В первый месяц весны в Пятигорске зацветают тревожные желтые мимозы. Примерно в это же время южные девушки снимают тяжелые зимние сапоги, бескомпромиссно переобуваются в балетки и туфли на каблуках и, ожидая перемен, наконец надевают легкие, не особенно-то защищающие в случае непогоды шляпы.
— Шляпа на женщине — это позиция, — говорит хозяйка шляпной мастерской Анна Тулина. — Высказывание, которое меняет твою походку и направление мужских взглядов. В шляпе ты не идешь, ты плывешь и говоришь миру: смотри, вот я! На Кавказе почему-то считается, что если кто-то выделяется из толпы, надо непременно бросить осуждающий взгляд. Не каждая может вынести повышенное внимание. Помню, как вышла в леопардовой шляпе и с сумкой ей в тон. Как на меня смотрели!
Анна — швея, бывший байкер, а теперь владелица ателье. Ее маленькая мастерская затерялась неподалеку от подножья горы Машук. С одной стороны трамвайные пути, с другой — витрины свадебного салона. Аня крутит в руках фетровые заготовки с широкими полями и начинает рассказ Пятигорского Шляпника.
— Я окончила швейное училище, и мама привела меня в ателье к своей подруге — устраиваться на работу. В итоге я в нем и застряла на 16 лет. Вышла замуж за сына этой маминой приятельницы и позже приняла мастерскую в наследство.
Мне тогда казалось, обувь, сумки и шляпы шьют не люди — боги. Но в ателье свекрови каждая новая мастерица должна была пройти через шляпы. Пришлось и мне. Долго брыкалась, но все-таки занялась головными уборами.
А сама думала: кому у нас эти шляпы нужны? Платки — да, а шляпы… Пятнадцать лет назад были в цене мужские кепки-аэродромы и меховые трехъярусные шапки-пирожные, которые не осилит даже моль. Шляпное дело в регионе забыли. Не было ни школ, ни мастер-классов.
Меня учила свекровь. В девяностые она ездила на швейную фабрику во Львов, пыталась там что-то разузнать насчет шляп. Директор по производству сжалился над ней, устроил экскурсию и посоветовал, какой фетр лучше закупить. Свекровь вернулась и засела за работу.
Наш город маленький, сарафанное радио сработало лучше рекламы. Люди шли к ней поменять подкладку на шляпе, перетянуть ее на другую форму или — все-таки! — заказать новую шляпку.
Со временем ателье перешло ко мне. И я полностью сосредоточилась на шляпах. А обшиваю только старых знакомых из байкерской тусовки — мы раньше с мужем любили погонять на мотоциклах. После рождения ребенка перестала гонять — только шляпы и шелковые цветы.
— Чтобы придать шляпной заготовке форму, ее нужно намочить, распарить и натянуть на болванку — и делать это придется не раз. Легко обжечь пальцы. В фабричном производстве шляпы растягивают только мужчины. Это физически тяжелая работа.
У меня в мастерской нет специального оборудования, заготовки по одной отправляю в импровизированную парилку — водяную баню на огромной кастрюле-выварке. А если хочу сделать простую форму, использую паровой стример.
Заготовки для шляп я закупаю на фабрике. У них две основные формы: колпак и капелин. Из колпака можно сделать таблетку, федору или шляпу трилби, а капелин идет на широкополые шляпы.
На одну широкополую шляпу без украшений уходит несколько часов работы и пара дней сушки.
Основа для шляпы — фетр. Он бывает велюровым или шерстяным. Велюр мягче и женственней, его делают из кроличьего пуха. Раньше попадался из пуха бобра, но он дорогой, да и откуда взять столько бобров? Кролики быстрее размножаются.
Шерстяной фетр прозаичнее — на него идет шесть овцы. Выглядит он суровее, к нему все прилипает. Черная шерстяная шляпа быстро перестанет быть черной.
Как у нас любят говорить, велюр смотрится богато. Он и стоит дороже. Шерсть попроще. Хотите, чтобы шляпа имела товарный вид несколько лет — берите велюр, рассчитываете пощеголять пару сезонов — ограничьтесь шестью.
— Очень не люблю делать одинаковое. Хотя есть клиентки, которые приходят из года в год и просят одну и ту же модель. Я ориентируюсь на женские модели. На мужские у нас совершенно нет спроса, хотят шапочку, кепочку, но не шляпу.
Шляпы потихоньку приходят в город. Но мода до нас докатывается с опозданием года на три. Сейчас модно носить федору и трилби, а на Кавминводах на пике — широкополые шляпы. Зато перестали считать шляпу вещью из бабушкиного сундука.
Бывает забавно, когда приходят две подружки. Одна выбирает шляпу, и она ее красит… А подруга говорит: «Да нет, ужасно, как на корове седло, положи на место!» На следующий день советчица сама приходит за шляпой, которую не одобрила. Женская дружба и шляпки — не всегда совместимы.
— Есть масса статей о том, как выбрать правильную шляпу. Я со шляпами работаю уже давно и понимаю: нет универсальных схем. Надо мерить.
Например, приходит женщина с желтоватым цветом лица. Вроде бы, не стоит надевать бежевое и желтое. Но желтая шляпка ей внезапно к лицу. А вот зеленая, которая должна желтизну убрать, не смотрится, наоборот, излишне подчеркивает тон кожи.
Говорят, черный стройнит и вытягивает. А на деле черные шляпы, особенно у женщин в возрасте, предательски подчеркивают морщины.
Если шляпа красная, то пусть она будет единственным ярким пятном в образе. Ну и губы — ей в тон.
Если у тебя очень широкое лицо, визуально его вытянет узкая модель с высокой тульей.
Широкие поля не пойдут девушкам низкого роста — будут похожи на грибок.
Универсальны ассиметричные поля — они придают шарм и красят почти всех. Развернула шляпу, какой стороной тебе хочется, и пошла красивая.
Никогда, никогда, никогда не покупайте шляпу в тон пальто! И вообще, не бойтесь выбирать сначала шляпу, а потом — одежду под нее.
Одно правило работает всегда. Если ты обращаешься к мастеру с настроением «ой, мне шляпы не идут, лицо у меня не шляпное», то они и не пойдут. Не найдешь свою.