Три года назад перед выпускником юридического факультета МГУ Анзором Боташевым из Карачаево-Черкесии встал довольно сложный выбор: искать работу в столице или вернуться на малую родину. Парня пригласили на собеседование в крупную московскую фирму, а он выдохнул, зажмурился и выбрал жизнь в горах. Теперь управляет отцовским отелем «Горная роза» в Архызе и рассказывает про него своим подписчикам в соцсетях.
— Я родился в Черкесске. В детстве хотел стать архитектором, в старших классах подрабатывал у отца. Он на тот момент занимался ландшафтным дизайном, организовал цех кованых изделий. Все это так или иначе было связано с облагораживанием территории, и мне очень нравилось это направление. Родители хотели, чтобы я поступил в серьезный вуз и получил приличное образование. Из всех дисциплин ближе всего оказалась юриспруденция. Я сдал ЕГЭ, и мы поехали в Москву, документы подали, как все, в пять вузов, в итоге я поступил в МГУ на платное обучение, последние курсы учился уже на бюджете.
Мне очень нравилось учиться, это было прекрасное время, нам не просто давали знания, а учили с ними работать. МГУ — это на всю жизнь. Но я человек творческий и не видел себя в гражданском праве. Это же сплошные бумаги, а мне хотелось чего-то более живого. Поэтому я выбрал уголовную специализацию. Но и это не помогло… Полгода проходил в прокуратуру и понял, что это была ошибка. Мне с моим складом ума не подходит работа в следственных органах и прокуратуре.
Как-то приехал погостить на родину в Карачаево-Черкесию. У отца мини-отель в Архызе на восемь номеров, кафе тогда еще не было, а территория была не обустроена. Близились новогодние праздники, и нужно было придумать программу отдыха для наших постояльцев. С этого все и началось.
— Свое дело — это всегда творческий процесс. Ты что-то придумываешь, строишь. Еще студентом я знал, что рано или поздно займусь бизнесом. Но в Москве трудно что-то начинать без финансовой подушки и недвижимости.
Я не мог признаться самому себе, что не хочу возвращаться в Москву. Еще полгода оплачивал там квартиру и сам себе говорил: «Сейчас еще чуть-чуть поживу тут, помогу родителям и поеду обратно». Момент истины настал, когда меня позвали на собеседование в крупную московскую консалтинговую фирму. Я прошел первый онлайн этап, нужно было ехать на очное собеседование. Тогда я решился сказать родителям, что никуда не еду. Они же видели меня в силовых структурах или юристом на крупном предприятии.
Отец в принципе оказался не против. С мамой все было сложнее, я даже уже начал смотреть билеты в Москву. Потом мама позвонила и сказала: «Если этот твой выбор, я его принимаю». Постепенно отец передал мне всю административную работу, а сам стал заниматься вопросами строительства и расширения отеля.
— Москва классная, но если ты полжизни проводишь в дороге на работу, то лучше заниматься тем, что тебе нравится, в родном городе. Не стоит гоняться за городом, нужно найти себя. Если вокруг все серое и ты еще занимаешься нелюбимым делом, то это совсем грустно. В Архызе мне хорошо, здесь я себя нашел.
Москва научила меня, прежде всего, самостоятельности и самодостаточности. Это начинается с быта, ты учишься рассчитывать только на себя. Хорошо, когда детей отправляют учиться в другой крупный город. Это расширяет кругозор, меняет ментальность. Но потом молодые должны возвращаться и открывать что-то здесь, чтобы не было скучно. Пока они все будут оставаться там, здесь ничего не изменится.
— Удивитесь, но Instagram для «Горной розы» меня заставил создать папа. «Кто в XXI веке бронирует отели через Instagram?» — думал я. Но создал аккаунт — и через полгода половина бронирования пошла через него. Сейчас меньше, потому что появился официальный сайт, люди переходят туда из инсты и бронируют, но все начиналось именно через соцсети. И до сих пор наш Instagram приводит нам много клиентов.
TikTok у отеля появился в прошлом году. Тогда почти не было отелей, гостиниц или ресторанов, у которых был TikTok. Мы в этом отношении были пионерами. Сейчас у аккаунта более 260 тысяч подписчиков. Трудно делать TikTok только про гостиницу, да и бессмысленно. Поэтому я стал снимать видео про жизнь в деревне, селе… Это оказалось очень востребованной темой. С одной стороны, это личный аккаунт. Я там пишу, что вернулся из Москвы жить в горах. Это, видимо, подкупает. Пока мне нравится вести соцсети самому. Но это отнимает много времени. Хотел бы передать их кому-то, но не уверен, что будут вести как мне нравится.
