Сделано на Кавказе
Икра с чеченских гор
27 июня, 2023
Специалисты осетрового хозяйства в горном селе Итум-Кали планируют зарыбить Азовское море. А пока доят икру и обустраивают туристическую базу для любителей ловить форель

— У нас получается икра совершенного вкуса, потому что осетры живут в проточной воде из горной реки. Я пробовал икру рыбы из стоячих водоемов. У нее болотное послевкусие. Оно допускается, но это уже не то, — рассказывает Роман Чехов, директор рыбного хозяйства, запущенного в Итум-Калинском районе Чечне в мае этого года.

Двухметровая визитка

Роман идет к одному из бассейнов, сожалея, что после дождей вода мутная — не видно главных обитателей.

— Здесь живут два самца белуги 2008 года рождения. Паспортов, правда, у них нет, — улыбается он. — Они как акулы. Когда вода прозрачная, стоишь, а рядом такое огромное туловище проплывает.

Длиной эти гиганты по 2 метра, весят по 70 килограммов. А станут еще больше — белуга растет до 100 лет.

— Они будут здесь всегда. Для красоты. Как визитная карточка.

Роман приехал из Крыма в первые дни строительства объекта и уверен, что все тут сделано как надо: основательно, по правилам и максимального комфортно для работников.

— Я чувствую себя востребованным специалистом. И есть перспективы — все, за что берутся в республике, доводится до логического завершения. Жена тоже работает здесь — технологом, занимается посолом икры. У нас очень грамотные рыбоводы, специалисты высокого класса. Согласились приехать вместе со мной, живут в гостинице.

Эффект морской воды

Рыбу для Чечни покупают в рыбхозах Ростова, Краснодара, Батайска, Ейска. На закупку выезжают со своим УЗИ-аппаратом. Обследуют особей, выявляя стадию созревания икры. Всего их 5. На 4+ можно уже сдаивать, поэтому отбирают рыбу на 3−4 стадии.

Перевоз рыбы — дело непростое. Необходима подача двух видов кислорода — жидкого и сжатого. Температуру воды в рыбовозе постепенно доводят до той же, что и в местных бассейнах.

Дома рыбу сажают на карантин, добавляют в воду метиленовую синь, фиолетовый калий, чуть подсаливают — создают эффект морской воды.

— Естественный отход при перевозе рыбы — от 4 до 10%. У нас пока до 1%. Был печальный момент: перевозили большого самца белуги, он сильно бился и сломал нос. Пришлось зарезать.

Вода в бассейны поступает из горной реки Хачарой-Ахк самотеком и после очистки снова сливается в реку. Обогащается кислородом естественным образом. Также здесь построена кислородная станция и созданы четыре каскада с каменной наброской для дополнительного обогащения.

— Но есть проблема: в горах очень серьезные скачки температуры. Днем +20, ночью +6. Сбиваем их за счет водоемов-буферов, в которых отстаиваем и подогреваем воду естественным путем.

Хозяйство защищено и от стихийных бедствий. В этом году здесь уже столкнулись с паводками.

— За полчаса вода в реке поднялась до 2 метров, пошли селевые потоки. Мы перекрыли в горах наши плотины и, пока селевой поток не прошел, не открывали. В общем же система выдержит повышение воды до 4 метров.

Над бассейнами установлены видеокамеры. Данные с них выводятся в операторскую и на телефоны для оперативного реагирования в экстренных ситуациях.

Золотой осетр

Сейчас в хозяйстве содержатся более 20 тысяч особей 12 видов осетровых. Жилплощадь в бассейнах строго распределена — в каждом свой вид.

— Здесь находится золотой осетр, он же стерлядь-альбинос — редкий и ценный вид. У нас их 674 штуки. Здесь ленка — ленский осетр, скрещенный с калугой. Белуга активна, а эта поела, ложится на дно и почти не двигается. Это белужки, им 5 мая исполнился один год. Средняя навеска у них 460 граммов, — рассказывает Роман, переходя от бассейна к бассейну.

Кроме осетровых в хозяйстве держат два вида форели. Из них 2 840 особей — норвежская форель, или стальноголовый лосось. Очень редкая порода.

— Есть у нас и чеченская горная форель — 10 штук. В качестве эксперимента держим. Когда шла стройка, поставили 200-литровую бочку в Хачарой, они туда заплыли. Сейчас живут в бассейне. Вес где-то 350 граммов. У нашей — в среднем 1,6 килограмма. Кормим, наблюдаем — будут ли расти?

