Производство
Next: собрано в Чечне
23 марта, 2023
108
Предприятие «Чеченавто» наладило выпуск газели Next. Сборка происходит в том же цехе, где раньше собирали «Приоры». Рассказываем об аргунской коллаборации двух гигантов российского автопрома

Следующая станция — кабина

Каждый день в «Чеченавто» собирается одна газель. Цикл ее сборки состоит из пяти этапов — здесь их называют станциями. На конвейерной линии можно наблюдать весь процесс превращения комплектующих в полноценный автомобиль. Первым делом на «тележку» (так заводчане называют конвейер) в перевернутом виде устанавливается рама. Сборщики колдуют над ней, и она обрастает передней подвеской, задним мостом, карданным валом, топливным баком и глушителем.

Затем всю конструкцию при помощи специальной установки поднимают в воздух и переворачивают колесами вниз. Правда, сами колеса установят только после приземления.

На третьей станции уже «ходячая» газель обзаводится двигателем и агрегатами трансмиссии. На «Чеченавто» собирается только механическая коробка со стандартным набором из пяти скоростей.

Четвертая станция — кабина. Сначала жесткая металлическая конструкция без окон и дверей выглядит немного жутко. Но вот появляются передняя панель и сиденья, и салон обретает привычный вид.

Усатый оператор сборки в униформе ходит с гайковертом. Рамзан Саккаев — ответственный за салон. Руль, рычаг коробки передач, ручник — установка всех этих элементов его рук дело.

— Я полностью отвечают за переднюю часть машины — прокачку сцеплений, тормозов, — говорит Рамзан. — Работа несложная, но, наверное, потому, что я с детства любил возиться с автомобилями. Запах солярки, бензина, провода и разные механизмы — это моя слабость.

Пассажирские — за бортом

На четвертом, предпоследнем этапе Next оснащается бортом.

— Пока мы выпускаем только бортовые газели, — объясняет начальник цеха Хусейн Алимсултанов. — В перспективе — сборка пассажирских газелей, карет скорой помощи и различной спецтехники.

Хусейн работает на «Чеченавто» уже восемь лет. Начинал слесарем, через месяц стал мастером участка, через три года — начальником цеха. До осени прошлого года он курировал сборку автомобилей «Лада Гранта», а с октября руководит процессом выпуска газелей.

— Открытие здесь нового сборочного конвейера состоялось по инициативе руководства республики, — рассказывает начальник цеха. — Подписано соглашение с управляющей компанией «Группа ГАЗ», благодаря этому удалось создать дополнительные рабочие места. Пока задействовано 12 человек, но скоро их число достигнет 25. Тогда и производительность увеличится до сборки ста газелей в месяц. Но для этого нам нужно обучить специалистов.

Из города NN

На каждом из участков за работой следят люди в синей униформе. Это сотрудники предприятия «Группа ГАЗ», которые приехали из головного офиса компании в Нижнем Новгороде для обучения чеченских сборщиков. Среди них специалисты по производству и качеству, технолог по сборочному процессу и три оператора линии. Скоро на предприятии начнут собирать новые дизельные двигатели Foton китайского производства. Остальные комплектующие сделаны в России. У каждого из обучающих — своя сфера ответственности. Один контролирует сборку двигателя, второй — посадку кабин, установку платформы и все подкапотное пространство, третий отвечает за прокачку тормозов и залив всех жидкостей.

Руководитель группы — менеджер по производству Ростислав Белов — приезжает в республику в третий раз. Он работает в компании ГАЗ 28 лет и в последние годы занимается организацией предприятий в разных городах и странах: Турции, Кубе, Казахстане, Вьетнаме. Говорит, что сложность обучения зависит от такта — цикла, за который выпускается один автомобиль.

 — Автомобиль сам по себе сложный агрегат, — рассуждает Ростислав Белов. — Но дополнительные трудности возникают еще и потому, что ребятам, которые обучаются, приходится запоминать чуть ли не четверть автомобиля. Здесь ведь производственные задания не очень большие. Например, на предприятии в Нижнем Новгороде мы выпускаем до 500 штук в сутки. Там время такта порой доходит до 125 секунд. У каждого оператора узкий участок работы, поэтому им легче запоминать элементы. А тут с этим посложнее.

