{{$root.pageTitleShort}}

Как получить грант

6 простых шагов для правильной упаковки стартапа, который не стыдно будет показать грантовой комиссии, спонсорам или инвесторам

Член молодежного парламента Кабардино-Балкарии Катя Суркова приезжает на молодежный форум «Машук» уже четвертый раз. В этом году она руководит делегацией республики: отбирала проекты на форум, помогает авторам их «упаковывать» и готовит к защитам. В ее методике 6 простых и универсальных правил, которые подойдут для любого стартапа.

1. Найти проблему

Найти идею — один из самых сложных этапов. Все равно что сидеть над чистым листом бумаги и пытаться сочинить роман, который станет бестселлером. Чтобы придумать сюжет, нужна какая-то история из жизни. Так и со стартапами: должно произойти что-то, что подтолкнет вас в правильном направлении.

Иногда это люди, которые могут что-то подсказать, иногда ситуации. Но главное, что в какой-то момент вы поймете, что «да, это мне действительно интересно и я хочу потратить на воплощение этой идеи силы и время».

— Сначала надо найти и понять проблему. Нет проблемы — нет проекта, — объясняет Катя. — Ведь вы же зачем-то все это делаете? И тут, кстати, важно реально оценить свои силы. Я часто встречаю людей, которые хотят, например, решить проблему коррупции или алкоголизма раз и навсегда. Это смешно, согласитесь. Проблема есть, конечно, но решить ее одним стартапом… Трезво оценить свои силы очень сложно. Особенно нам, молодым, с нашим максимализмом и амбициями.

2. Нарисовать картинку с результатом

Уже на этом этапе многие опускают руки. А все потому, что сами не понимают, ради чего затевают проект.

— Нужно понять, каким должен быть результат всей вашей работы. Надо проанализировать проблему. Решит ваш проект ее полностью или снизит остроту? Или же будет номинальным? Ну, а потом надо добавить количественные и качественные показатели результата. Например, провести десяток мероприятий, привлечь сотню людей, помочь определенному количеству детских домов, построить что-то или создать. В голове должна быть очень четкая картинка с результатом во всех деталях. Иначе можно начать реализовывать проект и на середине пути потеряться. Вроде провели много лекций, а нужного количества специалистов так и не воспитали. Такое случается сплошь и рядом, — делится Катя.

В качестве примера она приводит экологические проекты. Одни приходят с глобальными идеями, другие решают конкретные задачи. Те, кто в деталях расписывает программу по благоустройству парков, знает, сколько нужно урн и где они будут стоять, кто и как будет убирать мусор и следить за чистотой, сколько деревьев надо посадить, где и какие территории огородить и так далее, — вот они, как правило, получают гранты и доводят проект до конца. А все потому, что у них был четкий план действий.

На самом деле с планом на результат работать просто, уверена Катя:

— Смотрите, я хочу, чтобы засохшее дерево зацвело. Я переворачиваю это свое «хочу» и получаю цель. Дальше становится понятно, что делать. Поливать, возможно, пересадить — это все уже задачи проекта и методы его реализации.

3. Собрать команду с горящими глазами

— Любому проекту нужны единомышленники. Они не обязаны быть профессионалами. Это могут быть такие же «неадекватные» люди, как и вы (на стартаперов ведь редко смотрят как на нормальных). У них должны гореть глаза, им должна быть близка и интересна ваша идея. Но это не значит, что нельзя начинать дело в одиночку. Когда человек делает что-то хорошее, к нему потянутся люди. Пусть не сразу, но команда появится. Людям, которые делают полезные вещи, хочется помогать. Причем, учтите, кто-то поможет просто так, кто-то — для личной выгоды. Если вы хотите, допустим, создать донорский центр, будут те, кому это действительно интересно, и те, кто стремится пропиариться за счет проекта. И от их помощи отказываться не стоит, — отмечает Катя.

Нет ничего зазорного в том, чтобы пойти к депутатам накануне выборов и попросить денег на проект, считает коуч:

— Им нужен пиар, вам нужны деньги. В этом случае вы решаете свои задачи, депутаты — свои, но ведь для нас главное, чтобы проект состоялся.

Но и те, кто помогает бескорыстно, должны получить какой-то стимул. В волонтеры люди идут не только для того, чтобы помогать. Чаще всего они хотят общаться и чему-то научиться: оказывать помощь, организовывать события. Значит, нужно выстроить работу над проектом так, чтобы всем угодить.

— Поговорите со всеми членами вашей команды, поймите, чего они хотят, каким временем располагают, и дайте им ту работу, за которой они к вам пришли.

4. Составить четкий план действий

Когда есть цель, понимание ожидаемого результата и уже собралась команда, нужно приступать к составлению непосредственного плана действий.

Не пытайтесь расписать проект по минутам. Чем длиннее список задач, тем больше у вас ощущение, что это тяжело и неподъемно. Это же сколько галочек напротив выполненных пунктов надо поставить?!

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ
Стартап с серьезными намерениями
Plug and Play Dagestan — это как «Дольче и Габбана Ашгабат», — шутили айтишники. Но резидент бизнес-инкубатора всерьез покорил Google и поехал на Silicon Valley Open Doors со своим сервисом знакомств

— В детстве, когда мама просила меня убраться, я для себя писала план: помыть полы, пропылесосить, убрать в шкафу и так далее, а теперь у меня всего один пункт: «уборка». И знаете, психологически намного легче потратить час на уборку, чем пытаться раздробить день на подзадачи: утром — полы, вечером — шкаф, — уверена Катя.

