Построенная в 1818 году русской военной администрацией на берегу Сунжи крепость Грозная получила название, вполне вписывающееся в традицию наименования русских крепостей в этих краях. Например, около села Тарки (теперь это предместья Махачкалы) была крепость Бурная, около села Эндирей (недалеко от современного Хасавюрта) — Внезапная. Грозная стала Грозным в 1869 году после получения статуса города. Местные называют город, в переводе на русский, «Городом-на-Сунже» (Соьлжа-гӀала по-чеченски, Сююнч-къала по-кумыкски).
О том, что это не так, говорит хотя бы то обстоятельство, что самый многочисленный народ на Кавказе — русские. Которые, как известно, в основном христиане. Русских больше остальных и в целом на Кавказе, и в российской его части, и даже если подойти к делу формально и учесть только регионы Северо-Кавказского федерального округа. Христианами являются и подавляющее большинство осетин, имеющих немалую для Северного Кавказа численность, а также армяне и грузины, относящиеся к самым многочисленным кавказским народам. Так что мусульманином может оказаться, допустим, каждый второй встреченный вами кавказец, но уж точно не каждый первый.
Главный Кавказский хребет, конечно, оправдывает свое название: он пересекает Кавказ от моря до моря, здесь и в самом деле много высоких вершин, в том числе пятитысячники — но далеко не все главные горы Кавказа. Высочайшая вершина — Эльбрус — относится к горной системе со скромным названием Боковой хребет, протянувшейся вдоль Главного Кавказского хребта. Кстати, и вторая по высоте кавказская гора — Дыхтау — тоже в Боковом хребте, как и еще один пятитысячник — Казбек.
Дагестанские языки (входят в нахско-дагестанскую семью) — это десятки языков: аварский, лезгинский, даргинский, лакский, табасаранский, андийский и множество других. Они действительно сложны для людей, сталкивающихся с ними впервые: там могут быть десятки падежей, непривычные для русскоговорящего человека звуки. Более того, языки эти чаще всего совершенно не похожи друг на друга. Поэтому — да, все сложно, но это не один язык. Единственный язык, который в Дагестане знают все — это русский. Стоит отметить, что носители дагестанских языков составляют лишь часть населения Дагестана, пусть и значительную: там есть также многочисленные группы носителей тюркских и индоевропейских языков.
И вы поймете, что не все так однозначно. Светлолицые люди со светлыми же волосами и голубыми глазами встречаются на Кавказе довольно часто, попадаются целые села и даже районы. В Дагестане, к примеру, таким внешним видом отличаются аварцы из Шамильского района, этот тип характерен для многих лакцев, в Чечне, кроме уже упомянутых чеченцев, это еще и местные кумыки. Нередко можно встретить светлых грузин, армян и так далее. Не будьте в плену предрассудков.
Хотя что-то в этом, конечно, есть — когда едешь из Пятигорска в Грозный и за три часа пересекаешь четыре границы, приходит на ум старая европейская шутка про Бельгию, въезжая в которую нужно успеть нажать на тормоз, чтобы ее не проскочить. Но совсем другое дело Дагестан: по территории он, например, в полтора раза больше Армении и лишь немногим меньше Грузии. Если не ограничиваться Кавказом, то он крупнее Бельгии, Голландии, Швейцарии, Словакии. Если въехать в самый северный район Дагестана и добраться до самого южного, то по расстоянию это будет путешествие из Петербурга в Москву. Кстати, не такая уж маленькая и Чечня — она больше Черногории и Кипра и лишь немногим уступает Израилю.
Пятигорск — это пять вершин одной горы: город назван в честь пятиглавой Бештау, что в переводе с тюркских языков как раз и означает «пять вершин». Кстати, окрестные тюркские народы (карачаево-балкарцы, ногайцы, кумыки) до сих пор Пятигорск так и называют — Бештау. Что касается количества гор, то в Пятигорье, как называют эту местность, их 17.
В составе Российской Империи или в вассальной зависимости от нее уже до начала войны были большие территории на Северном Кавказе и в Закавказье. Причем завоевывать пришлось не всех, кто-то примкнул добровольно. Более того, война была для России далеко не первой на Кавказе: за сто лет до нее, в XVIII веке, сюда вторгался Петр Первый, шедший в знаменитый Персидский поход; за двести с лишним лет до нее была война с Тарковским шамхальством и Эндиреевским княжеством; а за девять веков до Кавказской войны князь Святослав разгромил Хазарский Каганат, объединявший весь Северный Кавказ.
Вы не увидите ни одной горы ни из Кизляра, ни из Южно-Сухокумска, ни много еще откуда. Слово «Дагестан» действительно переводится с тюркских языков как «Страна гор», но горы составляют лишь около 50% территории этой республики и занимают южную ее половину. Вся северная половина — это низменность, где гор нет совсем. К примеру, от ногайских кутанов близ реки Кума на самом севере республики до ближайших гор около 200 километров. Так что — страна не только гор.
Конечно, лезгинка — самый узнаваемый кавказский танец, но танцуют не только ее. К примеру, движения акушинки напоминают лезгинку не более, чем украинский гопак, а танцующие в брюках женщины и вовсе вызовут удивление у тех, кто привык к традиционной лезгинке. Нет, вам не привиделось: широкие штаны — неотъемлемая часть местного женского национального костюма. А осетинский танец симд? Его вообще танцуют, встав в круг, причем, бывает, что и «в два этажа» — одни на плечах у других. Совсем не похоже на лезгинку, не правда ли?
Фотографии и иллюстрации: ТАСС, Али Оздоев, Игорь Солкин, Иван Александровский, Сафрон Голиков