Как спасти Азовское море

Зимой рыба не питается, и ее иммунитет к весне ослабевает.

— У нас своя методика выведения рыбы из зимы. Мы обязательно добавляем жидкие и сухие пробиотики и мотыль. Даем им вкусняшку, и они начинают охотно есть.

У Романа есть мечта — поставлять живую рыбу в Азовское море. Переживает, что оно скоро станет мертвым — браконьеры почти все выловили. У хозяйства есть все шансы принять участие в специальной программе по зарыблению моря. Уже построен инкубатор для выведения малька, которого можно будет туда поставлять.

— У нас рыба будет рождаться! Как? Сдаиваем самца и оплодотворяем сдоенную икру. Из нее получается малек. Планируем запустить этот процесс следующей весной.

А еще здесь растят молодых ихтиологов. В Итум-Кали проходят практику 12 студентов, 9 из них после защиты дипломов решили остаться работать здесь. Новые кадры хозяйству пригодятся: директор уверен, что через два года тут будут производить 5−6 тонн икры и 100 тонн мяса на продажу.

Массаж для рыбы

— Иди, моя родная, моя хорошая, — ласково зовет Роман одну из самок в отделении преднерестового содержания рыбы. — Это наш «родзал». Они уже нервничают, хотят быстрее отдать икру. Полтора-два года беременные ходят!

Самок в «родзал» переносят на носилках, предварительно сделав им УЗИ. Через 5 дней им колют дозу гипофиза, через 12 часов — еще одну. И приступают к отбору икры.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ
Осетр над уровнем моря
Какой осетр вкуснее — черный или белый? И зачем рыбе делают УЗИ? Рассказываем, как работает самое высокогорное осетрово-форелевое хозяйство в России

— Сцеживание икры — процесс очень интересный и серьезный. В этот момент рыба подвержена стрессу, ничто не должно ей мешать, даже разговоры. Рыбу кладешь, животик ей двумя руками массируешь, и она отдает икру. Чтобы не было воспалительных процессов, еще два раза додаиваем. Потом колем антибиотики, витамины и выпускаем в обычные бассейны. Они все чипированные, у каждой есть карточка с историей болезни. Все как у людей!

После отбора икра попадает в икорно-разделочный цех, перерабатывается, солится, фасуется.

— У каждого специалиста свой секрет посола, и ни один из них о нем не расскажет, — улыбается Роман.

В этом году в хозяйстве рассчитывают получить 350 килограммов черной икры. В следующем — около полутора тонн. Сбывать деликатес планируют не только в республике, но и за ее пределами.

— Спрос очень большой. Стоит она 60 тысяч рублей за килограмм. В «Ленте» китайская — 76 тысяч. Я был в Китае и знаю, какая там икра. Мы получаем один раз в два года экологически чистый продукт, а там рыбе с рождения вводят гормональные препараты и доят дважды в год.

Мечта туриста

Живописный пейзаж, чистый горный воздух, водоемы с рыбой — отличное место для отдыха. Рыбоводное хозяйство уже располагает базой для приема туристов: 8 гостевых домиков, 5 беседок, ресторан на 70 посадочных мест. Планируется построить теннисный корт, футбольное поле, спортивные площадки и тренажеры под открытым небом.

А для любителей спортивной ловли есть два водоема общей площадью 16 тыс. кв. м. Здесь водятся карп, карась и форель. Еще три пруда с форелью расположены рядом в горах.

— База может принимать до 50 туристов в день. У нас все готово. Ждем только разрешения Минтуризма.

ЕЩЕ МАТЕРИАЛЫ
Код чести: как воспитывают детей в Чечне
Вместе с этнографом разбираемся в системе ценностей, смысле запретов, роли родителей и труда
Не только минералка: какие продукты с Кавказа можно купить в Центральной России
Тысячи видов продукции с юга России можно приобрести по всей стране — от Калининграда до Дальнего Востока. Поговорили с представителями федеральных торговых сетей и выяснили, чем Кавказ кормит Россию
Кавказ без посредников: что показали иностранным журналистам в республиках СКФО
Собрали самое главное о пресс-туре, к которому присоединились представители ведущих мировых СМИ
Еда без ничего. Как живет единственная на Северном Кавказе сертифицированная пекарня без глютена
Как диагноз ребенка подтолкнул инженера из Ставрополя открыть пекарню для тех, кому даже крошка обычного хлеба может быть опасна для жизни
Сила воды: как рождается дагестанская минералка
От древних горных источников до современных заводов — рассказываем, как добывают и разливают легендарные воды
Полная версия