Четыре года назад артисты и каскадеры осетинского конно-драматического театра «Нарты» не представляли, где взять деньги на возрождение театра, который в республике уже считался потерянным. От «Нартов» оставалось только название, не было своего помещения, сцены и даже конюшни для лошадей.
Но благодаря соцсетям и народной поддержке театр выжил. В начале 2016 года он впервые дал представление во Франции, а сейчас планирует гастроли по Европе и выступления в Арабских Эмиратах.
Сегодня конный театр «Нарты», расположенный в парке рядом с ДК «Металлург» во Владикавказе, — тихое место. Многие местные жители и не знают, что находится за глухим забором в километре от оживленной дороги.
В прошлом году у театра появились новые трибуны на 600 мест, правда, пока они пустуют.
— Репетиции проходят почти каждый день, — художественный руководитель театра Асланбек Галаов вытирает толстый слой пыли со зрительского сиденья. — А гостей здесь, как видите, почти не бывает.
Когда театр только открылся, Асланбек заканчивал школу и готовился поступать в театральное училище имени Щукина в Москве. Он мечтал о ролях в большом кино, а к конному спорту не имел никакого отношения.
В середине 90-х у «Нартов» были сытые времена: в теплый сезон театр давал во Владикавказе по 5−6 спектаклей в неделю — и были аншлаги. Костюмы для артистов шили в Большом театре в Москве. «Нарты» гастролировали по всему Северному Кавказу и России.
В этот период Галаов уже закончил актерский факультет, поступил во ВГИК на продюсерское отделение и стал получать первые роли «плохих парней» в российских фильмах («Я почти всегда играю антагонистов — наверное, внешность располагает»).
В 2002 году вышел фильм «Антикиллер», где он сыграл одну из ролей. В этом же году «Нарты» пережили трагедию: семь актеров погибли вместе с лошадьми при сходе ледника Колка в Кармадонском ущелье. Это был костяк театра, участвовавший в съемках фильма «Связной» Сергея Бодрова.
В 2007 году, когда Асланбек получил роль в фильме «Аэропорт», театр «Нарты» остался без конюшни, костюмерных и театральной площадки. Дело в том, что все имущество находилось на территории АО «Электронстрой», и в 2006 году собственник поменял планы на землю и попросил театр уйти с его территории.
В «Нартах» прошли большие сокращения: из 140 артистов остались 50 человек. Шесть последних лошадей (в 90-е годы их было 28) перевезли на конзавод в Беслан. Но все же министерство культуры республики договорилось с «Электронстроем» о безвозмездном пользовании участком в 3 гектара.
— В 2009 году мне предложили стать художественным руководителем «Нартов». Я сомневался, что смогу возродить театр. В кабинете минкультуры согласился на уровне «Я попробую», а когда пришел на место, понял, что все гораздо хуже. Помню, Алик Багаев — он актер и руководитель конной труппы — ведет меня по парку, я вижу помещения под конюшни, костюмерные. А он объясняет: «Это не наше, и это не наше». «Алик, а что наше?» Оказалось, что наше — это чистое поле, — рассказывает Асланбек Галаов. — И все же я решился, потому что поверил в перемены. И еще казалось, что найдется способ восстановить театр во Владикавказе.
Способ нашелся. В 2012 году в социальных сетях появились группы с названием «Нарты будут жить», в них объявили о массовом сборе денег на спасение театра.
— На фестивале осетинского искусства в Москве я познакомился с Давидом Газаевым и Маратом Арчеговым — они осетины, живут в столице и занимаются разными социальными проектами, в том числе краудфандингом. Они предложили мне запустить эту акцию, — вспоминает Асланбек Галаов. — Конечно, я понимал, что обычные люди не помогут собрать сумму на строительство помещений… Я расценивал этот ход как пиар-акцию, которая поможет привлечь внимание местных властей, благотворительных фондов.
Объявили, что на возрождение театра нужно 8 миллионов рублей, за год собрали только миллион.
— Этой суммы недостаточно для запуска полноценного театра, но у нас было немного собственных денег: «Нарты» зарабатывали на гастролях по ближним республикам и Черноморскому побережью. А большую часть средств мы собрали с помощью концертов Сослана Кулумбекова — участника проекта «Голос» из Владикавказа. Он дал три концерта — в Москве, Владикавказе и Цхинвале. Почти все, кто жертвовал деньги, — местные жители, они перечисляли по 100−200 рублей на наш расчетный счет. Были предприниматели, которые давали по 4−5 тысяч рублей, — вспоминает Асланбек. — Один мой друг привез строительные блоки и сказал: «Запускай стройку, иначе все затянется». С этого началось помещение, где теперь находится конюшня, шорная мастерская, костюмерная…
На строительство сцены, закупку освещения и обновление декораций денег не хватило, поэтому сейчас артисты репетируют на открытой площадке, похожей на небольшую цирковую арену. Но Асланбек не хочет повторять акцию.
— Я рассчитываю на другие способы. У нас в республике сменилось руководство, оно знает о наших проблемах и обещает помочь. Нам не нравилось ходить с протянутой рукой: «Спасите, мы умираем». Тот этап, когда мы могли умереть, закончился. Театр выжил. А что с нами сейчас? Можно сказать, что мы медленно ползем вверх.
