{{$root.pageTitleShort}}

Как живется в самом благоустроенном городе России

Ставрополь объявлен самым удобным для жизни городом страны. Что думают об этом местные жители и как ощущают комфорт городского пространства?
4521

Специальная комиссия российского правительства объявила сегодня победителей ежегодного конкурса «Самое благоустроенное городское поселение России». Среди региональных центров первым стал Ставрополь, второе место поделили Уфа и Хабаровск, на третьей строчке Красноярск. Позже каждый из городов получит денежную премию — на дополнительное благоустройство.

Созданная при федеральном правительстве конкурсная комиссия уже несколько лет оценивает благоустройство городов по нескольким ключевым параметрам. Это и инновационное развитие, и доступность для людей с ограниченными возможностями, и чистота, и условия государственно-частного партнерства. Чтобы выяснить, как со всем этим обстоят дела в самой благоустроенной столице страны, мы опросили местных жителей и, конечно, наших авторов в Ставрополе. Оказалось, что за последние годы в городе произошло много позитивных перемен, но остались и проблемы: пробки, вырубка лесов на окраинах и масса неудобств для инвалидов и мам с колясками.

Гибель инновационного троллейбуса и старый лес

— Есть в городе несколько светильников, которые работают на солнечных батареях. А еще у нас был троллейбус, работавший от инновационной батарейки. Потом он пропал. Я как-то видел его с поломанными рогами заезжающим в троллейбусный парк. С тех пор его никто не видел, — рассказывает наш корреспондент в Ставрополе Роман Цатуров.

С инновациями в Ставрополе не задалось, зато все наши собеседники считают, что это самый зеленый и чистый город если не в России, то на Северном Кавказе точно. В городе даже появились активисты, пытающиеся ввести раздельный сбор мусора. Но пока это только планы и эксперименты.

А, пожалуй, главное, о чем горожане могут говорить бесконечно — это вековые леса. В черте города их несколько. В лесу «Таманская дача» в центре города, например, нельзя ни костров жечь, ни деревья рубить, и уж тем более что-либо строить. А вот на окраине деревья вырубают под новые микрорайоны.

— Леса незаконно вырубаются под разное строительство, хотя могли бы строить в других местах, — отмечает жительница Ставрополя Надежда Бутова.

— Ставрополь — все еще зеленый теплый южный город. Я здесь родился и живу уже 36 лет, и считаю его лучшим городом на Земле. Он развивается, население быстро растет. Тем не менее, проблем тоже хватает. Точечная застройка в центре города, иногда связанная с варварской вырубкой леса. Слабое влияние мнения жителей на решение важных городских вопросов. Скудный бюджет и ограниченные полномочия органов местного самоуправления, ставящие Ставрополь в жесткую экономическую и административную зависимость от края и федерального центра, — перечисляет проблемы города координатор Центра гражданских инициатив СКФО Валерий Ледовской. — Но я надеюсь, что это все временно, и мы, жители города, сохраним его историю, уникальность и все преимущества.

Пробки и лучшие в стране дороги

— Считаю, что в вопросе дорог Ставрополь — пример для подражания для всей страны. Качество покрытия отличное. А вот насчет дорожной логистики вопросы, конечно, есть. Исторически город развивался так, что у нас есть центр и еще два района, соединенных с ним одной-двумя улицами. Город активно развивается, и на этих улицах возникают пробки, — рассказывает Роман Цатуров.

На пробки жалуются и другие ставропольчане. Они отмечают, что в городе хорошо проработаны маршруты общественного транспорта и добраться из одного конца Ставрополя в другой легко. Но нередко многочисленные маршрутки простаивают по полчаса на въезде в центр — слишком узкие дороги.

Взгляд на ситуацию с транспортом, конечно, зависит от района проживания. На окраинах вечером маршруток не найти и приходится вызывать такси.

— С общественным транспортом все же есть проблемы. После 9 вечера перестают ходить троллейбусы и автобусы, а после 10 — и маршрутные такси. Поздно вечером можно передвигаться только на такси, — говорит руководитель эко-проекта «Субботник» Вячеслав Маркин.

— У нас был ужасный подъезд к городу, там не было ни освещения, ни общественного транспорта, ни развязок. А за последние пару лет сделали приятные и удобные дороги. Шире полосы, — отмечает плюсы жительница города Анна Романенко. — Понятно, что въезжаешь в большой город.

Война мамаш и велосипедистов

Пожалуй, главным показателем благоустройства в последнее время стало количество велодорожек, призванных качественно улучшить жизнь горожан.

Но уже несколько лет — с тех пор, как с помпой открыли первую велодорожку — как в Ставрополе разгорелась война велосипедистов и молодых мам, гуляющих с колясками. Естественно, мамочки гуляют не по тротуарам, а по велодорожкам и мешают велосипедистам.

— Велодорожки у нас сделаны правильно. Но у нас еще есть некачественные тротуары, — объясняет в чем дело наш корреспондент в Ставрополе Екатерина Филиппович. — Когда ты идешь по такому на каблуках, каблук запросто может застрять в какой-нибудь трещине. Да и вообще, на таком «асфальте» может что угодно приключиться. А на велодорожках сделали хорошее правильное покрытие, мягкое и пружинящее, по нему приятно ходить.

Велодорожек, по ее словам, в городе недостаточно.

— Я сам на велосипеде езжу и знаю, что у нас дорожек практически нет. Конечно, первые велодорожки открывали с большим медийным шумом, а теперь еще и пешеходы решили, что по ним ходить можно. В общем, плохо у нас с велодорожками, — подтверждает Роман Цатуров.

