Каждый, кто когда-либо бывал в Карачаево-Черкесии, наверняка видел в сувенирных лавках среди ароматных травяных сборов, меда и варенья баночки с надписью «балхам». Если верить продавцам, это проверенное поколениями горцев средство повышает тонус и помогает бороться с инфекциями. Особенно полезным оно считается для дыхательной системы. А еще нормализует работу ЖКТ, выводит токсины, снимает воспаление.
Его можно принимать по чуть-чуть в чистом виде или пить, растворяя в теплом чае или молоке. А некоторые применяют как мазь для заживления ран кожи. Говорят, правильный балхам полезен даже при туберкулезе.
Отдельные производители добавляют в снадобье и другие средства народной медицины: пыльцу, пергу, медвежий и барсучий жир, тмин. А в Дагестане, где тоже стали готовить балхам, добавляют в него привычный там урбеч. Разброс цен велик, за 200-граммовую баночку можно заплатить от 200 до 1000 рублей — в зависимости от состава.
К проверенным продавцам записываются в очередь, ожидая заветной баночки по нескольку недель, а то и месяцев. Спрос особенно повысился в период пандемии: люди принимают балхам и для профилактики, и для восстановления после болезни. Мы поговорили с несколькими производителями чудо-средства.
Басият Голаев, основатель бренда Balham, начинал пять лет назад с производства и продажи варенья из фруктов и ягод, растущих в горах Карачаево-Черкесии. Бизнес совмещал с учебой и работой в Москве. Балхамом занялся полтора года назад, когда пандемия вынудила вернуться в родной Учкулан.
Пока было много свободного времени, сварил пробную партию, потом попробовал другой рецепт, третий. Почти год тестировал разные виды балхама, экспериментировал с ингредиентами, пропорциями, сырьем. Расспрашивал историков, стариков. Ел сам, давал на пробу друзьям. В итоге — нашел свои идеальные пропорции меда, топленого масла и сосновой смолы и сертифицировал рецепт.
— Методом проб и ошибок добились приятного вкуса и большой концентрации смолы — это главный целебный компонент. Сам убедился, что балхам отлично помогает при простуде, бронхитах, ангинах. Это, конечно, не панацея, но органам дыхания помогает очень хорошо, — делится Басият.
В деле теперь вся семья: смолу в горах собирает Басият с братом, а мать с сестрой готовят снадобье. Для этого оборудовали отдельную кухню и склад. Мед и масло покупают у местных фермеров, но масло топят по своей технологии, чтобы оно было чистое и с приятным вкусом. Готовят понемногу, чтобы товар не залеживался. А оптовым покупателям — под заказ. Пока самый большой — 300 баночек.
— У нас сотни покупателей. Пока сайт в разработке, принимаем заказы в Instagram и отправляем почтой по всей России, даже в Петропавловск-Камчатский, — рассказывает Басият. — Еще мы готовим балхам для магазинов экотоваров и сувениров в КЧР, Москве, на Ставрополье, на Черноморском побережье. Есть заказы из Турции, но из-за ограничений не понятно, как их доставлять.
У «Чайного домика» обороты гораздо больше, но и появился он раньше. Десять лет назад трое братьев Герюговых открыли по дороге к Медовым водопадам небольшой магазин с травяными чаями и медом с собственной пасеки. Сейчас «Чайный домик» — это большой туристический комплекс с кафе и магазинами. Здесь, кажется, продают все, что турист пожелает: от магнитиков и папах до сыра, колбас, меда, варенья и чая. Все собственного производства.
На подворье оборудовали цех, где, по словам братьев, производят более 400 наименований продукции. Балхам здесь готовят по семейному рецепту в 4 вариациях: классический, с тмином, с медом и с кизиловым сиропом для детей.
— Мама научилась у своей матери и сестры, те были признанными мастерицами в приготовлении балхама. Масло готовит сама, у одного из братьев молочная ферма, мед тоже со своей пасеки, закупаем только смолу. С медвежьим и барсучьим жиром мы не работаем — эти продукты в исламе запрещены, — говорит Магомед Герюгов. — Раз в три дня мама с несколькими помощницами варит балхам по старинной методике, партиями не больше 100−200 баночек по 250 мл. Делается все вручную, процесс никак не автоматизировать. Зато розлив и маркировку мы поставили на поток, купили специальный ленточный станок.
И все равно с трудом успевают за заказами. Братья говорят, что спрос на балхам очень вырос. В карантин работали без выходных. Да и покупок в интернет-магазине с доставкой стало больше.
— Туристы все чаще просят отправить покупку почтой. Первое время принимали заказы по телефону, — вспоминает Магомед. — Потом запустили сайт и заключили договоры с транспортными компаниями. Сейчас посылки отправляем каждую неделю. Большая часть покупок в интернете, кстати, повторные. Люди пробуют, им нравится, они еще раз покупают — не только себе, но и близким. Отзывы приходят постоянно, пишут, что балхам помогает не только при простудных заболеваниях, болезнях горла и легких, но и при порезах, ожогах, укусах. Было даже такое, что с его помощью вылечили трофическую язву.
