{{$root.pageTitleShort}}

Скайраннинг от «чайника»

20 километров вверх и вниз по камням и снегу за 6 часов — такой результат показала корреспондент портала «Это Кавказ», совершенно случайно ставшая участницей высотной гонки «Bezengi Skyrace»

Гонка, посвященная Дню России, проводилась в Кабардино-Балкарии в тестовом режиме — в формате фестиваля, а не соревнований. Зато состав участников можно назвать элитным: президент Федерации альпинизма России Андрей Волков, в 1992 году первым поднявший флаг России над Эверестом, Виталий Шкель — один из лучших спортсменов мира по версии Международной федерации скайраннинга, абсолютный рекордсмен скоростного восхождения на пик Ленина, спортсмены из разных городов России и Белоруссии. И я…

Принять участие в марафоне я хотела давно — как только услышала, что он планируется, но говорила об этом в шутку. Не верилось, что абсолютно не подготовленную, никогда не занимавшуюся спортом журналистку пустят на трассу. Больше всего я боялась подвести организаторов: вдруг что-то пойдет не так, устану, отстану, люди будут переживать, искать меня. Но опасения оказались напрасны: на трассе было много инструкторов, они наблюдали за нами в бинокли и все время держали связь друг с другом по рации. Мы почти не выходили из их поля зрения.

{{current+1}} / {{count}}

«Безенги» — альпинистская учебно-спортивная база, куда ежегодно съезжаются до двух тысяч спортсменов со всей страны, дальнего и ближнего зарубежья. Здесь проходят чемпионаты в различных дисциплинах альпинизма. Спортсменов привлекает близость Безенгийской стены (13-километровый горный массив — наиболее высокий участок Главного Кавказского хребта), а также то обстоятельство, что здесь расположены шесть из восьми «пятитысячников» Кавказа: Дыхтау (5204 м), Коштантау (5152 м), Мижирги (5025 м), Шхара (5068 м), пик Пушкина (5033 м) и Джанги-тау (5058 м). Российские альпинисты называют этот регион «Малые Гималаи»

Асият Гериева, собкор агентства ТАСС в Кабардино-Балкарии

В лагерь «Безенги», который находится на высоте 2,2 тысячи метров над уровнем моря, я приехала 10 июня вечером, на следующий день немного прогулялась, и этого, видимо, хватило для акклиматизации. Один из инструкторов спросил, есть ли у меня «горняшка» — горная болезнь. Я в ответ: «А какие симптомы при этом?» Он улыбнулся и сказал: «Иди, все у тебя нормально».

Как и многие другие, я была в обычных кроссовках, спортивных брюках, толстовке и куртке — никакого специального снаряжения. Обувь, кажется, у всех была самая обыкновенная. Девочки спрашивали у Шкеля, что делать, если на леднике промокнут ноги. «Ничего, — ответил чемпион. — Идти дальше, на финише снять».

Меня, как «чайника», инструктировали организаторы и опытные участники. Посоветовали не жалеть крема от солнца и не забыть темные очки: на леднике, где снег отражает солнце, без такой защиты можно сгореть и обжечь глаза.

Алий Анаев, директор альпбазы «Безенги»

«Особенность маршрута Bezengi Skyrace в том, что участок трассы проходит по леднику, с которого открываются великолепные виды на пятитысячники Северного массива. В Европе позавидовали бы трассе нашей высотной гонки, где встречаются все формы горного рельефа»

Перед стартом я еще раз убедилась, что не стану проблемой для организаторов, даже если сильно отстану. На мой вопрос: «А когда можно вернуться?» — директор базы ответил: «Когда сможешь! Мы в лагере до ноября будем». И я решилась.

От всех участников марафона я отстала примерно через несколько сот метров. В гору подниматься тяжело, сразу замелькали мысли: «Не смогу. Может, вернуться?.. Нет, это только первые ощущения, нужно перебороть… Потом придет второе дыхание, а там и третье, и четвертое…» Через полчаса ко мне все же вернулось самообладание, я окончательно отбросила все сомнения и сосредоточилась на подъеме, стараясь идти ровным спокойным шагом и любуясь великолепными видами.

