Спорт
Взрывной успех. Бои без правил
15 июля, 2016
21434
На наших глазах в кавказском массовом спорте происходит тектонический сдвиг: борьбу, всегда бывшую вне конкуренции, успешно теснят смешанные единоборства. В спорт пошли даже «диванные болельщики»

Наверное, нет другого места на Земле, где борьба была бы настолько культовым видом спорта. Бороться на Кавказе начинают с малых лет, и занимаются этим если не все, то через одного. Борются везде: на перемене в школе, на городских и сельских улицах, на пляжах и в парках. И в борцовских залах, куда дети и подростки идут нескончаемым потоком. Все грезят олимпийским золотом, не все его получают — но тренируются, тренируются, тренируются.

И вот именно здесь, на Кавказе, чувствительный удар поистине народному виду спорта наносит относительно молодой вид, который, казалось бы, даже названия оригинального не имеет — «бои без правил», или смешанные единоборства. В новый спорт ушли уже тысячи парней, а аббревиатуры ММА, М1 и UFC перестают быть бессмысленным набором букв даже для далеких от спорта людей. На Кавказе проводятся крупные международные турниры, где обалдевшие от счастья мальчишки видят легендарных бойцов — того же Федора Емельяненко или побившего его когда-то бразильца Фабрисио Вердума.

Как это произошло? Для начала — о двух потоках, во многом пересекающихся, которые за короткий срок дали России и миру огромное количество кавказских бойцов ММА.

Поток первый: в ММА пошли «диванные болельщики»

На самом деле «бои без правил» на Кавказе любят давно. Как минимум с 90-х годов. Просто их любили смотреть, а не заниматься ими. До эпохи интернета хорошо продавались записи боев на видеокассетах (комментировавший их Рамазан Рабаданов прославился именно тогда), потом были популярны ролики в сети. Но сами любители «просто посмотреть» занимались борьбой и другими «более серьезными» единоборствами. Так продолжалось до недавнего времени.

— Когда мы пять лет назад начали освещать тему смешанных единоборств (как раз выиграли всероссийский президентский грант на развитие этого направления), в UFC только появились наши первые бойцы: Хабиб Нурмагомедов, Адлан Амагов и Азамат Гашимов, — рассказывает дагестанский журналист, руководитель телепроекта «Мастер СПОРТА» Арслан Доциев. —  Нам казалось: снимем три-четыре передачи, а дальше что будем делать? Тогда развитие ММА у нас только начиналось.

Опасения не подтвердились — журналисты стали свидетелями взрывного роста интереса к ММА. Теперь на Кавказе есть мегапопулярные бойцовские клубы «Ахмат» и «Беркут», в Грозном и горной Ингушетии проводятся серьезные международные турниры, а дагестанские спортсмены вообще хлынули в новый вид тысячами.

— В Дагестане в секциях ММА занимаются несколько тысяч молодых людей. В каждом зале по 50−100 человек, а таких залов в республике наберется порядка 50, — говорит Арслан Доциев.

Более тысячи человек сегодня занимаются в разных филиалах бойцовского клуба «Беркут» в Грозном, Толстой-Юрте, Назрани, Пятигорске и Москве, говорит он. По несколько бойцовских клубов, пускай и не таких больших, как в Чечне и Дагестане, наберется в каждой из республик Северного Кавказа.

Поток второй: в ММА пошли состоявшиеся спортсмены

Но бывшие «диванные болельщики» — не единственный источник массовости ММА. Сюда стали идти профессионалы из других видов спорта. На самом деле, первым по времени можно назвать именно этот поток — уход в различные варианты «боев без правил» начался два-три десятка лет назад, но вначале это были все же единичные случаи.

Еще в 1993 году чемпионом мира по рестлингу стал выдающийся чеченский вольник, пятикратный чемпион мира Салман Хасимиков. Рестлинг, конечно, сильно отличается от современного ММА, это больше театрализованное шоу, но именно в нем началось смешение стилей. Именно бой рестлера Антонио Иноки (он, кстати, и привел Хасимикова в этот вид) против «короля бокса» Мухаммеда Али в 1976 году многие называют первым боем ММА.

Российским первопроходцем в мировом ММА стал тоже кавказец и тоже борец — Магомедхан Гамзатханов, более известный как Волк-Хан. Новое имя ему придумали промоутеры в Японии, где он был очень популярен, там даже сочинили легенду, что он прямой потомок Чингисхана. Волк-Хан стал чемпионом мира и обладателем золотых корон в японской лиге RINGS в 1994 и 1996 годах.

Стоит отметить, что Волк-Хан пришел в ММА не сразу из борьбы, а из самбо, которым занялся уже после армии (и даже сумел взять второе место на последнем чемпионате СССР). По большому счету, советское самбо тоже может претендовать на роль предшественника современного ММА: многие спортсмены пришли именно из самбо (например, Федор Емельяненко).

Сейчас, когда микс-файт набрал на Кавказе небывалую популярность, сюда идут практических из всех единоборств.

