Общество
Следующий мир
9 ноября, 2016
1945
Основатель портала для геймеров Kanobu.ru о том, чем полезны компьютерные игры, кто лучше всего водит дроны и почему «Покемоны» — это хорошо

Популярный сайт о современных развлечениях и своеобразная соцсеть для геймеров Kanobu.ru в свое время объединил русскоязычных любителей компьютерных игр в крупное сообщество. О том, куда развивается игровая индустрия, почему «поколение соцсетей» не читает газет, а дружба теперь — это вместе пойти на дракона, рассказывает основатель портала Гаджи Махтиев.

«С прогрессом биться бесполезно»

— Ваше образование не предусматривало никаких сюрпризов — истфак Дагестанского госуниверситета, Дипломатическая академия МИД России. Но дипломатом вы не стали, работали пиарщиком в Федерации интернет-образования и в пресс-службе Минпечати. А теперь в вашей профессиональной жизни главное место занимают игры.

— Я не хотел быть дипломатом. Как, впрочем, и историком. Махачкала — прекрасная школа жизни, пока ты ребенок, но в плане интеллектуального развития она мало что может дать молодому человеку. Шел 1998 год, и мне надо было выбираться из Дагестана. Просто потому что там совершенно нечего было делать. Я чувствовал, что застрял, поэтому направление на учебу в Москву было таким «билетом наружу». В дипакадемии учился, точно зная, что дипломатия не для меня. Мне интересны медиа.

— Медиа — это новости! Это газеты, я не знаю… журналы!

— Ну какие газеты? У поколения соцсетей нет никаких газет. Они получают контент из фейсбука. Какую газету им можно предложить? У них совсем другой способ существования, они живут в другом медийном пространстве, в нем новости занимают не самое важное место. Конечно, приоритеты человека с возрастом меняются, но в современном мире игра сопровождает тебя на всех этапах жизни. Традиционные классические медиа — с новостями, со всеми этими колонками, репортажами и интервью — давно плетутся в хвосте игровой индустрии.

— Но эти новые медиа — когда тут квест, тут тест, тут игра, тут соцопрос в гифках, все густо приправлено рекламой — выглядят не очень серьезно.

— Древний принцип «Хлеба и зрелищ!» никуда не делся. Просто зрелище стало бесплатным по большей части. Раздражает? Ну, надо принять новое как часть своей жизни, с прогрессом биться бесполезно.

Наверняка вы читаете «Медузу» — она сознательно уводит людей в игры. Игра — инструмент создания интересного контента для аудитории. Инструмент очень гибкий, его можно легко изменить, усовершенствовать. Иначе интерес читателя не удержать, особенно если ты делаешь не трехстраничный, а тридцатитрехстраничный информационный ресурс. И еще, нельзя делать свою работу плохо — это главное правило. Игры помогают делать работу хорошо.

Медиа — гораздо больше, чем новости. Медиа — это способ доставки информации. Раньше вы получали ее через текст или через телевизор. Сейчас вы получаете ее еще и через игры. Современные медиа — крутые и интересные!

— Какую информацию несут «Злые птички»?

— Игры — это форма выражения и донесения информации в развлекательной форме. Степень информативности зависит от цели, которую преследует автор. Если «Медуза» расскажет на примере «Злых птичек» про то, как разваливается госбюджет, — это одно. А просто Angry Birds — это другое, это развлечение. Для взрослого человека «Злые птички» — это тайм-киллер. Вы приходите домой и включаете телевизор, или вы берете планшет и кидаете птичек в противных зеленых свиней. Или делаете это в метро, пока едете на работу. Человек имеет право вытянуть себя из рутины на время, не вижу в этом ничего страшного.