Продукцию «Чайного домика» можно найти в магазинах здорового питания в Набережных Челнах, Калининграде, Москве. Дело остается семейным, но в сезон Герюговы обеспечивают работой несколько десятков односельчан, которые заняты в кафе, магазине, на ферме и развозят заказы.
А вот для семьи Абазалиевых из Теберды балхам не столько бизнес, сколько хобби и продолжение семейных традиций.
— У нас небольшой магазин с сувенирами, травяными сборами и балхамом. Мама готовит его по рецепту своей прабабушки. Мы с сестрой помогаем ей и занимаемся магазином, — рассказывает Фатима. — Папа и брат собирают сырье и травы для чаев. Это тоже семейная традиция: наша бабушка по отцу много знала о травах, любила их собирать и нас научила. Язык не поворачивается назвать наше дело бизнесом. Это скорее для души. Приятно, что мы помогаем людям. Рекламы не делаем, даже в соцсетях. Наши покупатели — местные жители и те, кто каждый год приезжает в Теберду отдыхать и поправлять здоровье. Туристы нас знают мало, мы в стороне от популярных мест.
Помимо привычного густого балхама Абазалиевы готовят и жидкий. Своеобразный настой на родниковой воде и еловой жидкой смоле не горчит и в целом обладает более мягким вкусом. А поскольку в составе нет масла, его можно добавлять в чай, теплое молоко, воду — так проще давать детям.
— Еловая смола богата витаминами, к тому же это мощный антисептик и иммуномодулятор, — рассказывает девушка.
Раньше бутылка перламутровой жидкости с терпким еловым запахом была подарком покупателям, ее просто прикладывали к покупкам. Сейчас настоя не хватает даже на продажу, на новую партию записываются в очередь. А производство пока на стопе: разгар лета не сезон для сбора еловой смолы. Нужно ждать осени, а лучше — весны. По словам знатоков, максимально полезна весенняя жидкая смола.
Привычный «густой» балхам в семье Абазалиевых тоже производят. Мать семейства, Зухра, на домашней кухне варит его 1−2 раза в месяц, не более 10 баночек по 100 или 300 граммов. Дело в том, что она использует смолу пихты, которую собирают в апреле и ноябре, и не добавляет мед.
— Те, кто делает балхам с медом, могут делать большие объемы. Но мама говорит, что он ослабляет пользу смолы, — поясняет Фатима. — Она смешивает в определенной пропорции топленое масло, жидкую смолу и пыльцу пихты кавказской. Собирает сырье отец, он много лет работал лесником и знает секрет, как не вредить дереву, собирая живицу, пока она еще жидкая.
Как утверждают Фатима и Зухра, достаточно половины чайной ложки такого концентрированного балхама, чтобы улучшилось состояние при простудных заболеваниях, облегчились приступы бронхита и астмы.
— Аллергия на пихту встречается редко, поэтому многие покупают для детей, — объясняет Фатима. — Обычно спрос увеличивается в сезон простуд. Но с прошлого года вообще не успеваем за заказами. Особенно сложно было осенью. Звонили постоянные клиенты и люди по их рекомендации. Кто-то хотел для профилактики, кто-то — восстановиться после болезни. Записывались в очередь, ждали, пока мы найдем подходящее сырье. Кто имел возможность, сами собирали смолу в горах и привозили маме, просили приготовить. Но даже когда со сбором стали помогать родственники и друзья, все равно не успевали. Спрос был гораздо больше тех объемов, которые мы можем предложить.
Согласно «Этимологическому словарю названий лекарственных растений (с карачаево-балкарскими фитонимами)» слово «балхам» родственно «бальзаму», который пришел в европейские языки из греческого. А греки, в свою очередь, позаимствовали его у арабов.
Средства на основе масла, меда и смолы известны в медицине на протяжении тысячелетий. Их использовали в Древней Греции, Египте, Риме. И продолжают использовать по сей день по всему свету. Наиболее известный в России аналог — сибирская живица на кедровых смоле и масле. Но, несмотря на древние корни и популярность в народе, серьезными исследованиями балхама никто не занимался, так что наука о его целебных свойствах молчит.
— Насколько мне известно, доклинические и клинические исследования балхама пока еще никто не проводил, и называть балхам лекарственным средством или лекарственным препаратом неправомерно, — считает доктор медицинских наук, заслуженный врач КЧР Башир Хапаев. — Производство не стандартизировано, у каждого изготовителя свой рецепт, состав и пропорции. Поэтому, как сторонник доказательной медицины, не могу рекомендовать бездумно принимать народные средства, тем более без консультации с лечащим врачом. С другой стороны, нельзя сбрасывать народную медицину со счетов, за ней опыт многих поколений. Поэтому нужны исследования каждого рецепта отдельно. В первую очередь надо доказать, что средство безопасно. Затем проводить клинические испытания лекарственного действия, противопоказаний, побочных эффектов. Это непочатое поле для научных изысканий, на которое я бы рекомендовал обратить внимание молодых ученых. А пока нет научных данных, можно предположить, что весь эффект основан по большей части на вере в продукт.