В Государственном музее изобразительных искусств Ингушетии два выставочных зала: в одном обычно проводят персональные временные выставки, а в другом — постоянная экспозиция, которая отражает разнообразие и богатство ингушской культуры с древности до наших дней. Здесь в основном произведения декоративно-прикладного искусства, исторические и современные. Создана отдельная зона для картин, подаренных музею меценатом и коллекционером Владимиром Некрасовым в 2021 году. О самых примечательных экспонатах относительно небольшого, но уютного и интересного музея рассказала искусствовед Хава Акиева.
Кажется, удивить кого-то национальными костюмами на Кавказе сложно. Но все же мы продолжаем засматриваться на прекрасные наряды со множеством деталей, аксессуаров и украшений. Экспозиция музея ИЗО позволяет нам разглядеть традиционные облачения ингушей во всех деталях.
Женское платье украшено нагрудником, поясом и головным убором. Здесь вы увидите эволюцию деталей костюма. Например, курхарс, средневековый головной убор, сменяется более современными моделями в форме усеченного конуса. Мужской костюм, черкеска, тоже богат деталями — газырницы, кожаный пояс с кинжалом ручной работы, каракулевая папаха.
— Цвет каракулевой шапки зависел от социального положения, статуса, возраста мужчины. Например, пепельного цвета шапки надевали мужчины преклонного возраста, — отмечает Хава Акиева.
Фоном для костюмов служит истинг, традиционный национальный ковер из войлока, выполненный современной мастерицей Зейнап Дзараховой.
Еще одна вещь, которая является стереотипно кавказской, но при этом всеми любимой, — холодное оружие. Кинжалы всегда были неотъемлемой частью костюма горца. Ингуши не исключение. В музее ИЗО собраны редкие образцы, каждый из которых хранит в себе историю. Кинжалы второй половины XIX века, ножи «Барс» и «Вовнушки», сабля воина XVI столетия — это не просто экспонаты, а свидетели прошлого.
— На каждом холодном оружии, на ножнах, ставили клеймо мастера. По нему можно было определить, к какому роду или тейпу этот мастер относится, — говорит Акиева.
Отдельного внимания заслуживает сабля, некогда принадлежавшая Гапуру Ахриеву, известному ингушскому революционеру, боровшемуся за установление советской власти на Кавказе.
Традиционно ингуши — хорошие мастера резьбы по дереву. В музее можно ознакомиться с работами самых ярких талантов, в том числе Накира Озиева, Магомеда Кариева, Юсупа Хамчиева.
Панно «Илли», выполненное Озиевым, посвящено игре на ингушских музыкальных инструментах. Внимание к деталям поражает, будь то тщательно проработанный костюм, папаха или изящная башня.
Шахматный столик с фигурами работы Магомеда Кариева — один из самых любимых экспонатов посетителей музея. Морщины на лицах, нюансы мимики, проработанные складки национальной одежды — все эти детали передают дух и индивидуальность персонажей.
— Каждая фигура — это миниатюра, которая может быть не только элементом игры в шахматы, но и портретом представителя горского народа, — считает Хава Акиева.
Здесь же чаши и блюдо работы все того же Кариева из каповой древесины, то есть наростов на стволах лиственных деревьев. Для их оформления не применялись ни краски, ни инкрустация — только структура дерева. Работать с таким материалом крайне сложно, но зато он отличается неповторимым рисунком.
Тонкие и воздушно прекрасные стеклянные работы Зяудина Батаева поражают своим изяществом. Среди них — корабль с парусами, животные, знаки зодиака и популярные персонажи.
— Зяудин Батаев — единственный мастер на всем Северном Кавказе, владеющий этим искусством на таком уровне, — утверждает Акиева.
По словам искусствоведа, мастер, живущий сегодня в Нальчике, многие годы работал на Ломоносовском фарфоровом заводе в Санкт-Петербурге, где изучил технологии обработки кварцевого стекла.
Внимание посетителя привлекает и необычный предмет, о назначении которого можно гадать долго, — то ли гигантская домашняя туфелька, то ли вовсе не пойми что. На самом деле это старинный предмет интерьера — подчасник.
— Такие настенные кармашки для больших часов на цепочке вешали на войлочные ковры во второй половине XIX века и начале XX века, — объясняет сотрудница музея.
Это был своего рода маркер состоятельности семьи. По подобным интерьерным украшениям вошедший гость мог понять, что семья живет в достатке, мире и согласии.