— Нам помогали, потому что мы не просто театр… Кого удивишь бедным театром? «Нарты» — это достояние Осетии, — уверен Галаов. — Большинство спектаклей рассказывают о культуре и истории осетин. Постановка по пьесе Шамиля Джигкаева «Отверженный ангел», например, о борьбе нашего народа с татаро-монголами в XIV веке. Популярна большая конная шоу-программа «Игры нартов». Это старая постановка, в 90-е «Нарты» уже выступали с ней на многих площадках.
Спектакли «Нартов» состоят из нескольких меняющихся блоков: хореография, актерская игра, конное представление. Так, на площадке перед зрителями появляются драматические актеры, которые рассказывают свою историю, их сменяют танцовщики, затем наездники с конными трюками и джигитовкой.
Актеры выступают в национальных костюмах, декорации — аланские башни и кавказские горы, музыка — осетинская. Только один спектакль без местного колорита — шекспировский «Гамлет», мечта любого театра. Правда, Гамлет, призрак и другие герои появляются в спектакле верхом на конях.
— Есть спектакль для юных зрителей, с которым «Нарты» гастролируют на Черноморском побережье. Он не про осетин, но с кавказским колоритом — там лезгинка, конные трюки, актерская игра — в стихах, — говорит Асланбек. — Почему так? Многие жители России путаются в наших народах, а это такой кавказский «сборник»… Зрители хорошо его воспринимают: им нравится узнавать новую культуру через шоу.
В конце прошлого года театр неожиданно пригласили выступить на фестивале конного спорта и верховой езды «Cheval Passion» во Франции.
— Это был первый выезд «Нартов» за границу. Нас позвали с джигитовкой. Поехали 9 артистов с конями. Животных везли в большой коневозке. Дорога заняла пять дней. Еще за месяц до поездки мы не представляли, что будем выступать в Европе. Тем более на таком звездном фестивале. Он проводится в Авиньоне уже 31 год. 25 тысяч зрителей за пять дней, а мы были единственным театром из России. Как получилось? Организаторы искали интересные конные театры, обратились во французский фонд поддержки международных проектов. Его возглавляет россиянка, которая нашла наш театр.
На фестивале удалось завязать нужные знакомства, теперь «Нарты» собираются в большой гастрольный тур во Францию.
— В следующем году планируем уехать на все лето: есть организаторы, которые обещают обеспечить нам площадки для выступлений. А весной едем в Арабские Эмираты. Там проходит большой конный салон: скачки, пробеги, продажи коней и, конечно, шоу-программа, — объясняет Галаов.
Конные артисты выступают на рысаках — эти лошади лучше других подходят для джигитовки и трюков.
— Они покладистые и выносливые — раз, крупные и красивые — два, — говорит Асланбек. — Научить можно любую лошадь; подготовка начинается с 2,5−3 лет, когда уже сформировался скелет.
Лошадей для театра покупают на конных заводах, но 14-летний Беглец попал сюда с местной бойни. И до сих пор участвует в шоу. Он старожил, в среднем лошади работают в шоу до 12−15 лет.
— Это было еще до моего прихода в «Нарты». Парень проезжал мимо бойни и случайно увидел красивую лошадь буденновской породы. Остановился, попросил рабочих подождать с ножами… Приехал в театр, уговорил директора, взял деньги и с ветврачем поехал выкупать. Наш Беглец и не понял, что его спасли от мясорубки, на характер это не повлияло.
Актеры в «Нартах», как в любом провинциальном театре, — на вес золота.
— Еще 15−20 лет назад работа в театре считалась престижной: парни и девушки мечтали выступать на сцене, — вспоминает Галаов. — Сейчас ценности поменялись — молодые люди хотят хорошо зарабатывать. А это не в театр…
Правда, есть у артистов и подработки: гастроли по Черноморскому побережью, а еще «Нартов» приглашают выступать на свадьбы. Осетины переживают, что традиции уходят: теперь свадьбы празднуют не два дня, как раньше (один в доме невесты, другой — в доме жениха), а всего день. Невеста может надеть не национальное, а европейское платье. Но джигитовка придает празднику местный колорит, ведь предки осетин были кочевниками.
— Работа с лошадьми у нас в крови, — говорит Асланбек. — До «Нартов» я не ездил верхом, а теперь в некоторых спектаклях выезжаю на коне. Может, это трепетное отношение осетин к конному мастерству и не позволило театру умереть. Сколько раз он висел на волоске, и все же в последний момент его спасали — понимали, что нельзя так поступать с национальным искусством.
Галаов верит в то, что театр сможет снова выступать и во Владикавказе.
— Многие не верили, что «Нарты» будут жить, а теперь у нас зарубежные гастроли. Так у меня воплотилась мечта — вывести театр на международный уровень. Вторая мечта — вернуть его в формат стационарного репертуарного театра. Я уверен, что получится. Не знаю, сколько времени потребуется, но здесь будут проходить спектакли.