Корыстная дружба с инвестором

Еще одним из показателей благоустроенности города стала и практика государственно-частного партнерства. А как строить велодорожки и парки, если в бюджете не хватает денег? Тем более что город активно расширяется, новые микрорайоны на окраинах растут как грибы. Квартиры в них раскупают родители студентов и молодежь — им как раз и важны парки, велодорожки и прочие блага цивилизации.

— Городского бюджета не хватает, чтобы строить магистрали, садики и школы. Поэтому власти поставили условие: разрешения на новые жилые комплексы не выдадут, если застройщик не примет участие в постройке новой дороги или школы. Поэтому, по сути, все, что у нас сейчас строится, — перинатальный центр, объездная дорога — все с участием инвесторов, — рассказывает Роман Цатуров.

Екатерина Филлипович живет как раз в таком новом районе.

— В новых районах предусматривают детские сады, школы, больницы. В районе, где я живу, проживает одна двадцатая населения города. На маленьком участке компактно расположено все необходимое: школа, детский сад, поликлиника и даже маленький базар, — говорит она.

Оба собеседника отмечают, что благодаря бизнесу в городе появились не только новые дороги и школы, но и верные признаки большого города: торговые центры и хорошие кинотеатры.

— Два главных соперника Ставрополя — это Краснодар и Ростов. Если сравнивать с ними, то нам есть куда расти. Долгое время у нас, например, не было крупных торговых центров. А вот недавно появился один такой — «Космос». В нем же открылся IMAX-кинотеатр. Теперь даже есть чем гордиться. А совсем недавно к нам пришли крупные тогровые сети типа «Ленты» и «Леруа Мерлен», — поясняет Цатуров.

Латинский алфавит и старая архитектура

С сохранением исторических памятников в Ставрополе, по мнению наших собеседников, в целом все в порядке. В центре города в хорошем состоянии сохранился фрагмент стены старой казачьей крепости с бойницей, а особняки позапрошлого века из года в год скрупулезно реставрируют. Но есть у города и своя беда — реклама.

— С одной стороны, хорошо, что строится много нового, а с другой — весь город в рекламных конструкциях. На фасадах исторических зданий растянуты баннеры, развешаны пластиковые коробы. У нас есть еще такая фишка: перед государственными праздниками типа 9 Мая или Дня флага, в центре города под праздничными плакатами и перетяжками прячут все рекламные надписи на латинице, — рассказывает Екатерина Филиппович.

— Исторический центр смотрится лучше, чем в других городах. Мы были в Ростове: там шаг влево, шаг в вправо — ужас, что творится. У нас центр приличнее, — считает ставропольчанка Анна Романенко. — Реставрационные работы проводятся долго. Лет пять на нашем краевом музее висела ткань с изображением этого самого музея, закрывающая стройку. Но, в общем, центр стал привлекательнее. Ходить там стало приятнее. Там были, например, заброшенные катакомбы, теперь их ремонтируют. Правда, некоторые здания просто сносятся, а на их месте строят многоэтажки и торговые комплексы.

Однако в городе по-прежнему много старых особняков и зданий, которые требуют реставрации и ждут, когда на них обратят внимание местные власти.

— В историческом центре много заброшенных зданий, например, старое училище связи на улице Морозова, корпус бывшего летного училища на Ленина, знаменитый «дом с привидениями» на Комсомольской. Зато строят высотные здания, которые портят облик городского центра. Как раз напротив училища связи построили такой торгово-офисный центр, еще и хотели вырубить там старые дубы, хорошо, что удалось их отстоять. Недовольство горожан, в том числе архитекторов, вызвала реконструкция площади возле монумента «Ангел-Хранитель». Там нужен был косметический ремонт, вместо этого поменяли всю плитку, да еще и положили ее вкривь и вкось. Даже чисто эстетически не смотрится. На месте снесенного кинотеатра «Экран» в центре обещали разбить сквер, вместо этого начали строительство подземной парковки, — говорит руководитель эко-проекта «Субботник» Вячеслав Маркин.

Барьеры остаются барьерами

Безбарьерная среда в любом городе — большая проблема. И если оборудовать поликлиники пандусами и лифтами еще можно, то приспособить улицы для колясочников не так просто. И Ставрополь, увы, не справился с этой задачей на 100%.

— Понятно, что все муниципальные объекты оборудованы пандусами. Причем правильными пандусами с правильным наклоном, не как в Пятигорске, где есть чуть ли не под 90 градусов. В городе есть несколько остановок, рядом с которыми находятся подземные переходы с лифтами для инвалидов. Такая есть, например, возле городской больницы. А вот автобусов с подъемниками для колясочников нет, — рассказывает Екатерина Филиппович. Она отмечает, что на улицах города пандусы есть не везде. Та же ситуация — с подъездами домов.

— В подъездах пандусов обычно нет или есть такие, что по ним опасно двигаться. Зато на дорогах стало больше парковочных карманов для инвалидов — что-то все-таки делается, — заключает Анна Романенко.

Александра Захарова, Наталья Крайнова

Рубрики

О ПРОЕКТЕ

«Первые лица Кавказа» — специальный проект портала «Это Кавказ» и информационного агентства ТАСС. В интервью с видными представителями региона — руководителями органов власти, главами крупнейших корпораций и компаний, лидерами общественного мнения, со всеми, кто действительно первый в своем деле, — мы говорим о главном: о жизни, о ценностях, о мыслях, о чувствах — обо всем, что не попадает в официальные отчеты, о самом личном и сокровенном.

СМОТРИТЕ ТАКЖЕ
В других СМИ
Еженедельная
рассылка