Карачаевцы — это древний народ Северного Кавказа, имеющий богатую историю и культуру. Они относятся к коренным народам региона и имеют общие этногенетические корни с аланами, тюрками и другими кочевыми народами. Благодаря своему географическому положению в горах, карачаевцы долгое время сохраняли уникальные традиции и обычаи.
Внешний облик карачаевцев характеризуется яркими чертами: смуглая кожа, темные глаза и волосы. Мужчины часто отличаются крепким телосложением, а женщины — выразительными чертами лица. Традиционные костюмы, которые до сих пор используются в культурных мероприятиях, подчеркивают их этническую принадлежность.
Карачаевцы компактно проживают в Карачаево-Черкесии, где их численность достигает около 50% от населения республики. Также представители народа живут в соседних регионах, включая Кабардино-Балкарию, Ставропольский край, Москву и другие города России. Диаспоры карачаевцев существуют и за пределами страны. Согласно переписи населения, к карачаевцам себя отнесли около 230 тысяч человек.
Карачаево-балкарский язык относится к тюркской языковой семье и является одним из государственных в Кабардино-Балкарии и Карачаево-Черкесии. Как и все народы, карачаевцы и балкарцы ценят интерес к своему языку — знание даже основных фраз поможет расположить к вам собеседника.
Ислам суннитского направления — доминирующая религия карачаевцев уже несколько веков. В республике расположено множество мечетей, которые играют важную роль в духовной жизни народа. Важной частью их традиционной культуры являются также праздники Ураза-байрам и Курбан-байрам.
Многие из нас не знают даже собственных прабабушек, а вот карачаевцы могут назвать имена своих предков, живших много столетий назад (правда, легендарных). А место их поселения и вовсе остается настоящей святой землей до сих пор. Долину в верховьях Кубани и три древних села — Карт-Джурт, Учкулан и Хурзук — в народе называют не иначе как Большой Карачай.
Карачаевцы приезжают сюда, несмотря на отсутствие благ цивилизации. Молодые — на каникулы, пенсионеры — «доживать» на родной земле, а некоторые даже умудряются открыть в ауле небольшой бизнес для туристов, на которых здесь вся надежда.
Добраться до прародины карачаевского народа не так сложно, хотя путь и неблизкий: от туристических Кавминвод около четырех часов на машине, от ближайшего республиканского города Карачаевска — около полутора.
Однако туристы готовы тратить время на дорогу: в последние годы их здесь прибавилось. Гости проезжают села по пути к другим достопримечательностям республики: урочищу Джилы-Су, ущелью Махар и Худесскому лабиринту. Такое соседство стало неплохим подспорьем для местных. Теперь посреди разрушенных деревянных построек открывают сезонные кафе с хычинами, продают овощи, сувениры из шерсти и домашний сыр.
— [Курорты] «Архыз» и «Домбай» многим приелись, — рассказывает Диана, местная жительница и владелица небольшого кафе с вывеской «Хычины». — Сюда приезжают подышать свежим воздухом, попить родниковой воды, собрать грибы, ягоды. Летом людей много, даже нанимала помощницу: сама не успевала готовить.
Хурзук, Карт-Джурт и Учкулан граничат друг с другом и считаются древнейшими аулами Карачаево-Черкесии. Их отличает необычная деревянная архитектура — нетипичная для горцев Северного Кавказа и больше напоминающая скандинавские хижины. Некоторым из них по приблизительным оценкам более трех сотен лет.
Правда, сейчас большинство домов разрушено, да и жителей в них осталось немного: в самом густонаселенном ауле Хурзук проживает примерно полторы тысячи человек, в двух остальных — около 800. А когда-то здесь был центр культурной и политической жизни всего Карачая, численность населения доходила до 15 тысяч.
О появлении этих аулов есть предание, согласно которому первый дом на этой земле поставил Карча. Тут верят, что именно легендарный герой объединил народ и даже заложил основы государственности. По легенде, его отец, выходец из знатного рода, был взят в плен Тамерланом и позже умер. Перед смертью пленник завещал своему сыну найти родную землю.
Однажды Карче и его соратникам удалось бежать. В рукояти отцовского меча он нес стебель травы с напутствием: «По аромату травы, произрастающей на склонах гор, ты поймешь, что нашел родину предков». Поиски земли затянулись: от Архыза до Баксана обнаружить ее никак не удавалось. Наконец, с объединившимися остатками алан, разбитых Тамерланом в XIV веке, Карча основал селение Эль-Джурт (неподалеку от современного Тырныауза), но все равно продолжал поиски Карачая. Нашли долину случайно: на нее во время охоты набрели сын Карчи Джантуган и его друг Боташ. По роковой случайности на ночлеге княжича укусила змея. Боташ повез умирающего друга домой, обложив носилки свежей травой, чтобы облегчить дорогу, но привез его к родным уже мертвым.
Боташ указал место, где росла та самая трава, и после похорон княжича народ Карчи выдвинулся в путь. По легенде, часть людей решила остаться в Эль-Джурте — их стали звать балкарцами, а тех, кто ушел с Карчой, — карачаевцами. Вскоре они дошли до родной земли и поставили там первый дом первого карачаевского аула Карт-Джурт.
Многие карачаевцы верят, что именно в верховьях Кубани они зародились как нация. Однако историки с этим соглашаться не спешат.