При этом часто развлекающая функция не мешает информативности. Когда Microsoft добавила в Windows игру в карты, это было сделано со вполне определенной целью — учебной. Это сейчас «косынка» и «спайдер» — классика компьютерной игры. А тогда существовала задача научить олдскульного персонажа, сидящего перед компьютером, пользоваться мышью. «Косынка» развивала навык «drag and drop», перенос мышью, у людей, которые только привыкали к тому, что компьютер — важная часть их работы. «Сапер» учил пользоваться правой кнопкой мыши. Эти навыки потом эксплуатируются в повседневной работе.

Или, к примеру, игры серии GTA. Ну какова вероятность, что мальчик из российской глубинки поймет, как устроена жизнь в глубинке американской? То есть он, конечно, может взять книжку и почитать об этом, но, скорее всего, он будет играть в GTA и получит качественный и глубинный экскурс в историю, культуру или архитектуру другой страны.

— Не хотелось бы бурчать про свежий воздух и прогулки.

— В моем детстве главной площадкой для общения был двор, мы там торчали целый день. Представить себе наших детей, которые идут гулять на улицу, отсидев 7−8 уроков в школе плюс спорт или музыка, я не могу. Но им коммуникация необходима не меньше, чем нам. Игра для ребенка сегодня — главный способ социализации. Он идет на дракона — с другими детьми. И это тоже высокая ступень доверия — пойти с кем-то на дракона. И, как показывает последний опыт, игра способна выгнать человека на улицу.

— «Покемоны», из-за которых люди попадают в СИЗО?

— Они заставили массу людей выйти из дома и наматывать километры по городу — это здорово. И когда ребенок наводит телефон на памятник и получает информацию, кому он установлен, — тоже здорово. А то, что власти наказывают, — лишнее подтверждение тому, что игры — это медиа с высоким качеством погружения и интерактивностью, которая меняет жизнь человека. Если в новостях война в Сирии — мы увидим ее не только в сериале, но и в игре. Не думаю, что прежние медиа с такой задачей справились бы.

Как геймеры становятся властителями дум

— Вы азартный человек? Из какой игры вышел Kanobu.ru? Из тетриса? Из «камень — ножницы — бумага»? Из кубика Рубика?

— Я могу после работы полчаса пострелять по инопланетянам, но я не фанат. У меня нет любимой игры. Я увидел молодую индустрию, которая активно развивалась. Увидел в ней еще не занятую нишу. И мне стало интересно сделать этот проект. Мною двигал азарт, но азарт не геймера, а строителя, скорее.

— А какие игры вы не рекомендовали бы своим детям?

— Все, что с пометкой «18+». Я играю с детьми в «Рэтчет и Кланк: Галактические рейнджеры», ну и Minecraft — основную игру школьника десяти лет плюс-минус два года. Кстати, я много раз пробовал играть в Minecraft самостоятельно, но понял, что у меня не хватает терпения и навыков. Дети лучше справляются.

— Возвращаясь к Pokemon Go. Создалось впечатление, что никто не ожидал такого успеха. Можно ли спрогнозировать рынок?

— Теоретически — да. Большие корпорации вкладывают кучу денег в исследования, чтобы понять, в каком направлении им идти. Те же «Покемоны» показали, что человеку нравится дополненная реальность, когда он просто ходит по улице и ловит мультяшных существ. Это новая ступень, следующий мир. Или вот очки Hololens от Microsoft, в которых вас водят на экскурсию по Риму. Просто нажимаете кнопку, и вам рассказывают, как устроен древний город. Мы развиваемся в этом направлении и дальше: у человека освобождается время, потому что технологии отправляют его из пункта «А» в пункт «Б», причем ему даже из комнаты выходить не надо.

— Хорошо ли, что человек все меньше связан с происходящим за окном? Все мы знаем истории о геймерах, совершавших преступления только потому, что путали две реальности.

— Но мы не очень много знаем о геймерах, которые управляют дронами. Их нанимают на эту непростую работу, потому что для них эта реальность — привычная. Да, люди любят стрелялки. Но большая часть игроков прекрасно понимает, что они убивают пиксели, а не живых людей. В игре можно быть хулиганом, а можно проходить важные миссии так, чтобы тебя никто не заметил и ты остался в живых. Убийца или спецагент, обеспечивающий безопасность человечеству, — все зависит от игрока.

