Общество
«Можно изучать все языки мира, но главное — знать родной»
28 декабря, 2022
142
2023 год объявлен в Чечне Годом чеченского языка. Как сохранить его для будущих поколений — рассказывает лучший учитель родного языка на Северном Кавказе Эдик Бангачиев

В конце ноября в Карачаево-Черкесии подвели итоги XII Межрегионального профессионального конкурса учителей родного языка и литературы субъектов Северо-Кавказского федерального округа и Республики Адыгея «Мы разные, но равные!» Победителем стал 35-летний Эдик Бангачиев из станицы Старогладовской Чеченской Республики, где он трудится в той же средней школе, которую окончил сам. Попросили его сравнить, как изменилась школа и дети за последнее поколение.

«Не думал, что стану преподавателем»

— Чеченский язык и литературу в начальной школе я преподаю уже десятый год. До этого пять лет был учителем начальных классов. Один класс довел до четвертого, еще год вел первый класс, а затем взял часы родного языка.

Не знаю, что именно побудило меня стать учителем чеченского. Просто, как и любой чеченец, я люблю свой язык. Даже получив образование учителя начальных классов, я не был сильно увлечен именно этой работой. Брал перерыв, увольнялся, вернулся через какое-то время. С первых дней работы чувствовал, что должен заниматься именно чеченским языком. Хотя, заканчивая школу, не думал, что стану преподавателем. Хотел стать журналистом — ездил на какие-то конференции, писал статьи. В 18 лет мне даже предложили работу в местной редакции, но я побоялся заниматься этим без образования. Хотел сначала поступить, отучиться. Но в 2004 году, в послевоенное время, не было возможности перебраться из станицы в город. В том же году опоздал подать документы на заочное отделение университета, в итоге поступил в филиал грозненского педагогического колледжа в Шелковском районе. Решил, что педагогическое образование не помешает, а дальше посмотрю.

«Вместе пробьемся!»

— Сразу после колледжа, который я окончил с красным дипломом, мне предложили взять первый класс. В теории я все знал, но это большая ответственность, и сначала я отказался. В это же время моя первая учительница, Келимат Ризвановна Бетишева, тоже брала параллельный класс. Она жила по соседству и позвала как-то вечером к себе. Сказала, что все получится и не надо переживать — «Вместе пробьемся!»

Тогда я согласился, ведь у меня была колоссальная поддержка в ее лице. Конечно, понимал, что родители захотят отдать своих детей более опытному педагогу, а не выпускнику колледжа. Но я с ними поговорил, объяснил, что не с улицы зашел, и они доверились мне. Все сложилась удачно. Сегодня одна из моих первых учениц тоже работает с нами.

В 2009 году я принял участие в конкурсе «Молодой педагог», попал в финал в Грозном. Так вдохновился этим мероприятием, что решил получить и высшее образование по своему профилю. В 2010 году поступил в ЧГПИ и получил диплом учителя начальных классов, хотя в те годы уже преподавал родной язык и литературу.

«Не должны бояться, должны уважать»

— В моем детстве в школе не было психологов или социальных педагогов, а сейчас они есть в любом учебном заведении. Нас как воспитывали? Строгие нравы, родители, державшие детей в страхе, наказание за ослушание. Сейчас все немного иначе. Дети не должны тебя бояться, они должны уважать.

Должно произойти что-то сверхъестественное, чтобы я повысил голос на ребенка. Все мои уроки проходят на низких тонах.

Сегодня у любого работника в образовании есть доступ в интернет, можно дистанционно пройти онлайн-курс или повышение квалификации, самостоятельно обучиться той же психологии общения с детьми или с подростками, чтобы найти подход к ребенку любого возраста. Это обязательно нужно учителю, чтобы не потерять контакт с ребенком и его доверие. Нам доступно больше информации, и нужно ее грамотно использовать.