Посмотрите на свои исходные данные и подумайте, что будет проще и эффективнее: провести десяток акций по сдаче крови, например, или создать постоянный донорский фонд при местной поликлинике.

Очень важно правильно рассчитать время, которое вы готовы тратить на свой проект.

— Часто люди пытаются скомкать проект, сделать его «по-быстрому» или, наоборот, растягивают. Как бы то ни было, если вы ставите себе срок в три месяца — значит, надо делать за три месяца. Главная беда всех молодежных проектов: их авторы часто забывают, что есть еще учеба, сессии, личная жизнь, которые не позволяют нам заниматься проектом 24 часа в сутки. Поэтому надо трезво подойти к тайм-менеджменту. Можешь работать сутками — работай, нет — освободи несколько часов в неделю на проект, чтобы и сил хватило, и в ущерб всему остальному не пошло.

5. Немного завысить бюджет

Как ни странно, обычно на грантовые конкурсы приезжают скромные и застенчивые предприниматели. Они боятся выступать публично, стесняются просить помощи, денег хотят минимум. И это неправильно, уверена Катя.

— Сейчас я помогаю ребятам составлять проекты. И каждого прошу завысить бюджет. А знаете почему? Потому что, если вам дадут деньги, то дадут не сегодня, а через пару месяцев. Цены у нас растут как грибы. Представьте, вы просите 500 рублей условно на сотню ручек по 5 рублей. Вам дали 500 рублей, но ручки-то уже подорожали. Если вы составите смету с учетом роста цен, вам будет легче. Кроме того, редко кому дают максимальные гранты. Большинство просит, к примеру, полмиллиона, а получает 300 тысяч. И это тоже надо учитывать. Не стесняйтесь и подтягивайте смету под максимум. Но, конечно, не наглейте, все пункты в смете должны быть оправданны. Так, вы можете заложить в нее покупку фотоаппарата за 20 тысяч для съемки 40 мероприятий. Прокат фотоаппарата стоит тысячу рублей в день. Тут сразу ясно, что купить — значит сэкономить. В комиссиях люди опытные и видят такие мелкие, но важные детали. А если вы хотите купить этот фотоаппарат для съемки двух мероприятий, хотя дешевле взять в аренду, проект вам наверняка завернут.

6. Стать Бэтменом на защите проекта

Защитить проект перед грантовой комиссией, спонсорами и инвесторами — самое сложное. Обычно у стартапера есть три минуты на то, чтобы объяснить незнакомым людям, чем полезен проект. От этого этапа зависит 70% успеха.

Во время презентации нужно включить все свое обаяние, харизму, но самое главное — показать, что вы досконально знаете дело.

— Начать надо с проблемы: объяснить, почему вы ею занялись и почему она так страшна для нас всех. Конечно, тут есть определенный театральный момент. В большинстве случаев надо немного усугубить проблему, добавить драматизма, чтобы девочка в последнем ряду всплакнула. А потом объяснить, что вы и есть тот самый Бэтмен, который спасет город. Я, конечно, утрирую, но любая грантовая комиссия и инвесторы заинтересованы в том, чтобы найти самые полезные и жизнеспособные проекты. Им надо раздать эти деньги в любом случае, но они ищут лучших. А если человек знает свой проект от и до, знает, как решить проблему, он, скорее всего, сможет грамотно распорядиться деньгами.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ
Пятигорск на три дня стал велосипедной столицей России
Казаки и ковбои, богатыри и принцы, лешие и кикиморы, Бэтмен и Джокер… VeloFest-2016 собрал участников со всей страны, от Камчатки до Крыма, а веселый маскарад стал его красочным финалом

Катя советует обязательно подготовить речь или хотя бы план выступления на презентации. Не нужно читать с листа, но подсматривать в тезисы никто не запрещает.

— Если перенервничать, можно забыть все на свете. Вот тут и спасет «шпаргалка». Она может вообще не понадобиться, но вам будет спокойнее от мысли, что есть куда подглядеть.

Не стоит забывать и о внешнем виде.

— В прошлом году у нас парень пришел в казачьем костюме защищать проект по казачеству. Он сам казак, это видно, он знает проблемы казачества изнутри и явно понимает, как их решать. Тут костюм был уместен. Но когда проект по помощи инвалидам приходят защищать чуть ли не в бальных платьях — это выглядит странно.

Очень важный показатель обоснованности проекта — презентации и слайдшоу, которые обычно требуют на защитах, уверена Катя. Если человек смог вытащить и показать главные факты и цифры, значит, он понимает, о чем говорит. Тем, кто что-то производит, обязательно надо показать свою продукцию, дать ее потрогать, примерить, попробовать.

— Самое обидное, когда ребята после красивой презентации не могут ответить на вопросы комиссии. Никогда, запомните, никогда не говорите «не знаю»! Это ваш проект, ваше детище, и только вы знаете, как он устроен. Будьте уверены в себе. Нет ничего страшного в вопросах комиссии. На самом деле это хороший признак: если эксперты спрашивают о деталях проекта, значит, они им заинтересовались. И тут соберитесь и добивайте. Расскажите им все, что они хотят знать.

Иллюстрации: Татьяна Виноградова

Александра Захарова

Рубрики

О ПРОЕКТЕ

«Первые лица Кавказа» — специальный проект портала «Это Кавказ» и информационного агентства ТАСС. В интервью с видными представителями региона — руководителями органов власти, главами крупнейших корпораций и компаний, лидерами общественного мнения, со всеми, кто действительно первый в своем деле, — мы говорим о главном: о жизни, о ценностях, о мыслях, о чувствах — обо всем, что не попадает в официальные отчеты, о самом личном и сокровенном.

СМОТРИТЕ ТАКЖЕ