{{$root.pageTitleShort}}

Взрывной успех. Бои без правил

На наших глазах в кавказском массовом спорте происходит тектонический сдвиг: борьбу, всегда бывшую вне конкуренции, успешно теснят смешанные единоборства. В спорт пошли даже «диванные болельщики»

Наверное, нет другого места на Земле, где борьба была бы настолько культовым видом спорта. Бороться на Кавказе начинают с малых лет, и занимаются этим если не все, то через одного. Борются везде: на перемене в школе, на городских и сельских улицах, на пляжах и в парках. И в борцовских залах, куда дети и подростки идут нескончаемым потоком. Все грезят олимпийским золотом, не все его получают — но тренируются, тренируются, тренируются.

Молодой спортсмен Юсуп Раисов (справа) против бразильца Карлоса Алесандре (слева)

Смешанные единоборства сочетают как технику ударов в стойке, так и борьбу в партере. Другие названия: MMA (Mixed Martial Arts — «смешанные боевые искусства»), микст-файт (Mix Fight — «смешанные единоборства»), «бои без правил». Крупнейшие лиги ММА — UFC, Bellator и WSOF. На звание четвертой в мире претендует кавказская ACB. В нашей стране также популярны российские М1 и Fight Night.

И вот именно здесь, на Кавказе, чувствительный удар поистине народному виду спорта наносит относительно молодой вид, который, казалось бы, даже названия оригинального не имеет — «бои без правил», или смешанные единоборства. В новый спорт ушли уже тысячи парней, а аббревиатуры ММА, М1 и UFC перестают быть бессмысленным набором букв даже для далеких от спорта людей. На Кавказе проводятся крупные международные турниры, где обалдевшие от счастья мальчишки видят легендарных бойцов — того же Федора Емельяненко или побившего его когда-то бразильца Фабрисио Вердума.

Как это произошло? Для начала — о двух потоках, во многом пересекающихся, которые за короткий срок дали России и миру огромное количество кавказских бойцов ММА.

Поток первый: в ММА пошли «диванные болельщики»

На самом деле «бои без правил» на Кавказе любят давно. Как минимум с 90-х годов. Просто их любили смотреть, а не заниматься ими. До эпохи интернета хорошо продавались записи боев на видеокассетах (комментировавший их Рамазан Рабаданов прославился именно тогда), потом были популярны ролики в сети. Но сами любители «просто посмотреть» занимались борьбой и другими «более серьезными» единоборствами. Так продолжалось до недавнего времени.

— Когда мы пять лет назад начали освещать тему смешанных единоборств (как раз выиграли всероссийский президентский грант на развитие этого направления), в UFC только появились наши первые бойцы: Хабиб Нурмагомедов, Адлан Амагов и Азамат Гашимов, — рассказывает дагестанский журналист, руководитель телепроекта «Мастер СПОРТА» Арслан Доциев. —  Нам казалось: снимем три-четыре передачи, а дальше что будем делать? Тогда развитие ММА у нас только начиналось.

{{current+1}} / {{count}}

Рафаэль дос Аньос против Хабиба Нургамомедова

Ти Джей Уолдбургер против Алдана Амагова

Джон Линекер против Азамата Гашимова

Опасения не подтвердились — журналисты стали свидетелями взрывного роста интереса к ММА. Теперь на Кавказе есть мегапопулярные бойцовские клубы «Ахмат» и «Беркут», в Грозном и горной Ингушетии проводятся серьезные международные турниры, а дагестанские спортсмены вообще хлынули в новый вид тысячами.

— В Дагестане в секциях ММА занимаются несколько тысяч молодых людей. В каждом зале по 50−100 человек, а таких залов в республике наберется порядка 50, — говорит Арслан Доциев.

Более тысячи человек сегодня занимаются в разных филиалах бойцовского клуба «Беркут» в Грозном, Толстой-Юрте, Назрани, Пятигорске и Москве, говорит он. По несколько бойцовских клубов, пускай и не таких больших, как в Чечне и Дагестане, наберется в каждой из республик Северного Кавказа.