— Прошлой весной мы проводили Майфест и активно продвигали его в соцсетях. Это музыкальный фестиваль — концерты, дискотеки, кинопоказы, тематические вечеринки. В какой-то степени я придумал его для себя. Хотелось как-то разнообразить жизнь в поселке. Ну и, дополнительный пиар для отеля и, конечно же, прибыль. Людей было немного, мы сделали высокий ценник на номера в эти дни. Это было не совсем массовое мероприятие, скорее камерное. Артистов выбирал сам — местных и со Ставрополья. В этом году планирую повторить, только пригласить побольше людей. Возможно, будет джаз, блюз, ну и конечно, местный колорит.
— Проблемы у туристической отрасли есть, но все они решаемы. Мы обязаны их решить, если хотим, чтобы люди возвращались сюда с радостью. К примеру, любой массовый туризм сопряжен с большим количеством мусора. Установили большие общие контейнеры для его сбора — так некоторые владельцы отелей перестали выкидывать мусор в свои баки, а стали носить в общие. Они очень быстро переполнялись, создавая крайне неприглядную картину. Есть также несознательные люди, которые отдыхают и оставляют на полянах свой мусор, который потом убирают за ними другие. У местных жителей есть коровы. Если они съедят этот мусор и умрут, кто будет нести за это ответственность? Местных тоже можно понять: они спокойно жили здесь десятилетия, а ты пришел со своим бизнесом, и привычная жизнь начинает меняться. Нужно находить компромиссы, иначе мы не будем развиваться.
Чтобы как-то спасти ситуацию, устраиваем массовые субботники. К счастью, местные власти всегда помогают, выделяют расходный материал, машину. Благодаря таким субботникам многие поляны уже удалось очистить.
— Острая проблема с персоналом. Даже с горничными проблема. В Архызе заработная плата низкоквалифицированного персонала — от 40 тысяч рублей и выше, при этом питание и проживание бесплатное. Но не все местные готовы работать в этой сфере, для них неприемлемо кого-то обслуживать. Когда люди пишут в соцсетях, что в регионе нет работы, я каждый раз удивляюсь. Приезжайте в Архыз, здесь много работы — и высокооплачиваемой.
— Сегодня в Архызе порядка трехсот отелей разных размеров и вместимости. Есть жилье на любой кошелек. Можно снять комнату у бабули за 2 тысячи рублей в ночь в сезон. Есть премиальное жилье за 30 тысяч в сутки. Есть хостелы, домики, в этом году их открылось очень много. Не все они зарегистрированы на «Букинге», и если вы приехали сюда, то есть смысл поездить и поискать жилье на месте. В большинстве отелей поселка бесплатный завтрак, шашлычные зоны, многие предоставляют трансфер до горнолыжного склона. Всегда можно заказать дополнительно баньку, катание на лошадях или на снегоходах, экскурсии к водопадам. В нашем отеле плюс ко всему — свое кафе.
Когда к нам приезжают туристы из центральной России, из Ростова или из Краснодара, чего они хотят? Конечно, хотят местного колорита. Но этот колорит должен сочетаться с сервисом, а с этим уже сложнее. Человеку нужны не только новые эмоции, новые вкусы, ему нужно наше внимание. Сервис предполагает диалог с клиентами. Нужно уходить от политики «Клиентов много, все равно придут». К примеру, когда ты узнаешь, что у ребенка, который отдыхает у тебя в кафе, день рождения, почему не угостить его тортом за счет заведения? Или ты видишь проблему у человека и устраняешь ее до того, как он обратится к тебе с просьбой. Внимательность и чуткость к людям — вот главные принципы сервиса.
— В Архызе все мы примерно одновременно начали работать и находимся в равных условиях. Поэтому есть конкуренция, а это шанс, что все будет развиваться, и сервис в том числе. Молодежь должна прийти — тогда будет что-то меняться. Это касается и курортов. Вижу, как меняется отец. Сначала мы с ним все видели по-разному. К примеру, когда он проектировал номера, то делал упор на практичность интерьера. Я же говорил ему, что для людей сегодня важно, чтобы номера были красивые, с дизайнерским ремонтом. Поначалу он и слышать не хотел об этом, а сейчас пришел к тому, что должно быть не только добротно, но и красиво.
На предстоящий сезон у нас много планов. Нужно довести до ума новый корпус, облагородить территорию, подготовить персонал. В Архызе я люблю больше лето, много планов по организации досуга. Здесь мои творческие способности и пригодятся.