На первый промежуточный финиш добралась часам к девяти (старт был дан в 8:00). Инструктор Татьяна Шихова предложила подкрепиться чаем, но не успела я сделать несколько глотков, как услышала ее энергичное: «Асият, работаем!» — и пошла дальше.

Снова тяжкие мысли об усталости и предстоящих испытаниях, но вскоре от них отвлекли туры — горные козлы, с любопытством и недоумением смотревшие на незваную гостью.

До второго промежуточного финиша на «Судейских ночевках» (высота 2,8 тыс. метров) дошла даже быстрее, чем до первого. Здесь меня бодро приветствовал инструктор Юрий Кожухов, предложил перекусить. Я, конечно же, не отказалась и, удобно устроившись на камне, угостилась сладким чаем и сухофруктами. Предстояло принять решение, что делать дальше. Дело в том, что следующий отрезок пути представлял собой крутой подъем на «Курсантские ночевки» (высота 3,4 тыс. метров). Я думала, что все участники давно уже спустились оттуда, но вдруг вижу, что со склона энергично спускается Андрей Волков, опытнейший и сильнейший альпинист. Тут я приободрилась: надо идти!

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ
Бегущие к небу
Преодолеть страх, достичь вершины, установить рекорд… Фестиваль экстремальных видов спорта «Red Fox Elbrus Race» собрал в Кабардино-Балкарии три сотни спортсменов из 14 стран мира

И вот я на одном из самых сложных участков трассы. Поднимаюсь и думаю: дойду ли до инструктора, который дожидается меня наверху. Несколько раз хотела развернуться, но все же… нет, не дошла — доползла.

Ожидавший меня Юрий Паяшев предложили сопровождение, от которого я бодро отказалась, подумав, что вниз-то идти гораздо легче. И действительно, спустилась вниз без проблем и двинулась дальше на следующий участок — траверсировать ледник Мижирги. Снег на леднике хоть и был рыхлый, его пройти оказалось легче всего. На очередном этапе меня ждали инструктор альпбазы Адилби Ахкубеков с фотографом. Я не спеша попозировала, поболтала, получила очередную порцию инструкций и напутствий и направилась по другой стороне ледника. На морене меня ждала врач лагеря Светлана Орницан, проводила до поляны, где я приняла единственно верное решение: не подниматься в Теплый угол, а идти к финишу.

Вся трасса была размечена флажками, но один раз я едва не заблудилась. На подходе к финишу, там, где течет водопад, тропа теряется. Впрочем, отсюда уже был виден лагерь, поэтому было ничуть не страшно.

Домой ноги, как известно, несут сами! До финиша добралась через шесть часов — всего лишь через два с половиной часа после лидера гонки Виталия Шкеля, усталая, но очень довольная собой. Такого от меня не ожидал никто… не ожидала и я сама!

Теперь я могу вполне официально называться скайраннером. В переводе с английского скайраннинг означает «бег на высоте» или «высотный бег». Чтобы забег признали высотным, он должен проходить на высоте более 2 тысяч метров. Могу сказать одно: это стоит попробовать каждому, соблюдая, конечно же, все инструкции и соизмеряя свои желания с физическими возможностями.

Кстати, в следующем году высотную гонку на Безенги хотят провести более масштабно. Но я на такую авантюру больше не решусь.

Асият Гериева

Рубрики

О ПРОЕКТЕ

«Первые лица Кавказа» — специальный проект портала «Это Кавказ» и информационного агентства ТАСС. В интервью с видными представителями региона — руководителями органов власти, главами крупнейших корпораций и компаний, лидерами общественного мнения, со всеми, кто действительно первый в своем деле, — мы говорим о главном: о жизни, о ценностях, о мыслях, о чувствах — обо всем, что не попадает в официальные отчеты, о самом личном и сокровенном.