Мое дело
Не Tesla красит человека
15 августа, 2019
3085
Модифицированные «Жигули» этого ставропольского конструктора оценил сам Илон Маск. И хотя в SpaceX Сергея Артюшенко пока не звали, он уверен: соберет машину не хуже, а может, даже и в космос отправит

Несколько месяцев назад ставропольский студент-конструктор ненадолго стал знаменитостью интернета и теленовостей. И все из-за видео, где он рассекает по городу на «Жигулях» задом наперед. Русская изобретательность удивила даже известного американца Илона Маска, и тот прокомментировал ролик в Twitter по-русски, написав: «Ха-ха, офигенно!»

Сейчас у Сергея Артюшенко новый проект: он «прокачал» старую советскую «инвалидку» и на днях отправился на ней в Петербург. Дорогу собирается осилить за четыре дня. Корреспондент «Это Кавказ» встретился с Сергеем незадолго до его поездки и выяснил, как появилось новое изобретение.

Завелась, понеслась, закипела!

В арендованном гараже царит творческий беспорядок: на полках и на полу разные детали и инструменты. А посередине стоит она — будущая звезда социальных сетей. Но пока вид у нее непрезентабельный: все внутренности наружу, облезшая краска на кузове, пустой салон, где кроме руля и педалей — ничего. Сергей долго копается в двигателе, хмурится: проблема с бензонасосом.

У него каждая минута на счету, ведь выезд запланирован на середину августа.

— Вроде бы многое готово, но предстоит еще целая туча дел: освежить всю подвеску, здесь бока придется зашивать, а здесь — добью по мелочам, вчера вот газульку сделал, — комментирует конструктор ход своих работ.

Он вытирает тряпкой черные от мазута руки, о чем-то задумывается, а потом снова лезет в мотор. И тут стены гаража оглашаются громким ревом. Сергей оборачивается и широко, довольно улыбается: «Завелась!»

Когда деревья были большими

Сергей родом из станицы Георгиевской Кочубеевского района — там он прожил до восьмого класса. Потом семья переехала в Краснодарский край, а позже он сам уехал в Ставрополь на учебу. В 18 лет Сергей уже перешел на третий курс электроэнергетического факультета одного из краевых вузов. Поступил туда рано — в 16 лет, а все потому, что в школу начал ходить с пяти.

— Недавно со старшей сестрой Настей вспоминали, чем я занимался в детстве. Например, рядом с огородом выкопал подземный домик и еще построил домик на дереве. Думаю, что я делал? Сейчас бы ни за что не согласился забраться на то дерево или в ту землянку. Интересно ведь — раньше было одно восприятие мира, иные масштабы, а сейчас все совсем по-другому.

Еще будучи школьником, будущий изобретатель не сидел без дела. Восьмилетний Сережа хотел иметь свои наличные и думал, как бы заработать. Как-то в школе обратил внимание на бригаду рабочих, подстригавших траву на стадионе. Узнал о цене, провел собственные расчеты. И стал просить у отца, чтобы тот купил ему газонокосилку. Отец добавил к скромным накоплениям сына несколько тысяч, и так Артюшенко-младший обзавелся собственным бизнесом: вставал рано утром, ездил по домам и к удовольствию бабушек-дедушек наводил порядок на их участках.

По заказам он разъезжал на скутере: клал газонокосилку на плечо, ее штангу — на руль, а на плечи — рюкзак с бензином и инструментами. Но все это было крайне неудобно. Тогда Сергей подкопил денег и купил старенький грузовой мотороллер «Муравей». У прежнего хозяина он хранился по колеса закопанным в земле. Мальчик отмыл-очистил ржавую технику, заново сделал деревянный кузов, а отец помог отремонтировать. Ездить «на работу» стало гораздо удобнее.

— Мой «Муравей» всегда заводился с пол-оборота, — с теплотой отзывается Сергей, — вообще, «самолет» был!