Поток второй: в ММА пошли состоявшиеся спортсмены

Но бывшие «диванные болельщики» — не единственный источник массовости ММА. Сюда стали идти профессионалы из других видов спорта. На самом деле, первым по времени можно назвать именно этот поток — уход в различные варианты «боев без правил» начался два-три десятка лет назад, но вначале это были все же единичные случаи.

4-кратный чемпион мира по вольной борьбе в тяжелом весе Салман Хасимиков (второй слева), январь 1987

Еще в 1993 году чемпионом мира по рестлингу стал выдающийся чеченский вольник, пятикратный чемпион мира Салман Хасимиков. Рестлинг, конечно, сильно отличается от современного ММА, это больше театрализованное шоу, но именно в нем началось смешение стилей. Именно бой рестлера Антонио Иноки (он, кстати, и привел Хасимикова в этот вид) против «короля бокса» Мухаммеда Али в 1976 году многие называют первым боем ММА.

Российским первопроходцем в мировом ММА стал тоже кавказец и тоже борец — Магомедхан Гамзатханов, более известный как Волк-Хан. Новое имя ему придумали промоутеры в Японии, где он был очень популярен, там даже сочинили легенду, что он прямой потомок Чингисхана. Волк-Хан стал чемпионом мира и обладателем золотых корон в японской лиге RINGS в 1994 и 1996 годах.

Стоит отметить, что Волк-Хан пришел в ММА не сразу из борьбы, а из самбо, которым занялся уже после армии (и даже сумел взять второе место на последнем чемпионате СССР). По большому счету, советское самбо тоже может претендовать на роль предшественника современного ММА: многие спортсмены пришли именно из самбо (например, Федор Емельяненко).

Сейчас, когда микс-файт набрал на Кавказе небывалую популярность, сюда идут практических из всех единоборств.

— Тут можно делать все. Здесь и стойка, и партер, и борьба. Сейчас в ММА переходят активно и тайские боксеры, и борцы, и боксеры, — говорит Рустам Хабилов, боец UFC. — Человек может 10 лет тренироваться по вольной борьбе, но видит, что у него не очень это получается, а спорт бросать уже не хочет. И он переходит в ММА с такой хорошей базой и достигает успеха.

Секрет успеха: ММА как социальный лифт

Шансов достичь успеха в жизни не так много, и спорт — один из них. На Кавказе, может быть, едва ли не единственный. Почему именно ММА, а не другие единоборства? Ответ прост: в «боях без правил» привлекают как раз понятные правила — и понятные перспективы, причем не такие уж отдаленные, в отличие от той же борьбы.

{{current+1}} / {{count}}

Мамед Халидов проводит тренировку для молодых бойцов

Мамед Халидов проводит тренировку для молодых бойцов

Мамед Халидов проводит тренировку для молодых бойцов

Мамед Халидов проводит тренировку для молодых бойцов

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ
Кисловодский Олимп
Сначала Кавминводы, через месяц — Рио-де-Жанейро. Как российские тхэквондисты тренировались на горе Малое Седло и почему высота 1242 метра над уровнем моря — идеальный олимпийский старт

— ММА не только зрелищный вид, но и социальный лифт для молодых людей, дающий возможность неплохо зарабатывать, быть полезным для своих родных и популярным среди масс, — говорит Ибрагим Исмаилов, матчмейкер лиги АСВ. — Если выступать в серьезных организациях — «Ахмат», АСВ, М1, KSW, UFC, то можно неплохо обеспечивать семью. Там серьезный подход, не больше 3−4 боев в год, но гонорара за один бой, со слов бойцов, хватает на содержание семьи в течение полугода.

