Некрасивых гор на Кавказе нет. Однако почти каждый, кто бывал на Домбае, согласится: Домбайская поляна в окружении могучих вершин — место все же особенное.
Обычно, говоря о Домбае, имеют в виду Домбайскую поляну и горнолыжный курорт на склонах горы Мусса-Ачитара, один из старейших в стране.
Главная особенность Домбайской поляны — ее расположение в «сердце гор»: где бы вы ни находились, вас окружает многокилометровое кольцо горных массивов. Со склонов Мусса-Ачитара открывается фантастическая панорама Главного Кавказского хребта.
Первыми красоту места оценили походники — в 1925 году на Домбае уже процветал массовый туризм, а позже через Домбай и Клухорский перевал был проложен знаменитый Всесоюзный маршрут № 43 из Карачаево-Черкесии в Грузию. Но туристы приходили и уходили, так что существованием поселка и курорта Домбай мы обязаны не им: никаких поселений на Домбайской поляне не было, пока в 1920-х место не начали обживать альпинисты. Причина проста — здешние горы. «Подобных условий альпинист не встретит нигде», — считал, например, один из основателей советского альпинизма Фердинанд Кропф, австриец, выросший в Альпах и влюбившийся в горы Кавказа.
Иными словами, Домбайская поляна — этакий вход в «горный супермаркет шаговой доступности», где нет недостатка в горах и альпинистских маршрутах всех категорий сложности, от 1А до 6Б. Самые знаменитые горы — Домбай-Ульген (не только из-за высоты, она еще и самая сложная для восхождений), Софруджу и Зуб Софруджу (две вершины запоминающейся формы: Софруджу переводится как «клык тигра»), Пик Инэ, или Игла (название тоже соответствует форме), воспетый Юрием Визбором в «Домбайском вальсе» Эрцог и, конечно, Белалакая — символ Домбая.
Альплагерь «Алибек», основанный в 1936 году, существует до сих пор. Он стоит немного особняком, в 6 км от поселка, и сейчас предпочитает называться высокогорным спортивно-оздоровительным центром, но по-прежнему готов принять детей и взрослых, желающих попробовать свои силы в горных восхождениях.
Если поселок Домбай возник стараниями альпинистов, то горнолыжный курорт Домбай — благодаря всемогущему Алексею Косыгину, председателю Совета Министров СССР. Все в Домбае знают историю о визите Косыгина в Финляндию: тогда было решено построить в СССР образцовый лыжный курорт к ответному визиту финского президента Кекконена. Косыгин, большой поклонник Домбая, быстро выбрал место — хотя к тому времени уже существовал горнолыжный курорт в Приэльбрусье.
К концу 1960-х на склоне Мусса-Ачитара построили первую канатную дорогу, параллельно на Домбайской поляне одна за другой росли гостиницы и турбазы в «европейском» стиле. И Косыгин, и Кекконен не раз приезжали сюда и, говорят, даже прошли вместе домбайский отрезок Всесоюзного туристского маршрута № 43. Материальные следы этой дружбы сохранились до сих пор: знаменитая правительственная «дача Косыгина», или «Чинара», ныне превращенная в VIP-отель, и не менее знаменитая гостиница в виде летающей тарелки, подаренная Домбаю в 1979 году финскими архитекторами.
К счастью, Домбай не стал «потемкинской деревней». Здесь появились не только высокопоставленные отдыхающие, но и обычные туристы — горнолыжники и походники. Рассказывают, что на 43-й маршрут каждые два дня выходили группы по 40 человек. А склоны Мусса-Ачитара хорошо запомнились любителям активного отдыха 1970-х.
В Домбай пришел комфорт, которого не знали первопроходцы, своими силами строившие здесь приюты и жилые дома. Возможно, это ответ на вопрос, почему люди в поселке особенные — здесь селились не по месту рождения или принуждению, а исключительно «по любви». Случайных людей не было.
Нет их и сейчас. Несмотря на то, что статус поселка городского типа Домбаю присвоили еще в 1965 году, численность населения не превышает несколько сотен человек. Все друг друга знают, атмосфера почти домашняя. «Своими» здесь очень быстро становятся и туристы.