Дежурный по красоте

Газель проходит пятую, финишную станцию. В готовый автомобиль залита тормозная жидкость, он заправлен топливом — это может быть как бензин, так и газ, проверены тормоза. Но прежде чем машина отправится на склад готовой продукции, ее осматривает Тимур Нажаев. Он трудится в «Чеченавто» уже пятый год. На завод пришел из школы, где работал учителем рисования.

— Я хотел сюда попасть чуть ли не с момента его открытия, — вспоминает мужчина. — Сразу же пришел, но вакансий не было. Записался в очередь. Ждал-ждал, в один прекрасный день позвали. Я обрадовался, сразу попрощался в школе и сказал: «Все, я ухожу на любимую работу».

Навыки художника Тимуру помогают и сегодня. Он оценивает не столько функциональные особенности газели, сколько ее внешние данные. Тимур — регулировщик зазоров. Он особенно тщательно осматривает двери, капот и багажник и делает это при помощи щупа-шаблона для измерения расстояния.

— Самая сложная деталь для регулировки — это капот. Иногда, чтобы сделать зазор ровным, его приходится чуть откручивать, чтобы сместить и поставить правильно. На газели это делать гораздо сложнее. Вот раньше я работал на «Гранте» — на ней легко было. Я вообще «Гранту» очень люблю, раньше ездил на ней. Называл ее маленькая «Камри». За пять лет вождения поменял только одну деталь. Вообще не ломалась — катайся себе на здоровье.

Тоска по «Приоре»

Завод «Чеченавто» открылся в Аргуне в 2008 году. Здесь четыре конвейерные линии. На трех из них собирают «Ладу Гранту». В день выпускают 32 автомобиля, в год — семь тысяч.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ
Прощание с «Приорой»
В России стартуют продажи «Лады Весты». А в Грозном тем временем прощаются с «Приорой», тюнингованная версия которой стала символом современного Кавказа

Сейчас можно увидеть только кабины темного цвета. По словам начальника цеха Хусейна Алимсултанова, виноваты санкции:

 — Мы в феврале и марте собираем только такие: у Автоваза был дефицит с краской, но на апрельскую сборку получаем белые кузова. Скоро должны получить еще два новых цвета: «Голубая планета» и «Дайвинг».

Всего на заводе трудятся 240 человек. «Чеченавто» — обитель мужчин. Женщины только в администрации и среди техничек. В цеху — ни одной. Гостями предприятия тоже чаще становятся мужчины.

— К нам часто приходят школьники и студенты на экскурсии, даже дошколят один раз приводили. Иногда приходят водители, которые думают, что раз здесь идет сборка, можно купить детали. Часто бывает такое, что охрана звонит по рации: «Тут человек». Я думаю, наверное, на работу пришли устраиваться, и выхожу. А гость говорит: «У меня машина накрылась, мне нужна оригинальная запчасть, я бы купил». Приходится объяснять, что нам ни одной шайбы лишней не присылают.

В разговоре каждого, кто работает здесь, чувствуется заложенная в любом кавказском сердце тоска по «Приоре».

— Моя любимая машина из российских — это «Приора», — грустно улыбается Хусейн. — Это, наверное, непатриотично: собирать «Гранту» и любить «Приору», но моей душе она ближе. Когда я приходил работать, тут собирали «Приору». Да и весь мой карьерный рост связан с ней. Мы уже давно ее не производим, как и все предприятия «АвтовазВАЗа», но я по ней скучаю.

ЕЩЕ МАТЕРИАЛЫ
Код чести: как воспитывают детей в Чечне
Вместе с этнографом разбираемся в системе ценностей, смысле запретов, роли родителей и труда
Не только минералка: какие продукты с Кавказа можно купить в Центральной России
Тысячи видов продукции с юга России можно приобрести по всей стране — от Калининграда до Дальнего Востока. Поговорили с представителями федеральных торговых сетей и выяснили, чем Кавказ кормит Россию
Кавказ без посредников: что показали иностранным журналистам в республиках СКФО
Собрали самое главное о пресс-туре, к которому присоединились представители ведущих мировых СМИ
Еда без ничего. Как живет единственная на Северном Кавказе сертифицированная пекарня без глютена
Как диагноз ребенка подтолкнул инженера из Ставрополя открыть пекарню для тех, кому даже крошка обычного хлеба может быть опасна для жизни
Сила воды: как рождается дагестанская минералка
От древних горных источников до современных заводов — рассказываем, как добывают и разливают легендарные воды
Полная версия