И в самом деле, в среднем профессиональные бойцы ММА зарабатывают в год от 20 до 50 тысяч долларов. Топовые бойцы — уже сотни тысяч долларов в год. У суперзвезд и вовсе семизначные суммы: например, Конор Макгрегор из UFC, самый известный боец ММА, получил за последний бой (который он, кстати, проиграл) 1 миллион долларов.

— Огромное количество молодых людей, которые ходят на борьбу, не могут достичь популярности и успеха, — считает Рустам Хабилов. — Для олимпийского вида спорта успех — выиграть Олимпиаду, что, конечно, очень тяжело сделать. А в «боях без правил», если ты успешно провел 10 боев, красиво выступаешь, тебя обязательно возьмут в престижную организацию, и она сама займется твоей раскруткой.

Боксер Рахим Чахкиев после победы в бою против американского боксера Джуниора Энтони Райта

— У нас большая безработица, а ММА дает молодежи возможности для реализации, — говорит боксер Рахим Чахкиев, олимпийский чемпион и чемпион мира по версии IBO. — В олимпийских видах ты тратишь много сил и времени, но высоких результатов добиваются единицы. А в ММА все упрощено, легче добиться высоких результатов и положения в обществе. На Кавказе каждый хочет себя зарекомендовать, быть полезным для близких, и ММА дает молодым такую возможность.

Справедливости ради надо сказать, что функцию социального лифта продолжает выполнять и борьба. Олимпийских чемпионов носят на руках, да и борцов с менее престижными наградами тоже, бывшие борцы есть в министерствах, в парламентах, среди глав администраций. Но трудно не согласиться, что большая часть борцов так и остается неудовлетворенными своими достижениями.

Рустам Хабилов говорит и о еще одном нюансе: в ММА нет коррупции и несправедливого судейства, «как мы сегодня видим в борьбе на чемпионатах». Все вопросы соперники решают в бою.

Наконец-то на ринге — нормальная драка

Вы будете смеяться, но это тоже важно. У многих загорелись глаза, когда они увидели по телевизору нормальную, честную уличную драку.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ
Бувайсар Сайтиев: «Не может быть в спорте победы любой ценой»
«Живая легенда» мирового спорта, борец Бувайсар Сайтиев — об олимпийских планах на посту президента Федерации спортивной борьбы Чеченской республики, о спортивной чести и о бремени популярности

— Когда мне было 15−16 лет, меня, как и всех молодых кавказцев, интересовали каратэ, кикбоксинг и прочее. Но когда появились первые кассеты с боями UFC… Бойцы просто выходили в клетку и дрались, это было максимально приближенно к реальному бою. И у меня сразу появилась мечта зайти в эту клетку! — говорит Мамед Халидов, действующий чемпион польской лиги KSW (крупнейшей в Европе).

И в самом деле, отличие от борьбы или бокса сразу бросается в глаза. Полное ощущение, что это действительно бои без правил — в том смысле, что без ограничений, какие есть у борца (нельзя бить) и боксера (нельзя бороться).

 — ММА среди нашей молодежи изначально было обречено на успех, — считает Мамед. — Борьба, бокс, единоборства всегда были на Кавказе популярны, и новым зрелищным видом спорта «автоматом» заинтересовались. Каждый хочет себя попробовать, и мы видим, что у них отлично получается, все больше наших бойцов занимают лидирующие позиции в российских и мировых бойцовских организациях. Думаю, у кавказского ММА впереди еще много светлых страниц.

Школа «молодого бойца» при спортивном клубе «Беркут»

В разных культурах зрелищным считается разное, и «кровавые» смешанные единоборства постепенно стали безопаснее — организаторы меняли правила, делая бои менее жестокими. Но кавказскую страсть к настоящему бескомпромиссному бою (что во многом изначально и привлекло местных парней) ММА по-прежнему удовлетворяет. И так считают не только микст-файтеры.

— Это очень зрелищно и азартно, — говорит боксер Рахим Чахкиев. — По сути, современный вариант древнегреческих гладиаторских боев в Колизее.