— "Колыбелью народа", как считают многие, Кубанское ущелье не является, — говорит доктор исторических наук Зарема Кипкеева. — Употребить термин «колыбель» можно в отношении Архыза, там находятся наиболее древние свидетельства проживания народа. Но, как это всегда бывает с легендами, исторические факты в ней тоже упомянуты. Действительно, следы длительного пребывания народа находят в Эльтаркаче, Эль-Джурте и в нескольких других поселениях. В верховья Кубани часть народа переселилась с Баксана под руководством князя Крымшамхалова, зятя Карчи. Легенда о Карче и его соратниках — политическая, но не этническая. До сих пор доподлинно не известно, был ли Карча реальной исторической личностью или это собирательный образ нескольких предводителей первой династии, правившей Карачаем с XV века.
Еще один национальный миф гласит, что весь карачаевский народ произошел всего от четырех праотцов — практически каждый карачаевец считает своим предком одного из сподвижников легендарного Карчи: Трама, Будияна, Науруза или Адурхая.
— Это, конечно, не так: четыре человека не могут быть биологическими предками всех карачаевских фамилий, — говорит Кипкеева. — Каумы (кланы) объединялись не по родству, а скорее по политическим соображениям. Современные ДНК-исследования по гаплогруппам показывают, что предки у родов, причисляющих себя к одному «кауму», разные.
Впрочем, со временем три аула стали если не колыбелью, то «сердцем» всего Карачая. Вплоть до революции это был политический, культурный и духовный центр. В Учкулане были открыты первые в Карачае школа, светское училище и лечебница, медресе и мечети. Здесь родились первый покоритель Эльбруса Хиллар Хачиров, основоположник карачаевской литературы Исмаил Семенов, полный Георгиевский кавалер, герой Первой мировой Джатдай Байрамуков, первый президент Карачаево-Черкесии Владимир Семенов и другие.
— Тот факт, что этногенез карачаевцев был завершен к моменту их переселения в верховья Кубани, нисколько не умаляет исторической ценности Учкулана, Карт-Джурта и Хурзука, — объясняет историк. — Известный кавказовед Валентина Невская писала, что это древнейшие сохранившиеся аулы в Северо-Западном Кавказе. На протяжении столетий, уже после «времен Карчи», они оставались экономическим и политическим центром, местом, где вершилась судьба народа. Именно здесь было принято решение о присоединении Карачая к Российской империи, например.
Свой статус культурного и политического центра Карт-Джурт, Учкулан и Хурзук не теряли до 2 ноября 1943 года, когда всех его жителей депортировали в Среднюю Азию. Ущелье передали в состав Грузинской АССР, а древние аулы переименовали: Карт-Джурт стал называться Мтисдзири, Хурзук — Зедваки, Учкулан — Маднисхеви.
Исторические названия вернули лишь 14 лет спустя, после реабилитации карачаевцев. Однако значение аулы уже утратили. Центром восстановленной автономии стал Карачаевск. Вернувшиеся карачаевцы обнаружили древнюю родину разоренной — устояла едва ли сотня древних домов.
— До депортации это были не столько аулы в привычном понимании, а крупные поселения с уникальным для Кавказа внутренним устройством, — рассказывает Кипкеева. — В составе каждого были свои тийре (родовые кварталы) с достаточно плотной застройкой, внутри которых жили представители одного рода. Даже сегодня местные вам покажут, где находилось тийре Джанибековых, Чотчаевых, Салпагаровых и другие. Память о них сохраняется в каждом роду.
Сегодня память о прошлом зарастает барбарисом — аулы представляют собой мозаику из построек разных периодов, а местами, на склонах гор, и вовсе остались только каменные остовы фундаментов.
Сейчас села Большого Карачая мало чем отличаются от других республиканских аулов. Единственное местное производство — ковровая фабрика на 600 работников — разорилась еще в 90-е годы. Приостановлена вырубка леса, и лесопилки, обеспечивавшие работой десятки мужчин, закрылись. Из работодателей остались только школы, детский сад, почта, дом культуры, медпункты. Все остальные живут либо натуральным хозяйством, либо зарабатывают на год вперед в туристический сезон.
Так, местная жительница Диана обустроила небольшое кафе прямо во дворе своего дома. Кормит туристов местной кухней: хычинами, шорпой, айраном и мясом по-горски по 100−200 рублей за порцию. Вместе с мужем выращивает овощи и держит коров.
— Мы с родителями тоже сажаем три своих огорода да еще пару соседских, — рассказывает 25-летний Расул Каракотов из Карт-Джурта, недавно вернувшийся на родину после армии, — в сезон домой возвращаемся лишь в потемках. Так здесь все живут, впрочем, оно того стоит: сезон весь год кормит.
При деле в аулах не только молодежь. 70-летний Сагид Джадтоев, выйдя на пенсию, вернулся в Хурзук. Обустроив за пределами аула «дачу», все лето он проводит там: ходит на охоту, а в импровизированном музее хранит охотничьи трофеи и старинную утварь, найденную в окрестностях.
— Я всю жизнь работал сначала егерем, потом охотоведом и до сих пор охоту люблю. Сам хожу, ну и, друзьям-знакомым места показываю, — говорит Сагид.
Теперь у него появились и последователи: молодые парни подрабатывают гидами, водят на охоту туристов с конца лета до зимы. А некоторые занялись пчеловодством, выделкой кожи, валянием войлока и вязанием.
И хотя такие начинания дают скромные доходы, а в самом селе не хватает благ цивилизации, уезжать отсюда никто не планирует. Купить дом или землю в Большом Карачае трудно, «земля отцов» не продается.
Восстанавливают села, как часто принято на Кавказе, всем миром. Молодежь строит в ауле новые дома, в Хурзуке все вместе возводят новую мечеть. На федеральные средства отремонтированы школы (по одной в каждом ауле), музей, дороги. Настрой жителей оптимистичный: на жизнь можно заработать, главное — сохранить села, чтобы было что «показать внукам».