{{$root.pageTitleShort}}

Не Tesla красит человека

Модифицированные «Жигули» этого ставропольского конструктора оценил сам Илон Маск. И хотя в SpaceX Сергея Артюшенко пока не звали, он уверен: соберет машину не хуже, а может, даже и в космос отправит

Несколько месяцев назад ставропольский студент-конструктор ненадолго стал знаменитостью интернета и теленовостей. И все из-за видео, где он рассекает по городу на «Жигулях» задом наперед. Русская изобретательность удивила даже известного американца Илона Маска, и тот прокомментировал ролик в Twitter по-русски, написав: «Ха-ха, офигенно!»

Сейчас у Сергея Артюшенко новый проект: он «прокачал» старую советскую «инвалидку» и на днях отправился на ней в Петербург. Дорогу собирается осилить за четыре дня. Корреспондент «Это Кавказ» встретился с Сергеем незадолго до его поездки и выяснил, как появилось новое изобретение.

Завелась, понеслась, закипела!

В арендованном гараже царит творческий беспорядок: на полках и на полу разные детали и инструменты. А посередине стоит она — будущая звезда социальных сетей. Но пока вид у нее непрезентабельный: все внутренности наружу, облезшая краска на кузове, пустой салон, где кроме руля и педалей — ничего. Сергей долго копается в двигателе, хмурится: проблема с бензонасосом.

У него каждая минута на счету, ведь выезд запланирован на середину августа.

— Вроде бы многое готово, но предстоит еще целая туча дел: освежить всю подвеску, здесь бока придется зашивать, а здесь — добью по мелочам, вчера вот газульку сделал, — комментирует конструктор ход своих работ.

Он вытирает тряпкой черные от мазута руки, о чем-то задумывается, а потом снова лезет в мотор. И тут стены гаража оглашаются громким ревом. Сергей оборачивается и широко, довольно улыбается: «Завелась!»

Когда деревья были большими

Сергей родом из станицы Георгиевской Кочубеевского района — там он прожил до восьмого класса. Потом семья переехала в Краснодарский край, а позже он сам уехал в Ставрополь на учебу. В 18 лет Сергей уже перешел на третий курс электроэнергетического факультета одного из краевых вузов. Поступил туда рано — в 16 лет, а все потому, что в школу начал ходить с пяти.

— Недавно со старшей сестрой Настей вспоминали, чем я занимался в детстве. Например, рядом с огородом выкопал подземный домик и еще построил домик на дереве. Думаю, что я делал? Сейчас бы ни за что не согласился забраться на то дерево или в ту землянку. Интересно ведь — раньше было одно восприятие мира, иные масштабы, а сейчас все совсем по-другому.

Илон Маск — создатель известной платежной системы PayPal, глава компании Tesla, выпускающей одноименные электрокары, и частной космической компании SpaceX. В 2018 году Маск запустил в космос сверхтяжелую ракету Falcon Heavy c электромобилем Tesla Roadster на борту. Маск стал иконой бизнеса, воплощением американской мечты, а также — героем мемов в российском сегменте интернета. Самый популярный из них «Как тебе такое, Илон Маск?» Этой фразой пользователи сети сопровождают кадры с самыми нелепыми приспособлениями в духе программы «Очумелые ручки».

Еще будучи школьником, будущий изобретатель не сидел без дела. Восьмилетний Сережа хотел иметь свои наличные и думал, как бы заработать. Как-то в школе обратил внимание на бригаду рабочих, подстригавших траву на стадионе. Узнал о цене, провел собственные расчеты. И стал просить у отца, чтобы тот купил ему газонокосилку. Отец добавил к скромным накоплениям сына несколько тысяч, и так Артюшенко-младший обзавелся собственным бизнесом: вставал рано утром, ездил по домам и к удовольствию бабушек-дедушек наводил порядок на их участках.

