Редкий специалист
Стадия куколки
12 октября, 2016
2165
Думаете, дагестанских кукол делают в Китае? Ошибаетесь, в Петербурге. А матрешка — уже не только русская игрушка. Привычные представления меняет художник-этнограф Сакинат Исмаилова

Англичане радовались сувенирным куколкам в кокошниках и сарафанах как дети и просили рассказать о русской родине. Сакинат Исмаилова смущалась и пыталась объяснить, что ее родина — Дагестан. «Так почему же вы не привезли дагестанских кукол?» — не могла понять принимающая сторона. «Потому что их не существует в природе», — хотела ответить Сакинат, но вместо этого пообещала новым друзьям в следующий раз привезти кукол в национальных одеждах народов Дагестана.

Как просыпается этнограф

В первый раз в горное село Геба, где жила ее бабушка, Сакинат попала в 15 лет. Это было путешествием в другой мир. Городская девочка широко открытыми глазами смотрела на окружающее и не могла его прочесть: она не знала шифра. Интересно, почему в райцентре Акуша все женщины носят белые покрывала, а в селе Геба — черные? Ой, не все — вот идет женщина в белом, но она такая одна… А вот женщина подняла руку и — что это? — под мышкой язычком огня промелькнула яркая красная ластовица. Но почему к черному платью она выбрала красную заплатку? Эти вопросы маленькой Сакинат вызывали добрую усмешку у сельских женщин. Какая смешная эта городская! Ничего не знает! Заладила: почему, почему? Принято так у нас…

— Именно тогда во мне проснулся этнограф, — размышляет Сакинат. — В отличие от местных жителей, мне было интересно все: местные обычаи, ритуалы и особенно — национальная одежда. Для горянок они часть жизни, невозможно представить себя вне этой системы координат, а я была первооткрывателем!

И как же захватывающе интересно ей было выяснить, что яркая ластовица подмышки призвана отводить сглаз от женщины, которая подняла руки, чтобы поправить волосы, выбившиеся из-под платка. А черные покрывала носят замужние сельчанки, тогда как незамужние должны надевать белые.

— В детстве мне часто снились какие-то сказочные платья, чудесные одежды, хотя у меня и в мыслях тогда не было, что я буду заниматься этой темой, — признается наша героиня.

И действительно, как говорится, ничто не предвещало…

Повар, переводчик, референт

В 17 лет мир вокруг Сакинат, как по волшебству, снова изменился. Ее выдали замуж, и она отправилась к мужу в далекий Ленинград.

— Первое время я просто ходила по улицам, оглушенная великолепием бывшей столицы, и впитывала эту красоту, — говорит Сакинат. — И счастлива, что живу здесь; Ленинград-Петербург очень многое мне дал, здесь я сформировалась как личность.

А между тем судьба не спешила вести Сакинат прямым путем. Намекнув на ее призвание в детстве, она запутывала следы, выстраивала сложный маршрут… Сначала Сакинат закончила Ленинградское мореходное училище и Ленинградский техникум общественного питания — оба по специальности «технолог по приготовлению пищи».

— Почему я выбрала именно эту специальность? — Сакинат улыбается. — Просто у мужа было много друзей, которые приходили к нам в гости. А что я, 17-летняя девочка, могла приготовить, кроме хинкала и чуду? Вот и решила научиться готовить русские и европейские блюда, красиво сервировать стол.

К окончанию техникума у Сакинат было уже трое детей, но она не оставляла мысли о высшем образовании.

— Мне всегда нравилось учиться. Но была загвоздка: в Советском Союзе на очное отделение принимали только до 35 лет. И я все-таки сделала это: поступила в Университет культуры и искусств (сейчас Институт культуры. — Авт.) в 34 года, когда старший мой сын учился в 10 классе, а младшему исполнилось 9 лет. Выбрала библиотечно-информационный факультет. Образование получилось действительно университетским — разносторонним и всеобъемлющим. Мы изучали различные способы хранения информации, в том числе и электронные, которые тогда только-только появились; я выучила два языка — английский и немецкий (после окончания вуза некоторое время работала гидом-переводчиком); навыки референта пригодились позднее, когда я была завотделом по туризму и маркетингу в музее «Дагестанский аул» в Махачкале.

Куклы живут

После падения «железного занавеса», поездив по ближнему и дальнему зарубежью, Сакинат насмотрелась на сувениры, предлагаемые туристам этнографическими музеями. Не последнее место в их ассортименте занимали куклы в национальных одеждах. Но в Дагестане, несмотря на разнообразие традиционных нарядов, ничего подобного не было. Поэтому, приехав в 2011 году в Махачкалу, Сакинат пришла в министерство культуры республики с проектом «Куклы в традиционных костюмах народов Дагестана». Проект поддержали, и она начала работать над ним в музее-заповеднике «Дагестанский аул».

— Казалось бы, идея лежит на поверхности: в Дагестане такие красивые и разные национальные костюмы, но увидеть их за пределами республиканского краеведческого музея совершенно негде. На различных выставках в России и за рубежом Дагестан представлен коврами, коньяком, кубачинскими и балхарскими изделиями, но не костюмами! Это и понятно: перевозить и охранять старинные костюмы очень дорого. А сделать и выставлять кукол в национальной одежде никому до меня в голову не приходило.

