Мое дело
Секвойя в Осетии
23 октября, 2023
Жительница Владикавказа 12 лет назад открыла не самый легкий бизнес — выращивание декоративных растений. Теперь у нее крупный питомник, садовый центр и грандиозные планы — достроить ботанический сад

Не в огороде

Полгектара своего огорода, еще гектар у бабушки. Посадка, прополка, сбор урожая на протяжении всего детства отбили любовь к овощам, но не к декоративным растениям, говорит основательница питомника «Экзосад» Алена Дзавкаева.

— Всегда хотелось выйти зимой во двор и увидеть зеленые растения — это создает ощущения лета, тепла. Поэтому начинала с вечнозеленых рододендронов, магнолий и хвойных деревьев.

Алена сажала декоративные растения возле своего дома, потом — у домов всех родственников. Когда и там закончилось место, основала питомник и садовый центр. Растения со всего мира выращивают в станице Архонской, а продают на окраине Владикавказа. Цветы, кустарники и деревья растят в горшках. Технология закрытой корневой системы позволяет пересаживать растение в открытый грунт в любое время года.

— Климат отличается в разных частях Владикавказа, не говоря уже о странах и континентах, поэтому нужна адаптация к температуре и влажности. Без этого не выживают 90% заграничных растений.

Еще одна угроза «пришельцам» — возвратные заморозки. В феврале, например, то ярко светит солнце, запуская движение соков, то температура опускается до -19, и саженец замерзает.

— Для акклиматизации тропических растений нужно не меньше 8−12 лет. За это время «подопытный» переживает и жару, и морозы. И если он не потерял своих изначальных качеств, мы считаем его адаптированным к нашим условиям.

Акклиматизации «на чужбине», несмотря на старания Алены, так и не поддались, к примеру, фейхоа и японская мушмула. Морозы не дают им зацвести и плодоносить, и растения остаются лишь декоративными.

Юрист с лопатой

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ
Цвет успеха
Фелиции, гортензии, тюльпаны, африканские ромашки и еще сотня видов и сортов растений круглый год цветут в теплице жительницы небольшого поселка на Ставрополье. И радуют не только глаз, но и кошелек

По первому образованию Алена Дзавкаева — юрист, сейчас учится в сельхозакадемии Тимирязева. О крутом повороте в карьере не жалеет.

— Я отдыхаю среди растений. Могу испортить маникюр, ковыряясь в земле, и не жалеть об этом. Многие знакомые юристы, приходя сюда, завидуют мне. Они каждый день сталкиваются с негативом: преступлениями, конфликтами. А моя работа связана с красотой.

Цветовод признается: большая часть ее знаний — личный опыт. Преподавателей ландшафтного дизайна, как и самих специалистов, пока не хватает. А вот спрос есть — осенью свободных в Осетии не найти. Люди же готовы тратиться и на дизайнеров, и на растения. Иногда по полтора-два миллиона, говорит Алена и добавляет: оптовые покупатели ее питомника — дизайнеры, садовые центры и государственные органы со всего Северного Кавказа.

— Это один из самых рентабельных бизнесов. Могу купить уникальный саженец за пять тысяч рублей, и растение даст мне сто, а то и тысячи новых. Это и есть мои деньги. Но в нашем бизнесе без знаний и любви никак.

Не обходится и без разочарований. Несколько лет назад из-за отключения электричества в теплице Алены погибла любимая коллекция суккулентов.

Все в сад

В следующем году девушка планирует провести конкурс гигантских тыкв. Желающие участвовать уже есть. У Алены в этом году тоже неплохой урожай — тыква в 238 килограммов. И это не единственный масштабный проект. Владелица питомника высадила на окраине осетинской столицы секвойю — самое высокое дерево в мире. Стометровое растение — один из экспонатов будущего ботанического сада.

Несколько гектаров плодородной земли власти города выделили между Владикавказом и селением Балта. Ботанический сад должен стать туристической достопримечательностью. Рядом живописные горы и дорога в Грузию. Здесь можно будет увидеть зреющие манго, кокосы и бананы. Но это не главная цель.

— По всему миру ботанические сады — это наследие ЮНЕСКО, особо охраняемые территории. Мы построим большое семенохранилище. В случае природного катаклизма отсюда возьмут потерянные растения для восстановления флоры.

Задача-минимум — десять тысяч растений, половина из них в коллекции Алены уже есть. Ботанический сад станет базой для научной работы, здесь будут практиковаться студенты.

— У нас в полях только кукуруза, хотя хорошо растут эфиромасличные, пряные, ароматические культуры. Нет научной базы. Надо показать аграриям, как они растут, какой урожай дают. Никто не думал, что в Осетии будет спаржа расти, а человек взял и создал крупнейшую плантацию в стране.

Ботанический сад Алена Дзавкаева планирует строить на доход от питомника. Изначально проект оценивался в 100 миллионов рублей. Сейчас сумма возросла, но отказываться от идеи Алена не намерена. Первых посетителей ботанический сад примет в 2024 году.

ЕЩЕ МАТЕРИАЛЫ
Еда без ничего. Как живет единственная на Северном Кавказе сертифицированная пекарня без глютена
Как диагноз ребенка подтолкнул инженера из Ставрополя открыть пекарню для тех, кому даже крошка обычного хлеба может быть опасна для жизни
Тропики на шести сотках
Киви, миндаль, фисташки, авокадо, финики и ягоды годжи из собственного сада во Владикавказе — не утопия, а реальность для агронома Валерия Кабанова
Экскурсии без ограничений. Особенные гиды — о работе на Северном Кавказе
Как «показать» древнейший экспонат музея словами, объяснить шум горной реки на пальцах и почему в Чечне самый популярный жест в общении с туристами — «КРА»? Ответы знают герои нашего материала
Три часа Николая II во Владикавказе
Последний российский император бывал в столице Северной Осетии дважды. Второй визит даже упомянут в монаршем дневнике. Мы проследили за маршрутом Романова
Инвестиции, туристический налог, подготовка гидов и целевые места в вузах
О том, как Северная Осетия развивает индустрию гостеприимства, в интервью «Это Кавказ» рассказал министр экономического развития субъекта Марат Сокаев
Главные горнолыжные курорты Северного Кавказа: куда поехать зимой 2026 года
Рассказываем, какие есть трассы, сколько стоит ски-пасс, где остановиться и чем заняться после катания
Полная версия