Родительский долг

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ
Учитель аварского
Лучший учитель-наставник 2020 года — о том, почему педагоги не всесильны, на каком языке говорят ее дети и как зовут Маленького Мука по-аварски

— Когда я взял первый класс, основной проблемой было то, что многие дети не знали русского языка. Иной раз было тяжело объяснять на чеченском языке все предметы. А сейчас, будучи учителем родного, я сталкиваюсь с обратной проблемой: дети плохо говорят на чеченском. Наверное, это все происходит из-за телефонов и интернета. Даже самый маленький ребенок, когда плачет, успокаивается, если дать ему телефон. И так как почти все мультики на русском языке, ребенок начинает говорить именно на нем. Дети не знают элементарных слов — названий фруктов, цветов, дней недели, животных. Говорят на смешанном языке: пару слов на русском, пару — на чеченском, путают глаголы, прилагательные. Некоторые родители даже одобряют это. Но, к счастью, никогда за мою практику не было такого, чтобы кто-то сказал: «Нам чеченский язык не нужен, не сильно напрягайте моего ребенка».

Чтобы избежать «смешанного языка», дома родители между собой и с ребенком должны общаться на чеченском языке. Я не отрицаю, что русский нужен, как и английский, и китайский, и любой другой. Можно знать все языки мира! У нас в станице, например, живут ногайцы, кумыки, табасаранцы, таджики. Мы все между собой общаемся на русском. Но любой отец, любая мать в первую очередь должны учить детей родному языку, остальным он научится со временем сам. Если сейчас мы упустим это поколение, то в следующем уже ничего не сможем исправить.

Полезные гаджеты

— Как бы мы ни хотели, мы уже не можем без гаджетов. Так устроен мир — это прогресс. Мы родились и росли в эпоху без мобильников — и то не можем представить себе жизнь без них. Что же тогда говорить о детях, которые чуть ли не с пеленок держат телефоны в руках? В их сознании нет времени, где гаджетов не существовало.

Как бы мы ни причитали, что «раньше было не так», сегодня от телефонов уже не избавиться. Руганью и строгостью тут ничего не сделаешь. Нужно смириться и искать подходы, чтобы гаджеты приносили пользу в учебе. В том числе в изучении родного языка. Можно скачать какие-то приложения на родном языке, ставить мультики, игры, передачи на чеченском.

И, конечно, нужно прививать любовь к чтению, которой сегодня уже нет. По сути, дети читают только ту литературу, которую мы проходим по учебной программе. Но все же есть ученики, которые любят читать. Бывают такие приятные моменты, когда они задают неожиданно взрослые вопросы по прочитанным книгам. Это не может не радовать.

В нашей республике чеченскому языку уделяется большое внимание. Во всех учебных заведениях ежегодно проходит неделя чеченского языка, устраиваются праздники. Я искренне надеюсь, что общими усилиями мы сохраним родной язык, что он никогда не исчезнет.

ЕЩЕ МАТЕРИАЛЫ
Репетиции на крыше, выступления под обстрелом и гастроли на телегах. Самые интересные эпизоды истории грозненского ТЮЗа
Непростая судьба одного из старейших театров Чечни, в которой были драматичные взлеты и падения
Истории туристок, которые в одиночку отправились в Дагестан
Истории девушек, которые в одиночку поехали на Кавказ
Ушкалойские башни-близнецы: в чем их загадка и как до них добраться
Представить себе Чечню без башен невозможно: их здесь очень много. Но, пожалуй, самые известные — Ушкалойские башни-близнецы, спрятанные в Аргунском ущелье на древней транскавказской дороге
Отдохнуть душой и телом. Где провести новогодние каникулы на Кавказе
Отправиться за духовным просветлением, насладиться природой, полетать, словно птица, или погрузиться в бездонное озеро — Кавказ предлагает множество идей для новогоднего отдыха
Сила духа и новые горизонты: три судьбы защитников Отечества
В День Героев Отечества рассказываем истории трех ветеранов СВО, опыт которых — пример мужества и стойкости
Шорты, хиджаб и традиции. Как в Дагестане планируют развивать фэшн-туры
Туризм не всегда ведет к утрате самобытности. Искусствовед Разитта Гаджиханова уверена, что он может помочь сохранить национальный костюм и даже традиционный уклад жизни горцев
Полная версия