Единственный избирательный участок в поселке Терскол — кстати, самый высокогорный в Кабардино-Балкарии — открылся в 8 утра. К этому времени здесь уже собралась очередь из местных жителей и людей в камуфляже — пограничников и военнослужащих из Центра горной подготовки и выживания Минобороны.
— Подождите 20 минут, военнослужащие пойдут колонной — красиво. Мы специально для этого и телевизионщиков позвали, — просят фотографа ответственные избирательного участка.
Избиратели в очереди оживленно общаются: в маленьком Терсколе все знают друг друга, «конституционной тайны» из политических предпочтений не делают — сразу спрашивают: «Ты за кого голосуешь?». Но и споры о политике не ведут.
С утра заняли свои места и наблюдатели — на эту роль вызвались четыре местные жительницы. Женщины признались, что сами состоят в политических партиях или имеют партийных родственников, поэтому и взяли общественную нагрузку.
Участок для голосования вполне современный и симпатичный: новенькие полупрозрачные урны, чистенькие шторки кабинок, как будто висящие в воздухе и потому похожие на реквизит фокусника. Камер видеонаблюдения, правда, не видно.
Председатель территориальной избирательной комиссии по Эльбрусскому мунициальному району Даниял Джаппуев на вопрос о камерах сразу ответить затруднился. Предположил, что видеонаблюдение не велось из-за того, что участок № 355 расположен на режимном объекте, принадлежащем Министерству обороны, — в Центре горной подготовки и выживания ЦСКА «Терскол». Возможно, по той же причине фотокорру не дали снимать подсчет голосов после закрытия участка.
Военнослужащие голосовали в соответствии с пропиской: если зарегистрированы в Терсколе — то получали все три бюллетеня, если в другом месте в КБР — то два, а если за пределами республики — только по партийным спискам.
— Я нахожусь в Терсколе уже год, и пробуду здесь до 2020 года, — рассказывает контрактник Михаил Ушаков.
Он приехал из Брянска — сам попросил отправить его с равнины на Эльбрус. Говорит, служить здесь престижно, многие рвутся в центр горной подготовки — учиться ведению боя в горах.
— Интересно проверить свои возможности, научиться преодолевать трудности в горах — сложнее гор для военной службы нет ничего. Самые трудные испытания — это восхождения, ски-тур на лыжах зимой. Платят нам больше, именно за горы. Да, как «надбавка за север», только за высоту.
Михаил и его сослуживцы отправились голосовать сразу после завтрака.
— Наверное, все военнослужащие уже здесь или проголосуют до обеда. После выборов отдых. А завтра у нас восхождение на местную гору Малый Донгуз-Орун. Ее высота — 3800 метров.
Терскол находится на высоте 2150 метров над уровнем моря — у подножья Эльбруса. Летом тысячи туристов готовятся к восхождению на пятитысячник и посещают окрестные достопримечательности, а зимой приезжают кататься на сноуборде и горных лыжах. Благодаря туристам многих типичных для села проблем здесь нет. Радуют глаз хорошие дороги, новенькие здания центра МЧС и Минобороны РФ, работает школа, а строящихся гостиниц и кафе здесь не меньше, чем в каком-нибудь курортном поселке на черноморском побережье.
Но в день выборов туристов с открепительными не было. Во-первых, межсезонье: осенью восхождений мало — это опасное время для покорения Эльбруса, а во-вторых, в столице Кабардино-Балкарии — Нальчике — открыли специальный избирательный пункт для отдыхающих.
Не было и голосующих в первый раз. Обычно для «новичков» местный избирком готовит приятные сувениры: цветы, ленты, значки, блокноты. Молодых на участке вообще было меньше, чем зрелых и пожилых людей. Местные на этот счет выдвигали разные версии: низкая рождаемость, миграция среди молодежи, низкий интерес молодых людей к политике.
— Я голосую не в первый раз, — улыбается изящная девушка Абидат. Она пришла на участок с мамой, бабушкой и любопытным 5-летним сыном, который заглядывает за штору в кабинке для голосования. — Мы всегда ходим голосовать семьей, с утра выполнил долг — и весь день свободен.
Особенную гражданскую активность проявили старожилы.