По заказам он разъезжал на скутере: клал газонокосилку на плечо, ее штангу — на руль, а на плечи — рюкзак с бензином и инструментами. Но все это было крайне неудобно. Тогда Сергей подкопил денег и купил старенький грузовой мотороллер «Муравей». У прежнего хозяина он хранился по колеса закопанным в земле. Мальчик отмыл-очистил ржавую технику, заново сделал деревянный кузов, а отец помог отремонтировать. Ездить «на работу» стало гораздо удобнее.

— Мой «Муравей» всегда заводился с пол-оборота, — с теплотой отзывается Сергей, — вообще, «самолет» был!

Болгарка, YouTube и трактор «по фэншуй»

После этого мальчика уже было не остановить. В 12 лет он приобрел свои первые электроинструменты: болгарку, шуруповерт и лобзик. Заработал на них сам.

— Батя только немного подсобил, — улыбается Сергей.

После переезда в Краснодарский край мотороллер пришлось оставить у бабушки. А на Кубани для поездок по заказам с газонокосилкой обзавелся велосипедом. Но соорудил из него трехколесный вариант: сварил из металлических труб люльку и приделал ее к раме. Позже поставил бензиновый моторчик и разгонялся до 70 километров в час. Все это был опыт, открывавший ему принципы механики.

Кстати, в это же время Сергей начал осваивать социальные сети: создал свой канал на YouTube, а первым видео как раз и был сюжет о самодельном трицикле.

Автомобиль, на котором ставропольский конструктор Сергей Артюшенко, намерен отправиться в Санкт-Петербург

— И это видео реально «зашло», — с удовольствием вспоминает конструктор. — Люди смотрели мою работу, интересовались, я отвечал на комментарии, даже если они были откровенно глупыми. Процесс создания роликов и общения с подписчиками по-настоящему заворожил. В станице меня стали узнавать: «О, это ты!» И такая известность, конечно, радовала.

СМЗ С-3Д — это двухместный автомобиль-мотоколяска, который начали выпускать на Серпуховском мотозаводе в 1970 году. С-3Д пришел на смену более ранней модели мотоколясок С-3АМ. Этот автомобиль стал первым в линейке, получившим закрытый кузов, который вдобавок был цельнометаллическим. В народе новую машину прозвали «инвалидкой»: ее выдавали людям с ограниченными возможностями здоровья в пользование на пять лет с правом на капитальный ремонт через два с половиной года.

Покосом травы Сергей занимался больше шести лет. А тут появился первый заказ на изготовление техники: станичные мальчишки попросили сделать им такой же трехколесный велосипед с мотором. За полторы тысячи рублей.

— Тогда это было в охотку — все-таки первый заказ! Я испытал уважение к самому себе, ведь теперь ко мне обращаются не только для того, чтобы покосить траву. Другой уровень! К слову, тот велосипед до сих пор бегает.

Следующая собственноручная техника оказалась намного серьезней — мини-трактор. Местному владельцу автосервиса Сергей сварил навес (сварка также стала одним из его хобби), а взамен получил ходовую часть старенького автомобиля «Нива». Сергей купил двигатель и недостающие запчасти, поменял привод с переднего на задний, чтобы спереди поставить косилку. Подсказывал опять же отец, работавший трактористом.

— Сельскохозяйственный агрегат в машине так и не появился, зато саму технику я довел чуть ли не до идеала: там были музыка, свет, зарядка, генератор. Все по фэншуй, — смеется Артюшенко. — И я на этом тракторенке много поездил! Весь процесс создания снимал на видео и выкладывал в интернет. Зрителей постепенно становилось все больше. Сейчас у меня на канале почти 30 тысяч подписчиков.