Слава легендарного места, относительная дешевизна и домашняя атмосфера работают: зимой здесь по-прежнему многолюдно. Кроме того, курорт начали модернизировать и ожидают притока туристов.
КОГДА КАТАТЬСЯ Сезон на Домбае открылся в начале декабря и продлится примерно до середины апреля. Лучшее время для катания — февраль и март, толщина снега в эти месяцы местами достигает трех метров. По факту тут часто катаются и в ноябре, и в мае. Но уже в апреле лучше не выезжать с трасс и не практиковать фрирайд и хели-ски: Домбай — курорт лавиноопасный.
ТРАССЫ В этом году тут появились две новые трассы для катания, их общая протяженность — 18 километров. Они рассчитаны на средний уровень подготовки горнолыжников. А уже действовавшие трассы на юго-западном склоне горы Мусса-Ачитара — всего это около 25 километров — обновили и расширили. Теперь это — единый комплекс трасс для катания с хорошим перепадом высот.
Трассы тут всех уровней сложности, от зеленых, наиболее простых, до черных — самых сложных. Особенность Домбая в том, что пологие трассы находятся в верхней части склона. Чем ниже, тем сложнее: бугры и пихтовый лес делают катание на отдельных участках экстремальным.
Еще одна особенность домбайских трасс — они расположены в высокогорье. Если, например, в Красной Поляне основная зона катания находится на высоте около 2500 метров, то в Домбае с отметки 2270 метров только начинается подъем к главной зоне катания. Максимальная разрешенная высота катания — 3168 метров. Нижняя граница, так называемый «лягушатник» — 1600 метров.
Для фрирайда, катания вне трасс, отведены несколько участков, они начинаются от верхней станции пятой очереди кресельного подъемника.
Еще Домбай популярен у поклонников хели-ски — с вертолетами проблем нет, вершин для высадки хоть отбавляй. Ну, а если вы не любитель экстрима, а начинающий горнолыжник, для вас работает горнолыжная школа, все инструкторы тут имеют лицензию.
ПОДЪЕМНИКИ На юго-западных склонах горы Мусса-Ачитара работают два комплекса канатных дорог: старый (маятниковая канатная дорога и канатно-кресельная) и новый (первая очередь гондольного типа, далее — кресельного). Есть бугель на выкате к поляне. Очередей старых канаток пять, новых — три. Они позволяют подняться на высоту 3168 метров.
Абонемент на день на канатно-кресельную дорогу для взрослого стоит 1200 рублей, для ребенка — 800 рублей. Если покупать абонемент от трех дней, цена ски-пасса за день составит 1000 рублей. Цены на ски-пассы на новый подъемник — от 1600 рублей за день до 15 220 рублей за 12 дней. Внимание: с начала нового года цены могут вырасти.
ПРОЖИВАНИЕ На несколько сотен постоянных жителей поселка приходится больше 80 гостиниц: в прошлом году курорт принял около 300 тысяч человек, в этом ожидают 350 тысяч. Разброс в ценах и уровне комфорта значительный — от отелей, где аренда VIP-апартаментов обойдется в 20−30 тысяч рублей в сутки, до турбаз и гостевых домов, где можно найти номер за 1500−2000 тысячи. Стоимость номера, естественно, будет зависеть не только от условий проживания, но и от сезона.
Если вы вдруг захотите остановиться именно в гостинице «Чинара», она же «дача Косыгина», где побывала вся партийная верхушка СССР, договаривайтесь заранее. Три альпийских шале возвышаются на горном уступе над поселком. Мест мало — всего 24, к тому же владельцы гостиницы стремятся поддерживать высокий статус и не всегда согласны принять веселую компанию «с улицы».
ПИТАНИЕ На склонах предостаточно кафе — никакого гламура, зато хычины и травяной чай действительно отменные. В самом поселке работают больше двух десятков кафе и ресторанов, многие при гостиницах. Кухня в основном европейская и кавказская, везде есть шашлыки и хычины. А те, кто скучает по старой домбайской эстетике, собираются в кафе «У камина», там вы, возможно, даже попадете на бардовский вечер.
РАЗВЛЕЧЕНИЯ Парапланы и спидрайдинг, снегоходы, вертолеты, каток, конные прогулки, бани и бассейны — на Домбае представлены почти все основные виды отдыха, активного и не очень.