Кавказцы в ММА / ММА на Кавказе

Несмотря на то, что главная звезда российского ММА Федор Емельяненко — из Старого Оскола, тон в российском микст-файте во многом задают кавказцы. В самой популярной мировой лиге UFC успешно выступают около 20 российских бойцов, и три четверти из них — представители кавказских республик. Одно из самых значимых событий ближайшего будущего в этой лиге — титульный бой не знающего поражений дагестанца Хабиба Нурмагомедова, который должен состояться до конца года.

В лиге WSOF выступают более десятка кавказских бойцов, в прошлом году чеченец Магомед Бибулатов из клуба «Ахмат» пополнил свою коллекцию поясом чемпиона в наилегчайшем весе. В азиатской OneFC успешно выступают несколько дагестанских бойцов. В старейшей российской лиге М1 сейчас среди чемпионов два представителя Дагестана, а сама эта лига уже несколько лет проводит в Ингушетии ежегодную «Битву в горах» (очередной турнир — как раз завтра).

Другой популярный международный турнир ММА — «Грозную битву» — проводит клуб «Ахмат», в нем занимаются несколько тысяч боксеров, кикбоксеров и бойцов ММА. Именно в майке этого клуба, кстати, выходит на бои UFC в США Фабрисио Вердум.

Турнир «Битва в горах»

Вердум недавно заявил, что готов дать Емельяненко возможность провести матч-реванш в рамках турнира UFC в Грозном. Если бой состоится, это будет поистине историческое событие, которое может дать мощный толчок дальнейшему развитию ММА на российском Кавказе.

Кавказская лига ACB — четвертая в мире. Пока четвертая

Интерес к ММА со стороны первых лиц кавказских республик (один Кадыров чего стоит) и богатых спонсоров дал возможность появиться на Кавказе не только крупным турнирам, но и местным бойцовским лигам: «Ахмат» и ACB (Absolute Championship Berkut — лига выросла из клуба «Беркут»).

ACB, появившаяся три года назад, по итогам прошлого года стала уже четвертой в мире (после UFC, Bellator и WSOF) по версии fightmatrix.com — ведущего американского издания в сфере ММА. Наверное, об этом не мечтал и сам ее создатель Майрбек Хасиев, когда бегал в далекие 80-е по окрестностям Толстой-Юрта в костюме Брюса Ли и тренировал односельчан, а экипировку для учеников покупал на свою скромную зарплату врача.

В лиге сейчас три независимых направления: ММA, кикбоксинг и бразильское джиу-джитсу. Действует понятный «лифт» для начинающих — соревнования Young Eagles, после нескольких побед в которых молодые спортсмены уже могут участвовать в турнирах АСВ.

— У нас было жгучее желание сделать что-то яркое и полезное, но наши возможности не соответствовали нашим желаниям. Сегодня у нас появились такие возможности, и мы начали воплощать свои давние мечты в реальность, — говорит Майрбек Хасиев. — Жаль, что мы воплотили их в реальность только в том возрасте, когда сам не можешь уже выступать, как в юности…

Амбиции у Майрбека Хасиева и его лиги большие: к пятилетнему юбилею вывести ACB на уровень нынешнего мирового лидера — американской UFC. Еще несколько лет назад подобное казалось фантастикой, но сейчас уже совсем другие мысли: а почему бы и нет?

Ражап Мусаев

Рубрики

О ПРОЕКТЕ

«Первые лица Кавказа» — специальный проект портала «Это Кавказ» и информационного агентства ТАСС. В интервью с видными представителями региона — руководителями органов власти, главами крупнейших корпораций и компаний, лидерами общественного мнения, со всеми, кто действительно первый в своем деле, — мы говорим о главном: о жизни, о ценностях, о мыслях, о чувствах — обо всем, что не попадает в официальные отчеты, о самом личном и сокровенном.

СМОТРИТЕ ТАКЖЕ