Первопроходцам всегда нелегко. Сакинат перелопатила целую гору литературы о дагестанском костюме. Изучала картины русских и дагестанских художников: Гагарина, Лансере, Аскара-Сарыджи, Джемала, Лакова и других. Ездила по селам и собирала по крупицам информацию. После работы она оставалась в музее, чтобы открыть витрины и переснять каждую деталь костюма. Но при всем том Сакинат была уверена, что она только руководитель проекта, а кукол будут создавать модельеры и художники.

— Мне хотелось, чтобы каждая кукла была маленьким шедевром. А иначе зачем было все это затевать? Но найти человека, который бы отнесся к «игре в куклы» со всей серьезностью, оказалось нелегко. Друзья говорили мне: если хочешь сделать хорошо, делай все сама! Я же сомневалась: у меня не было ни специального образования, ни нужных навыков.

Зато у Сакинат было желание показать всему миру красоту и разнообразие дагестанских национальных костюмов. Так что пришлось осваивать все стадии процесса изготовления кукол и костюмов, учиться у скульпторов, художников.

Для сувенирных кукол фарфорщик отливает по заготовке Сакинат столько куколок, сколько понадобится. Затем она шьет костюм, рисует лицо, подбирает к одежде украшения и аксессуары. С выставочными экземплярами и шарнирными куклами все сложнее. Каждая из них сделана в единственном экземпляре: Сакинат лепит из полимерной глины лицо, делает глаза, парик; украшения у этих кукол из настоящего серебра и драгоценных камней.

— Если у тебя есть желание сделать хорошо и желание учиться, то все получится! Главное — не бояться. Мне посчастливилось попасть на пятидневный курс по изготовлению шарнирной куклы к одному из крупнейших специалистов в мире — японке Отаке Кё. А в этом году моя шарнирная кукла «Горянка», сделанная по образу героини одноименного кинофильма, заняла первое место на фестивале «КуклоГрад» в Петербурге! Я вложила много сил в свое дело. Когда начинала, мне не от чего было отталкиваться, рынка сувенирной кукольной продукции в Дагестане не существовало: можно было купить глиняную балхарскую куклу либо какие-то китайские поделки жуткого качества. А сегодня мне есть чем гордиться: с 2012 года сувенирные куклы стали неотъемлемой частью ассортимента в этнобутике «Дагестан», что на главной площади Махачкалы. С 2013 года выставочные куклы можно увидеть на форумах, фестивалях, выставках, конкурсах в разных городах. Куклы существуют, они уже живут своей жизнью — я сделала это!

Матрешки по-дагестански и девять жен Абдуллы

Еще одна оригинальная идея Сакинат — расписывать русские матрешки на дагестанский лад:

— В первый раз я увидела матрешку в 17 лет, и тогда же подумалось: как эта русская игрушка соответствует духу и менталитету дагестанцев, у которых традиционно многодетные семьи. А матрешка — это мама с дочками. И мне пришло в голову нарядить их в национальные костюмы народов Дагестана. Как и в первом случае, пришлось браться за дело самой, причем я усложнила себе задачу: матрешка-мама и матрешки-дочки были в разных костюмах — аварском, даргинском, лакском, лезгинском, кумыкском… К этому времени я уже накопила солидный багаж знаний и сумела обыграть форму этой деревянной куклы, хотя она и не соответствовала приталенным платьям горянок. Я нашла выход — задрапировала бока пузатой куколки расклешенными рукавами. Да что говорить — приходите и смотрите сами!

Выставки Сакинат проходили в разных городах: Махачкале, Москве, Санкт-Петербурге. Недавно завершилась ее персональная выставка «Кукольные герои кино» в Центре этнической культуры в Дагестане. Среди прочих экспонатов Сакинат выставила композицию «Девять жен Абдуллы» из фильма «Белое солнце пустыни», отметив таким образом Год кино в России.

А еще посетители выставки могли увидеть куклу народной поэтессы Дагестана Фазу Алиевой, с ней Сакинат была близко знакома: «Я сделала две куклы: юную Фазу с книжкой — она мечтает о великом будущем — и состоявшегося поэта, женщину-легенду, сбывшуюся мечту».

Сейчас Сакинат Исмаилова работает в Российском этнографическом музее в Санкт-Петербурге, собирает материалы для открытия экспозиции по Северному Кавказу — такой до сих пор нет в музее.

— Материалов в фондах очень много, но все они разрознены, найти и соединить отдельные детали даже одного костюма очень сложно. Но можно, — улыбается Сакинат. — Ведь главное — желание что-то изменить.

ЕЩЕ МАТЕРИАЛЫ
Казачьи сообщества Ставрополья. Как живут и чем удивляют туристов
Выяснили, откуда в крае казаки и как отличить терцев от кубанцев. Также узнали, где можно научиться печь плящинду, сфотографироваться в бурке и побывать на свадьбе
Еда без ничего. Как живет единственная на Северном Кавказе сертифицированная пекарня без глютена
Как диагноз ребенка подтолкнул инженера из Ставрополя открыть пекарню для тех, кому даже крошка обычного хлеба может быть опасна для жизни
Сила воды: как рождается дагестанская минералка
От древних горных источников до современных заводов — рассказываем, как добывают и разливают легендарные воды
История в шерсти
Езетхан Джаппуева из Верхнего Баксана в Кабардино-Балкарии создает войлок, который невозможно проткнуть ножом, мечтает возродить древнее ремесло и создать музей традиционных балкарских ковров
Герой России Хантемир Султанов: «Мы защищаем свою Родину, а значит, и свою семью»
В преддверии Дня Героев Отечества мы пообщались с подполковником Хантемиром Султановым — отважным сыном Дагестана, чья жизнь стала олицетворением беспримерного мужества
Полная версия