— Тут можно делать все. Здесь и стойка, и партер, и борьба. Сейчас в ММА переходят активно и тайские боксеры, и борцы, и боксеры, — говорит Рустам Хабилов, боец UFC. — Человек может 10 лет тренироваться по вольной борьбе, но видит, что у него не очень это получается, а спорт бросать уже не хочет. И он переходит в ММА с такой хорошей базой и достигает успеха.

Секрет успеха: ММА как социальный лифт

Шансов достичь успеха в жизни не так много, и спорт — один из них. На Кавказе, может быть, едва ли не единственный. Почему именно ММА, а не другие единоборства? Ответ прост: в «боях без правил» привлекают как раз понятные правила — и понятные перспективы, причем не такие уж отдаленные, в отличие от той же борьбы.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ
Кисловодский Олимп
Сначала Кавминводы, через месяц — Рио-де-Жанейро. Как российские тхэквондисты тренировались на горе Малое Седло и почему высота 1242 метра над уровнем моря — идеальный олимпийский старт

— ММА не только зрелищный вид, но и социальный лифт для молодых людей, дающий возможность неплохо зарабатывать, быть полезным для своих родных и популярным среди масс, — говорит Ибрагим Исмаилов, матчмейкер лиги АСВ. — Если выступать в серьезных организациях — «Ахмат», АСВ, М1, KSW, UFC, то можно неплохо обеспечивать семью. Там серьезный подход, не больше 3−4 боев в год, но гонорара за один бой, со слов бойцов, хватает на содержание семьи в течение полугода.

И в самом деле, в среднем профессиональные бойцы ММА зарабатывают в год от 20 до 50 тысяч долларов. Топовые бойцы — уже сотни тысяч долларов в год. У суперзвезд и вовсе семизначные суммы: например, Конор Макгрегор из UFC, самый известный боец ММА, получил за последний бой (который он, кстати, проиграл) 1 миллион долларов.

— Огромное количество молодых людей, которые ходят на борьбу, не могут достичь популярности и успеха, — считает Рустам Хабилов. — Для олимпийского вида спорта успех — выиграть Олимпиаду, что, конечно, очень тяжело сделать. А в «боях без правил», если ты успешно провел 10 боев, красиво выступаешь, тебя обязательно возьмут в престижную организацию, и она сама займется твоей раскруткой.

— У нас большая безработица, а ММА дает молодежи возможности для реализации, — говорит боксер Рахим Чахкиев, олимпийский чемпион и чемпион мира по версии IBO. — В олимпийских видах ты тратишь много сил и времени, но высоких результатов добиваются единицы. А в ММА все упрощено, легче добиться высоких результатов и положения в обществе. На Кавказе каждый хочет себя зарекомендовать, быть полезным для близких, и ММА дает молодым такую возможность.

Справедливости ради надо сказать, что функцию социального лифта продолжает выполнять и борьба. Олимпийских чемпионов носят на руках, да и борцов с менее престижными наградами тоже, бывшие борцы есть в министерствах, в парламентах, среди глав администраций. Но трудно не согласиться, что большая часть борцов так и остается неудовлетворенными своими достижениями.

Рустам Хабилов говорит и о еще одном нюансе: в ММА нет коррупции и несправедливого судейства, «как мы сегодня видим в борьбе на чемпионатах». Все вопросы соперники решают в бою.

Наконец-то на ринге — нормальная драка

Вы будете смеяться, но это тоже важно. У многих загорелись глаза, когда они увидели по телевизору нормальную, честную уличную драку.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ
Бувайсар Сайтиев: «Не может быть в спорте победы любой ценой»
«Живая легенда» мирового спорта, борец Бувайсар Сайтиев — об олимпийских планах на посту президента Федерации спортивной борьбы Чеченской республики, о спортивной чести и о бремени популярности

— Когда мне было 15−16 лет, меня, как и всех молодых кавказцев, интересовали каратэ, кикбоксинг и прочее. Но когда появились первые кассеты с боями UFC… Бойцы просто выходили в клетку и дрались, это было максимально приближенно к реальному бою. И у меня сразу появилась мечта зайти в эту клетку! — говорит Мамед Халидов, действующий чемпион польской лиги KSW (крупнейшей в Европе).

И в самом деле, отличие от борьбы или бокса сразу бросается в глаза. Полное ощущение, что это действительно бои без правил — в том смысле, что без ограничений, какие есть у борца (нельзя бить) и боксера (нельзя бороться).

 — ММА среди нашей молодежи изначально было обречено на успех, — считает Мамед. — Борьба, бокс, единоборства всегда были на Кавказе популярны, и новым зрелищным видом спорта «автоматом» заинтересовались. Каждый хочет себя попробовать, и мы видим, что у них отлично получается, все больше наших бойцов занимают лидирующие позиции в российских и мировых бойцовских организациях. Думаю, у кавказского ММА впереди еще много светлых страниц.

В разных культурах зрелищным считается разное, и «кровавые» смешанные единоборства постепенно стали безопаснее — организаторы меняли правила, делая бои менее жестокими. Но кавказскую страсть к настоящему бескомпромиссному бою (что во многом изначально и привлекло местных парней) ММА по-прежнему удовлетворяет. И так считают не только микст-файтеры.

