Это только у городских жителей четыре сезона. В селе Гагатли, например, есть еще и пятый — заготовка сена на зиму. Без сена можно спокойно пережить только осень, потом придется распрощаться с домашним скотом, которому надо что-то есть. А домашний скот тут большей частью непростой — особая андийская порода овец, из чьей шерсти делают знаменитые андийские наплечные бурки. Поэтому — все на сенокос!
Каждый день в солнечную погоду в 7 часов утра мужчины, женщины и дети отправляются в горы. Кто-то на личном транспорте, кто-то на машине побольше, которую тут называют «уазик бортовой». Каждая семья работает для себя, по возможности помогают родственники. Обязанности четко распределены. Косить траву — мужская работа. Женщины и дети собирают сено в стога.
Семья, держащая, к примеру, 300 овец и несколько коров, должна успеть заготовить на зиму три-четыре «Камаза» сена (в один вмещается примерно 50 стогов). Рабочий день долгий — от рассвета до заката — и прерывается только на обед и несколько раз «на чай» (легкие перекусы). Ну и на намаз, конечно, — эту обязанность мусульманина никто не отменял.
А после заготовки сена начинается полноценный учебный год: дети, помогавшие родителям и потому пропускавшие уроки, могут, наконец, ходить в школу каждый день. Как и школьные учителя, которые весь сентябрь были заняты тем же самым — заготовкой сена. Правда, школа в сентябре все-таки работает, кто-то туда да и ходит, уроки время от времени проводятся. Это раньше ее закрывали на время сенокоса, в последние годы правила стали строже. Но настоящая учеба — только с октября. Программу гагатлинские дети и учителя наверстают — им не привыкать.