Болгарка, YouTube и трактор «по фэншуй»

После этого мальчика уже было не остановить. В 12 лет он приобрел свои первые электроинструменты: болгарку, шуруповерт и лобзик. Заработал на них сам.

— Батя только немного подсобил, — улыбается Сергей.

После переезда в Краснодарский край мотороллер пришлось оставить у бабушки. А на Кубани для поездок по заказам с газонокосилкой обзавелся велосипедом. Но соорудил из него трехколесный вариант: сварил из металлических труб люльку и приделал ее к раме. Позже поставил бензиновый моторчик и разгонялся до 70 километров в час. Все это был опыт, открывавший ему принципы механики.

Кстати, в это же время Сергей начал осваивать социальные сети: создал свой канал на YouTube, а первым видео как раз и был сюжет о самодельном трицикле.

— И это видео реально «зашло», — с удовольствием вспоминает конструктор. — Люди смотрели мою работу, интересовались, я отвечал на комментарии, даже если они были откровенно глупыми. Процесс создания роликов и общения с подписчиками по-настоящему заворожил. В станице меня стали узнавать: «О, это ты!» И такая известность, конечно, радовала.

Покосом травы Сергей занимался больше шести лет. А тут появился первый заказ на изготовление техники: станичные мальчишки попросили сделать им такой же трехколесный велосипед с мотором. За полторы тысячи рублей.

— Тогда это было в охотку — все-таки первый заказ! Я испытал уважение к самому себе, ведь теперь ко мне обращаются не только для того, чтобы покосить траву. Другой уровень! К слову, тот велосипед до сих пор бегает.

Следующая собственноручная техника оказалась намного серьезней — мини-трактор. Местному владельцу автосервиса Сергей сварил навес (сварка также стала одним из его хобби), а взамен получил ходовую часть старенького автомобиля «Нива». Сергей купил двигатель и недостающие запчасти, поменял привод с переднего на задний, чтобы спереди поставить косилку. Подсказывал опять же отец, работавший трактористом.

— Сельскохозяйственный агрегат в машине так и не появился, зато саму технику я довел чуть ли не до идеала: там были музыка, свет, зарядка, генератор. Все по фэншуй, — смеется Артюшенко. — И я на этом тракторенке много поездил! Весь процесс создания снимал на видео и выкладывал в интернет. Зрителей постепенно становилось все больше. Сейчас у меня на канале почти 30 тысяч подписчиков.

«Даже я не был так счастлив, как батя»

Примечательно, что люди из интернета стали помогать Сергею: кто советом, а кто и материально. Первая ощутимая помощь поступила от подписчика из Тюменской области. Он прислал в подарок ручной фрезер для обработки дерева: тогда Сергей занимался еще и столярными работами.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ
Когда лучший тюнинг — это шашлык. Кавказский «Запорожец» намерен покорить Европу
Чтобы тюнинговать «Мерседес», нужен счет в банке. Чтобы тюнинговать «Запорожец», нужно дикое желание и авторынок во Владикавказе. Как сделать из ржавого железа шедевр — знают в Северной Осетии

— Все это так взаимосвязано! — разводит руками Артюшенко. — Помимо сварки и конструирования разной техники я изготавливал простенькую мебель, например табуретки, и сам продавал их на рынке. Снимал на видео и выкладывал в свой блог. Так вот когда я получил такой обалденный подарок, то мной загордился уже и отец. До этого момента он мои занятия считал баловством, напрасной тратой времени, а тут понял, что в «игрушечках» его сына есть толк. Он всем друзьям и знакомым об этом хвастал, и, наверное, даже я не был так счастлив, как батя.

Постепенно от деревообработки Артюшенко перешел к металлу. И тут помощь не заставила себя ждать — из Ульяновска ему прислали настоящий токарный станок, весом в полторы тонны. Артюшенко лишь оплатил доставку.

