в Москве, спрашивала обо мне и хочет прийти в гости. Я так переживал: где Софи Лорен, а где мои стены с дырявыми обоями? Но я заклеил дыры новогодними снежинками. Новый год был далеко, но делать было нечего. Вырезал из бумаги и поклеил. А она пришла и даже не посмотрела на эти стены. Удивительная женщина. Всю свою жизнь я восхищаюсь ею, она муза моей жизни. Музы такими и должны быть, неземными. Жены, подруги — это все временные женщины. Разочаруешься в них — и думаешь: «Все зря». Дочь? Дочери у меня нет. Только сыновья. Хотел бы дочь, да. Может, даже наполовину дагестанку.

ЕЩЕ МАТЕРИАЛЫ
Мэр Махачкалы Юсуп Умавов: «Главное — у нас люди очень добрые, гостеприимные»
Об увеличении турпотока до 1,5 млн, решении проблем ЖКХ, будущих морских круизах и чуде чуду — эксклюзивный разговор с главой столицы Дагестана
Сила слова. Как кавказской прессе удается процветать в цифровую эпоху
В День российской печати рассказываем о региональных газетах и журналах, притягивающих литераторов и культурных деятелей со всей страны и вдохновляющих читателей уже не одно десятилетие
«Нужно морально вытягивать человека». Как дагестанский травматолог возвращает пациентам желание жить
Доктор Марат Кадиев, отец шестерых детей и директор клиники, — о тяге к жизни и важности делегирования
«После застолья — что надо!» Зачем на Ставрополье 1 января устраивают «Забег обещаний» и кто в нем участвует
Одни россияне на Новый год ходят в баню, а другие — бегут традиционный мини-марафон, и не простой, а мотивационный. В этом году — на 2025 метров
«Дагестан стал для нас страной чудес»: как на Кавказе снимали «Волшебника Изумрудного города»
1 января в прокат выходит фильм, обещающий стать кинохитом этих каникул. Узнали, как проходили съемки в Дагестане
Дагестанский язык: существует ли и на скольких языках говорят в республике
На каких языках говорят в республике и всегда ли люди понимают друг друга?
Полная версия