«Даже я не был так счастлив, как батя»

Примечательно, что люди из интернета стали помогать Сергею: кто советом, а кто и материально. Первая ощутимая помощь поступила от подписчика из Тюменской области. Он прислал в подарок ручной фрезер для обработки дерева: тогда Сергей занимался еще и столярными работами.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ
Когда лучший тюнинг — это шашлык. Кавказский «Запорожец» намерен покорить Европу
Чтобы тюнинговать «Мерседес», нужен счет в банке. Чтобы тюнинговать «Запорожец», нужно дикое желание и авторынок во Владикавказе. Как сделать из ржавого железа шедевр — знают в Северной Осетии

— Все это так взаимосвязано! — разводит руками Артюшенко. — Помимо сварки и конструирования разной техники я изготавливал простенькую мебель, например табуретки, и сам продавал их на рынке. Снимал на видео и выкладывал в свой блог. Так вот когда я получил такой обалденный подарок, то мной загордился уже и отец. До этого момента он мои занятия считал баловством, напрасной тратой времени, а тут понял, что в «игрушечках» его сына есть толк. Он всем друзьям и знакомым об этом хвастал, и, наверное, даже я не был так счастлив, как батя.

Постепенно от деревообработки Артюшенко перешел к металлу. И тут помощь не заставила себя ждать — из Ульяновска ему прислали настоящий токарный станок, весом в полторы тонны. Артюшенко лишь оплатил доставку.

— Моему счастью не было предела, — и сейчас искрится радостью Сергей. — Просто потрясающая человеческая отдача из интернета. Это сильно вдохновляло, я чувствовал, что все делаю правильно. И благодаря такой мощной поддержке не забросил свои занятия. А вполне мог бы.

Цыганская «семёрка», слава и штрафы от ГИБДД

Но, конечно, самый сильный резонанс вызвало другое изобретение Артюшенко — «Жигули», которые ездят задом наперед. Идея сделать такую машину появилась у студента давно, но он долго ее откладывал.

— Идея всегда идет от потребности, — размышляет Сергей. — Мне, школьнику, нужны были деньги, и я решил зарабатывать — появилась газонокосилка. И так каждый раз. Осваивая что-то новое, задавал себе вопрос: смогу ли я? И доказывал, что смогу. Года два назад у меня появилась этакая мантра, что ли: «Если не сейчас, то не потом». Вроде бы глупо, да? Но если вдуматься. Планы не осуществятся, если не начать их воплощать сегодня, сейчас. Мечтать, конечно, хорошо, но надо еще и что-то делать.

Тогда Сергей купил у цыган вазовскую «семерку» за 16 тысяч. И начал ломать голову — как ее переделать. Идея пришла быстро. Он вырезал в кузове отверстия, поднял видимую часть «семерки» и просто перевернул ее. Все гениальное просто! Так что руль и педали остались там, где и были изначально, еще с завода. А двигатель оказался не в капоте, а в багажнике. Причем на «прокачку» машины ушло всего два дня, во что никто из друзей не верил.

Изначально это был в какой-то мере проект для привлечения новых подписчиков в YouTube. План был такой: выехать на загородную трассу, кого-то обогнать, чтобы этот водитель заснял движение «перевернутого» автомобиля на телефон. Снимали бы, конечно, свои же ребята.

Но до поездки по трассе дело не дошло: в процессе подготовки самой машины Сергей поехал на ней в магазин за недостающими запчастями. Как раз в этот момент его и заснял незнакомый водитель на свой смартфон. Ролик тут же оказался в соцсетях.

— Как это бывает в кино — на следующий день я проснулся знаменитым, — вздыхает конструктор. — За ночь видео, будто вирус, разошлось по многим сетевым ресурсам, и утром мне уже звонили с одного из центральных телеканалов с предложением прилететь в Москву. А машину телевизионщики собирались доставить в столицу на автовозе. Заинтересовались и правоохранительные органы — мол, ехал не по правилам! Звонит на мобильник замдекана и спрашивает, что я натворил, если за мной в универ приехали четыре патруля? Сделалось немного страшно, но в то же время я был рад свалившейся на меня популярности.

В ГИБДД на Сергея составили два протокола: за внесение изменений в конструкцию и за отсутствие страховки. Пришлось заплатить два штрафа на общую сумму 500 рублей.