— Это очень зрелищно и азартно, — говорит боксер Рахим Чахкиев. — По сути, современный вариант древнегреческих гладиаторских боев в Колизее.

Кавказцы в ММА / ММА на Кавказе

Несмотря на то, что главная звезда российского ММА Федор Емельяненко — из Старого Оскола, тон в российском микст-файте во многом задают кавказцы. В самой популярной мировой лиге UFC успешно выступают около 20 российских бойцов, и три четверти из них — представители кавказских республик. Одно из самых значимых событий ближайшего будущего в этой лиге — титульный бой не знающего поражений дагестанца Хабиба Нурмагомедова, который должен состояться до конца года.

В лиге WSOF выступают более десятка кавказских бойцов, в прошлом году чеченец Магомед Бибулатов из клуба «Ахмат» пополнил свою коллекцию поясом чемпиона в наилегчайшем весе. В азиатской OneFC успешно выступают несколько дагестанских бойцов. В старейшей российской лиге М1 сейчас среди чемпионов два представителя Дагестана, а сама эта лига уже несколько лет проводит в Ингушетии ежегодную «Битву в горах» (очередной турнир — как раз завтра).

Другой популярный международный турнир ММА — «Грозную битву» — проводит клуб «Ахмат», в нем занимаются несколько тысяч боксеров, кикбоксеров и бойцов ММА. Именно в майке этого клуба, кстати, выходит на бои UFC в США Фабрисио Вердум.

Вердум недавно заявил, что готов дать Емельяненко возможность провести матч-реванш в рамках турнира UFC в Грозном. Если бой состоится, это будет поистине историческое событие, которое может дать мощный толчок дальнейшему развитию ММА на российском Кавказе.

Кавказская лига ACB — четвертая в мире. Пока четвертая

Интерес к ММА со стороны первых лиц кавказских республик (один Кадыров чего стоит) и богатых спонсоров дал возможность появиться на Кавказе не только крупным турнирам, но и местным бойцовским лигам: «Ахмат» и ACB (Absolute Championship Berkut — лига выросла из клуба «Беркут»).

ACB, появившаяся три года назад, по итогам прошлого года стала уже четвертой в мире (после UFC, Bellator и WSOF) по версии fightmatrix.com — ведущего американского издания в сфере ММА. Наверное, об этом не мечтал и сам ее создатель Майрбек Хасиев, когда бегал в далекие 80-е по окрестностям Толстой-Юрта в костюме Брюса Ли и тренировал односельчан, а экипировку для учеников покупал на свою скромную зарплату врача.

В лиге сейчас три независимых направления: ММA, кикбоксинг и бразильское джиу-джитсу. Действует понятный «лифт» для начинающих — соревнования Young Eagles, после нескольких побед в которых молодые спортсмены уже могут участвовать в турнирах АСВ.

— У нас было жгучее желание сделать что-то яркое и полезное, но наши возможности не соответствовали нашим желаниям. Сегодня у нас появились такие возможности, и мы начали воплощать свои давние мечты в реальность, — говорит Майрбек Хасиев. — Жаль, что мы воплотили их в реальность только в том возрасте, когда сам не можешь уже выступать, как в юности…

Амбиции у Майрбека Хасиева и его лиги большие: к пятилетнему юбилею вывести ACB на уровень нынешнего мирового лидера — американской UFC. Еще несколько лет назад подобное казалось фантастикой, но сейчас уже совсем другие мысли: а почему бы и нет?

ЕЩЕ МАТЕРИАЛЫ
Лезгинка, манеры и сердца: за что японец полюбил кавказцев
В Японии появился амбассадор Кавказа. Юному жителю Токио так понравилась лезгинка, что он стал выступать с ней на международных фестивалях, а теперь и вовсе хочет открыть на родине кавказский клуб
Туризм особого назначения: как отдохнуть в Российском университете спецназа
Центр подготовки спецподразделений в Чечне не только обучает бойцов, но и принимает туристов. Рассказываем о единственном месте в регионе, где можно пострелять из боевого оружия без последствий
«Остановитель сердец». История самого известного в Дагестане инструктора на тарзанке
Есть такая профессия — скидывать людей в каньон. Асадула Булачев делает это посредством тарзанки, зиплайна, качелей — и знает все о человеческом страхе высоты
Вокруг света без визы и загранпаспорта: что можно увидеть на Северном Кавказе
Рассказываем об известных и не очень локациях, которые вполне могут заменить, а то и переплюнуть по масштабу и зрелищности популярные заграничные
Молодые и дерзкие: кто и для кого создает моду на Северном Кавказе
Три молодых дизайнера из Нальчика — о том, что ценит современный потребитель и могут ли малые этно-бренды стать рентабельными
Весна приходит на Кавказ: фотогалерея
Пока в центральной части России все еще слышны отголоски зимы, на Кавказе природа уже вовсю встречает весну. В городах — белоснежными яблонями и розовыми вишнями, а в предгорьях — яркими первоцветами
Полная версия