— Самый пожилой человек в Терсколе — 93-летний ветеран Великой Отечественной Хаджимурат Пичекоев. Старики, которым тяжело ходить, могут подать заявление, чтобы к ним на дом привезли избирательную урну. Мы ждали такой заявки от семьи Пичекоевых, но он решил прийти самостоятельно, — говорит Намидар Бабаев, ответственный за проведение выборов на избирательном участке в Терсколе.
Еще одна почтенная избирательница — 88-летняя Буслимат Апсуваева — тоже не захотела сидеть дома. Дойти до избирательного участка ей помогли полицейские, следившие за порядком на участке.
— Зачем чтобы ко мне приходили? Я и так постоянно дома сижу! Хочу всех видеть, — объясняет женщина.
Кандидаты в депутаты Эльбрусского совета с утра собрались во дворе избирательного участка. Из восьми человек четверо получат места в местном самоуправлении. Все они из Терскола, хорошо знакомы между собой и знают всех местных жителей.
Терскол — редкое место, где народные избранники приходят на выборы не в деловых костюмах, а в альпинистских куртках и форме МЧС. Большинство мужчин в поселке работают инструкторами по восхождениям, горным лыжам и спасателями. Остальные — бизнесмены: держат магазины, кафе и гостиницы. Претенденты на места в муниципальном совете — представители этих профессий.
В списке четыре кандидата под фамилией Тилов. Все родственники. Хвастаются: «Поселение в ущелье основали представители нашей фамилии: Тиловы, правда, вместе с Джаппуевыми».
Самый опытный местный депутат — Хусейн Тилов, он претендует на кресло в местном совете уже четвертый раз.
— Я предприниматель — у меня есть магазины в Терсколе и еще бизнес в Москве. Живу и здесь, и в столице. Арсен Тилов — мой брат, он преподаватель в московском вузе. Это я ему подсказал, что надо баллотироваться.
Брат Арсен бывает здесь только летом, но говорит, все равно местные жители его помнят и знают.
— Тут живет моя семья. Каждое лето я провожу в Терсколе, помогаю по хозяйству, хожу на сенокос. Агитации особенной не проводил — просто, когда общался с местными, говорил, что пойду на выборы. Если выиграю — буду чаще приезжать, участвовать в делах поселка.
Среди остальных кандидатов два действующих сотрудника МЧС, инструктор по альпинизму центра горной подготовки и бывший спасатель на канатной дороге, ушедший в сельское хозяйство.
В Терсколе расположен Эльбрусский высокогорный поисково-спасательный отряд МЧС России: здесь работает больше 60 человек.
— Среди наших спасателей уже есть пять депутатов. Сотрудники, которые избираются в местную «думу», работают в том же режиме — на сменах, выходят на крупные происшествия и внеурочно. Иногда по вечерам ходят на районные собрания. В нашем поселке баллотируются только спасатели и предприниматели, а в поселке Эльбрус есть имам-депутат, — рассказывает Абдуллах Гулиев, начальник Эльбрусского высокогорного спасательно-поискового отряда.
Мухтар Шаваев пришел в местный отряд МЧС после службы в армии, участвовал во всех крупных спасательных операциях на Эльбрусе. Баллотируется в первый раз.
— Я не агитировал местных жителей и даже не проводил встречи на тему «Голосуйте за меня». Меня и так здесь все знают. Тем более к спасателям у нас хорошо относятся — мы ведь жизни спасаем. Что буду делать, если выиграю? Отстаивать Терскол! Ни от кого — интересы отстаивать. В поселке нет спортзала — хочу открыть. Но я не люблю обещать и загадывать.
Алий Байзуллаев — тоже новичок в политической борьбе, зато в его лице, можно сказать, соединились два главных занятия терскольских кандидатов. 16 лет проработал спасателем на канатной дороге — эвакуировал пострадавших со склонов, был гидом на восхождениях, а теперь занимается скотоводством — выращивает баранов, коров и продает мясо в местные магазины и кафе.
— Для наших избирателей нет разницы: спасатель или предприниматель. Ни у кого нет форы. Выбирают активных людей, которые могут принести пользу, — считает Алий.
Основной поток избирателей в Терсколе прошел еще до 12:00, днем участок практически пустовал. Терскольцы и военнослужащие после выполнения гражданского долга разошлись по ближайшим кафе и закусочным — местные торговцы начали работать в день выборов чуть раньше обычного.