«Офигел Илон Маск, офигели все…»

Через пару дней после нашумевшего выезда кто-то Сергею написал, что его эксперимент прокомментировал известный американский предприниматель Илон Маск. Артюшенко зашел в Twitter и не поверил своим глазам.

— Честно говоря, до сих пор с трудом это представляю. Сразу на мой телефон обрушилась лавина поздравлений. Подъезжаю к гаражу, а там уже туча репортеров. Короче, офигел Илон Маск, офигели все, и я по сей день офигеваю от этой истории. До сих пор многие пристают с вопросами: не прислала ли Tesla приглашение? Нет, не прислала, и Илон Маск больше не писал. Он хотя и не кумир, но чувствуется в нем родственная душа.

На вопрос: хотел бы он получить такое приглашение, Сергей пожимает плечами и ненадолго задумывается.

— Я еще не готов, — отвечает он после паузы. — Ну, может, на годик — посмотреть, поработать, поучиться и опыта набраться. А чтобы покинуть страну и уехать — нет. Для меня это сложно морально.

На несколько месяцев Сергей Артюшенко стал местной знаменитостью — его узнавали на улице, подходили сфотографироваться. Это сейчас всё как-то поутихло.

«Мне 98-го до полного, братишка!»

Но скоро Сергей планирует удивить подписчиков новым изобретением. Прокачанную «инвалидку» он собирает из двух машин этой модели. С одной, например, берет хорошо сохранившиеся стекла, с другой — двигатель.

— В Питер можно смотаться на автобусе или на самолете, но тогда не будет такого драйва, адреналина, эмоций, которые возникают, когда ты занимаешься тем, что тебе нравится, — объясняет конструктор. — Это было бы обыденно и скучно. А сейчас я загорелся. Поедем вместе с другом, по пути будем ночевать в палатке, обязательно заглянем к единомышленникам — изобретателям и конструкторам, знакомым по соцсетям.

В машине Сергей обновил салон, усовершенствовал генератор, охлаждение, добавил педаль газа (в советских «инвалидках» газ включался мотоциклетной ручкой), а также переделал двигатель и изменил систему впуска-выпуска бензина. Так, раньше эта модель ездила на АИ-80, а сейчас побежит на АИ-92. Но готова потреблять и 95-й, и 98-й, и даже сотый. А еще машина официально оформлена в ГИБДД.

— Представляете себе фишку: на питерскую автозаправку въезжает тарахтящая «инвалидка» и водитель, не выбираясь из салона, говорит небрежно заправщику: «Мне 98-го до полного, братишка!» В этом тоже есть свой кайф, — смеется Сергей. — Я не стремлюсь создать тачку идеальной, я хочу, чтобы она была сделана моими руками и, главное, ездила! И чтобы конкурировала с чем-то из серийного производства. Вот все говорят: Серега, иди в Автоваз, покажи, что ты умеешь! Но пока рано, не тот уровень у меня знаний и опыта. Надо еще многому научиться. И вот тогда посмотрим.

Мы решаем спросить Сергея об изобретении его мечты. Он ненадолго задумывается, но потом мотает головой — нет такого.

— По сути, я живу одним днем, — философствует он. — Что-то делаю сегодня и получаю какие-то эмоции. Но наступит завтра — и будут другие эмоции, другое видение мира. Может, завтра и появится новая мечта. Может, и создам автомобиль покруче, чем Илон Маск, и тоже запущу его в космос.

Игорь Ильинов

Рубрики

О ПРОЕКТЕ

«Первые лица Кавказа» — специальный проект портала «Это Кавказ» и информационного агентства ТАСС. В интервью с видными представителями региона — руководителями органов власти, главами крупнейших корпораций и компаний, лидерами общественного мнения, со всеми, кто действительно первый в своем деле, — мы говорим о главном: о жизни, о ценностях, о мыслях, о чувствах — обо всем, что не попадает в официальные отчеты, о самом личном и сокровенном.

СМОТРИТЕ ТАКЖЕ