— А можно понять, какая игра выстрелит, а какая нет?

— Опять же, теоретически — да. Те же «Птички» взлетели на вершину, потому что: а) была новая мобильная платформа; б) в то время на этом рынке было не очень много всего. При этом ничего нового после «Птичек» компания не создала, и предыдущие опыты у них проваливались.

Но если бы год назад мне сказали, что по миру будут ходить люди и искать покемонов, — я бы покрутил пальцем у виска, а игра меж тем заработала 600 миллионов долларов всего за сто дней.

— Есть какая-то специфика в игровом бизнесе?

— Мы живем на российском рынке, и все существуем примерно в одной бизнес-парадигме. Риски, как и в любом бизнесе. Ты работаешь, чтобы их снизить: правильно готовишь продукт, умеешь грамотно упаковать его и продать рекламодателю. Но в целом — это все равно нишевая история, и то, что происходит внутри игровой индустрии, невозможно представить себе в торговле продуктами или металлургии.

В качестве примера могу привести Twitch — стриминговую платформу, которую Amazon купил пару лет назад за 970 миллионов долларов. Человек включает приставку или компьютер — и все, что он делает, во что играет и о чем говорит, транслируется в интернет. Появляются люди, которым нравится, как он круто все это делает. И они начинают платить за просмотр. С точки зрения классических медиа или классического бизнеса представить такое нельзя. Любой школьник, ведущий трансляции в Twitch, является медиа. Он зарабатывает очень неплохие деньги, его постоянно приглашают на различные эфиры, и в качестве медиаперсоны он уже влияет на свою аудиторию. При этом собственно продукт, превращающий вчерашнего геймера во властителя дум, практически ничего не стоит.

Почему игры — это шаг вперед

— Есть впечатление, что, чтобы придумать игру, большие деньги сначала не нужны. Вот есть светлый ум, допустим, восемнадцати лет. Он придумал игру дома на своем компе и принес ее… куда, собственно, он ее несет?

— Романтический взгляд. Одиночка вообще мало что может, любая игра — результат работы десятков людей. В 2009 году создатели «Танков» предлагали свою работу всем. «Танки» должны были прийти на смену эльфам и гоблинам, и никто не верил в их успех. А потом — получилось. Но у них уже были серьезные наработки, они не с пустыми руками ходили. И до 2015 года им практически равных не было. А светлому уму восемнадцати лет я могу сказать только одно: учись.

— А где? И чему?

— Учить английский — обязательно. Учиться программированию. Читать книги. В идеале — устроиться работать в компанию, разрабатывающую игры, чтобы понять, как оно все происходит. Индустрия новая, поэтому назвать вам вуз, в котором юношу научат, как стать разработчиком игры, я не могу.

— Есть еще впечатление, что разработчиком игры может быть любой человек с деньгами.

— Как ни странно — деньги тут не самое главное. Куда важнее опыт и талант. Вот есть компания Mail.ru, которая шесть лет придумывает игру. Гарантии, что игра в конце концов выйдет, нет никакой, хотя есть все составляющие успеха: успешная на медийном рынке команда с опытом и безграничными возможностями, трафиковыми и аудиторными.

Еще важны интуиция и удача.

— А вы пробовали когда-нибудь придумать игру? По мотивам кавказской войны, например.

— Я занимаюсь маркетиновыми стратегиями, продвижением. А фантазии — это не моя сфера.

— Когда вы только создавали Kanobu.ru — что хотели и что получилось?