— Моему счастью не было предела, — и сейчас искрится радостью Сергей. — Просто потрясающая человеческая отдача из интернета. Это сильно вдохновляло, я чувствовал, что все делаю правильно. И благодаря такой мощной поддержке не забросил свои занятия. А вполне мог бы.

Цыганская «семёрка», слава и штрафы от ГИБДД

Но, конечно, самый сильный резонанс вызвало другое изобретение Артюшенко — «Жигули», которые ездят задом наперед. Идея сделать такую машину появилась у студента давно, но он долго ее откладывал.

— Идея всегда идет от потребности, — размышляет Сергей. — Мне, школьнику, нужны были деньги, и я решил зарабатывать — появилась газонокосилка. И так каждый раз. Осваивая что-то новое, задавал себе вопрос: смогу ли я? И доказывал, что смогу. Года два назад у меня появилась этакая мантра, что ли: «Если не сейчас, то не потом». Вроде бы глупо, да? Но если вдуматься. Планы не осуществятся, если не начать их воплощать сегодня, сейчас. Мечтать, конечно, хорошо, но надо еще и что-то делать.

Тогда Сергей купил у цыган вазовскую «семерку» за 16 тысяч. И начал ломать голову — как ее переделать. Идея пришла быстро. Он вырезал в кузове отверстия, поднял видимую часть «семерки» и просто перевернул ее. Все гениальное просто! Так что руль и педали остались там, где и были изначально, еще с завода. А двигатель оказался не в капоте, а в багажнике. Причем на «прокачку» машины ушло всего два дня, во что никто из друзей не верил.

Изначально это был в какой-то мере проект для привлечения новых подписчиков в YouTube. План был такой: выехать на загородную трассу, кого-то обогнать, чтобы этот водитель заснял движение «перевернутого» автомобиля на телефон. Снимали бы, конечно, свои же ребята.

Но до поездки по трассе дело не дошло: в процессе подготовки самой машины Сергей поехал на ней в магазин за недостающими запчастями. Как раз в этот момент его и заснял незнакомый водитель на свой смартфон. Ролик тут же оказался в соцсетях.

— Как это бывает в кино — на следующий день я проснулся знаменитым, — вздыхает конструктор. — За ночь видео, будто вирус, разошлось по многим сетевым ресурсам, и утром мне уже звонили с одного из центральных телеканалов с предложением прилететь в Москву. А машину телевизионщики собирались доставить в столицу на автовозе. Заинтересовались и правоохранительные органы — мол, ехал не по правилам! Звонит на мобильник замдекана и спрашивает, что я натворил, если за мной в универ приехали четыре патруля? Сделалось немного страшно, но в то же время я был рад свалившейся на меня популярности.

В ГИБДД на Сергея составили два протокола: за внесение изменений в конструкцию и за отсутствие страховки. Пришлось заплатить два штрафа на общую сумму 500 рублей.

«Офигел Илон Маск, офигели все…»

Через пару дней после нашумевшего выезда кто-то Сергею написал, что его эксперимент прокомментировал известный американский предприниматель Илон Маск. Артюшенко зашел в Twitter и не поверил своим глазам.

— Честно говоря, до сих пор с трудом это представляю. Сразу на мой телефон обрушилась лавина поздравлений. Подъезжаю к гаражу, а там уже туча репортеров. Короче, офигел Илон Маск, офигели все, и я по сей день офигеваю от этой истории. До сих пор многие пристают с вопросами: не прислала ли Tesla приглашение? Нет, не прислала, и Илон Маск больше не писал. Он хотя и не кумир, но чувствуется в нем родственная душа.

На вопрос: хотел бы он получить такое приглашение, Сергей пожимает плечами и ненадолго задумывается.

— Я еще не готов, — отвечает он после паузы. — Ну, может, на годик — посмотреть, поработать, поучиться и опыта набраться. А чтобы покинуть страну и уехать — нет. Для меня это сложно морально.

На несколько месяцев Сергей Артюшенко стал местной знаменитостью — его узнавали на улице, подходили сфотографироваться. Это сейчас всё как-то поутихло.

«Мне 98-го до полного, братишка!»

Но скоро Сергей планирует удивить подписчиков новым изобретением. Прокачанную «инвалидку» он собирает из двух машин этой модели. С одной, например, берет хорошо сохранившиеся стекла, с другой — двигатель.

— В Питер можно смотаться на автобусе или на самолете, но тогда не будет такого драйва, адреналина, эмоций, которые возникают, когда ты занимаешься тем, что тебе нравится, — объясняет конструктор. — Это было бы обыденно и скучно. А сейчас я загорелся. Поедем вместе с другом, по пути будем ночевать в палатке, обязательно заглянем к единомышленникам — изобретателям и конструкторам, знакомым по соцсетям.

В машине Сергей обновил салон, усовершенствовал генератор, охлаждение, добавил педаль газа (в советских «инвалидках» газ включался мотоциклетной ручкой), а также переделал двигатель и изменил систему впуска-выпуска бензина. Так, раньше эта модель ездила на АИ-80, а сейчас побежит на АИ-92. Но готова потреблять и 95-й, и 98-й, и даже сотый. А еще машина официально оформлена в ГИБДД.

— Представляете себе фишку: на питерскую автозаправку въезжает тарахтящая «инвалидка» и водитель, не выбираясь из салона, говорит небрежно заправщику: «Мне 98-го до полного, братишка!» В этом тоже есть свой кайф, — смеется Сергей. — Я не стремлюсь создать тачку идеальной, я хочу, чтобы она была сделана моими руками и, главное, ездила! И чтобы конкурировала с чем-то из серийного производства. Вот все говорят: Серега, иди в Автоваз, покажи, что ты умеешь! Но пока рано, не тот уровень у меня знаний и опыта. Надо еще многому научиться. И вот тогда посмотрим.

Мы решаем спросить Сергея об изобретении его мечты. Он ненадолго задумывается, но потом мотает головой — нет такого.

— По сути, я живу одним днем, — философствует он. — Что-то делаю сегодня и получаю какие-то эмоции. Но наступит завтра — и будут другие эмоции, другое видение мира. Может, завтра и появится новая мечта. Может, и создам автомобиль покруче, чем Илон Маск, и тоже запущу его в космос.

ЕЩЕ МАТЕРИАЛЫ
Казачьи сообщества Ставрополья. Как живут и чем удивляют туристов
Выяснили, откуда в крае казаки и как отличить терцев от кубанцев. Также узнали, где можно научиться печь плящинду, сфотографироваться в бурке и побывать на свадьбе
Еда без ничего. Как живет единственная на Северном Кавказе сертифицированная пекарня без глютена
Как диагноз ребенка подтолкнул инженера из Ставрополя открыть пекарню для тех, кому даже крошка обычного хлеба может быть опасна для жизни
Тропики на шести сотках
Киви, миндаль, фисташки, авокадо, финики и ягоды годжи из собственного сада во Владикавказе — не утопия, а реальность для агронома Валерия Кабанова
Тайны Железноводского парка
Мы узнали, что скрывают камни и тропы одного из старейших курортов Кавказа и почему сюда до сих пор возвращаются не только туристы, но и исследователи
Экскурсии без ограничений. Особенные гиды — о работе на Северном Кавказе
Как «показать» древнейший экспонат музея словами, объяснить шум горной реки на пальцах и почему в Чечне самый популярный жест в общении с туристами — «КРА»? Ответы знают герои нашего материала
Наша конституция — это любовь. Правила жизни матери-героини из Георгиевска
В преддверии Дня матери узнали, как живет Валентина Глубоченко, которая воспитала 13 детей и теперь радуется 43 внукам
Полная версия