— Я пришел работать в компанию Sibilant Interactive и увидел, как создаются игры. Главным для меня было, что индустрия новая, мы находимся в самом начале пути и возможности на этом пути безграничны. Но я примерно представлял эти возможности, понимал, что вот есть пока пустующее место, которое я могу заполнить. И тогда я ушел в свободное плавание и придумал Kanobu.ru — ресурс для общения геймеров. Я думаю, я получил то, что строил. Мое бизнес-образование эволюционировало вместе со мной. Я учился на собственном опыте, и ошибок в этой истории не меньше, чем успехов. Я и сейчас продолжаю учиться, потому что это не финал.

— А в идеале что вы хотели бы построить? Фейсбук?

— Не думаю, что тут существует идеал как таковой. Игровая индустрия — все еще индустрия возможностей. Причем ситуация меняется молниеносно. Если мы протянем линейку игр от 2008 года до 2016-го, она будет выглядеть так: 2008 — игры на болванках, дешевые «джевел-издания»; 2010 — онлайн-игры, скачиваете клиент и играете; 2011 — игры в браузере; 2012 — игры в соцсетях: уже не надо ничего скачивать и все друзья играют с вами в «Ферму», не выходя из фейсбука; 2013 — игры ушли в мобильные телефоны: просто «тапаете» по экрану и играете; 2015 — появляется новая платформа VR: вы играете «погружением» — крутя головой и перемещаясь в реальном пространстве.

За восемь лет игры прошли несколько стадий, и они были в авангарде любой инфоплатформы, которая появлялась в пространстве. Традиционным медиа за ними не успеть.

— Каков ваш футурологический прогноз — с точки зрения человека медийного?

— Я не знаю, куда пойдет индустрия. И это хорошо. Игры — это инструмент для проверки разных гипотез и настроений, возникающих в обществе. С помощью игр можно спрогнозировать, как люди отнесутся к тому или иному решению или смогут ли существовать в одном пространстве. Конечно, мне трудно сказать, как именно это будет использовано в дальнейшем. Но в том, что этим займутся, у меня нет сомнений.

К примеру, ты не был в мэрии Чикаго и не знаком с мэром. Но ты смотришь гениальный сериал «Босс» и понимаешь, как все устроено. Ты не вовлечен в политические процессы — но ты видишь, как они работают, пока смотришь «Карточный домик». Но ты — сторонний наблюдатель. А вот когда появляется игра, когда в жизнь приходит интерактив, ты уже сам можешь стать Фрэнком Андервудом (герой сериала «Карточный домик». — Ред.).

Игры ведут дальше, это шаг вперед по сравнению с кино. Неслучайно объемы средств в игровой индустрии намного выше, чем в индустрии кино. Игры — самая сильная часть развлекательного сектора за счет интерактивности и высокой степени распространения: чтобы пойти в кино, тебе надо выйти из дома и купить билет. Чтобы сыграть — достаточно включить консоль или компьютер. Да и многие игры бесплатны.

ЕЩЕ МАТЕРИАЛЫ
Еда без ничего. Как живет единственная на Северном Кавказе сертифицированная пекарня без глютена
Как диагноз ребенка подтолкнул инженера из Ставрополя открыть пекарню для тех, кому даже крошка обычного хлеба может быть опасна для жизни
Сила воды: как рождается дагестанская минералка
От древних горных источников до современных заводов — рассказываем, как добывают и разливают легендарные воды
Герой России Хантемир Султанов: «Мы защищаем свою Родину, а значит, и свою семью»
В преддверии Дня Героев Отечества мы пообщались с подполковником Хантемиром Султановым — отважным сыном Дагестана, чья жизнь стала олицетворением беспримерного мужества
Тропики на шести сотках
Киви, миндаль, фисташки, авокадо, финики и ягоды годжи из собственного сада во Владикавказе — не утопия, а реальность для агронома Валерия Кабанова
Вросшие в камень: кафе и рестораны в необычных местах Кавказа
В регионах СКФО архитектура не пытается подчинить себе природу, а учится у нее. Кафе и рестораны, словно выросшие из скал, доказывают: на Кавказе даже камень становится частью уютной атмосферы
Полная версия