Как-то так получилось, что рестораны в Грозном есть, а ресторанная критика как жанр отсутствует. Приезжему человеку, если у него нет местных друзей, трудно сориентироваться и выбрать себе заведение по вкусу. Чтобы восполнить этот пробел, мы расспросили местных жителей про их любимые кафе и рестораны. А заодно узнали кое-что о чеченском менталитете применительно к общепиту.
Заур, IT-специалист, 31 год: Мое любимое кафе в Грозном — это «Рафаэле Эспозито». Когда кафе только открылось, весь интерьер был выдержан в красных тонах, поэтому грозненцы называют его просто «Красное кафе». Здесь всегда вкусно, классная атмосфера и приветливый персонал. Все сделано, чтобы людям было приятно посидеть. Прихожу сюда почти как к себе домой. Официанты знают, чего ты хочешь, знают тебя по имени. Это располагает. Но самое главное, что меня привлекает, — стабильное качество. Кафе лет двенадцать — большой срок для послевоенной Чечни, и за все это время блюда принципиально не меняли вкус. Кроме того, тут готовят лучший кофе в республике.
Часто посещаю «Андалус» на улице Чернышевского. У них самые вкусные стейки в Грозном. Есть минус — не очень хорошее кондиционирование. Но мясо настолько вкусное, что можно потерпеть. Салаты всегда свежие, обслуживание хорошее. Турецкий чай самый вкусный именно в «Андалусе». Они не раскрывают секрет своей заварки, и к ним ходят, просто чтобы попробовать этот чай.
Если брать фаст-фуд, то это однозначно «Точка» на проспекте Путина. Ни одна бургерная в Грозном не может составить ей конкуренцию. Они берут постоянством: как себя заявили с самого начала, так и держатся. Не меняют рецептуру, и в этом их сила.
Самые вкусные суши в «Япона Хата» на Кабардинской. Всегда свежая рыба.
«Фиш-Хаус» тоже очень приличное заведение. Там вкусный тархун, стейк из лосося и японские сэндвичи.
Национальная еда больше всего мне нравится в «Пицца Хаусе» в Барском доме. Как ни парадоксально, но именно в кафе с таким названием жижиг-галнаш (мясо с галушками) и чепалгаш (лепешки с сыром) готовят вкуснее всего. Есть много кафе в центре Грозного, специализирующиеся только на национальной кухне, но даже там не так вкусно. Всех своих гостей, которые хотят попробовать чеченские блюда, я вожу в «Пицца Хаус».
Казбек, IT-специалист, 34 года: Есть в Грозном абсолютно панковское место, где можно поесть вкусно и недорого. Рядом с торгово-развлекательным центром «Грозный-Сити». Называется «Гиро», и продают там гиро. Это такое блюдо, типа шаурмы. На 200 рублей можно поесть очень вкусный фаст-фуд.
На Северном базарчике — целая улица шашлычных. Шашлыки из баранины, говядины, свежего осетра, куриные крылышки, мясо на кости, салаты и свежий хлеб — вот все меню. Мясо очень вкусное, сочное, и готовить шашлык здесь умеют. Интересно, что это не классические кафе, а целые дома, которые люди сдают в аренду специально под шашлычные. Во дворах арендаторы строят небольшие домики или комнаты, там совершенно непритязательный интерьер: большой стол, стулья и кондиционеры. Тут всегда полно народу, но в основном мужчины или гости Чечни.
Хава, госслужащая, 27 лет: В свой обеденный перерыв я хожу в одно и то же место — «Central Park». Там вкусно и не очень дорого. Кафе очень популярно среди молодежи, всегда полно людей. Думаю, секрет именно в сочетании этих двух факторов: цена и качество.
Заур: Мои любимые блюда — курица на гриле с миндалем и бефстроганов с картофельным пюре. На завтрак люблю кукурузную кашу. Это одно из национальных чеченских блюд. Готовят так же, как все каши: варят на воде или молоке, соль, сахар по вкусу, но абсолютно особенной ее делает соус из сметаны и творога (то-берам), который подают вместе с кашей. Этот соус тоже национальное лакомство вайнахов, мы можем есть его с хлебом как закуску к чаю и в качестве дополнения к основному блюду.
Изнаур, ресторатор, 37 лет: В любом кафе в Грозном, несмотря на основную направленность кухни, в меню будут национальные блюда, потому что люди просят — и сами любят, и гостей всегда хочется угостить местной едой. Да и европейская кухня обычно адаптирована под чеченцев. Думаю, французы будут шокированы нашим «мясом по-французски» — у нас очень любят заливать мясо майонезом и сыром. Любят и семгу с сыром, хотя в Европе ее не заливают соусами. Там повара стараются передать вкус продукта, из которого приготовлено блюдо. У нас менталитет другой… В Москве салат «цезарь» или «греческий» стали шаблонными, от них отказываются, стараются придумать что-то новое. У нас эти салаты еще пользуются спросом… Недавно к нам в «Рафаэле Эспозито» приходили итальянцы, заказали пиццу. Написали отзыв, что понравилось. А самое популярное у нас блюдо — это мясо на гриле.
Адам, чиновник, 32 года: Я ел пиццу в Риме, Венеции, Москве, Питере, других городах, но пицца «Четыре сыра», которую я пробовал в Грозном, мне понравилась больше всего.
Марета, официантка, 33 года: В Грозном в кафе чаще ходят мужчины. Их в разы больше. Бывает, иногда вечером сидят парочки, но это только если отношения узаконенные, если это муж и жена. Если же девушки сами приходят после 7 вечера, то парни, которые здесь сидят, осуждают, высмеивают их. Я работаю официанткой много лет, могу быстро понять, когда девушка приходит поесть или поработать, а когда — с целью с кем-то познакомиться, пообщаться. Я это не особо осуждаю, но и не приветствую. Я понимаю, что кафе в Грозном — не только общепит, здесь проходят все встречи и люди общаются, но для этого есть день. Я бы не хотела видеть свою младшую сестру в кафе вечером, не важно, с подругами или нет. Когда я только начинала работать, девушка, сидящая в кафе вечером, — это было дико и осуждалось открыто. Сейчас к подобному относятся проще. Но некоторые вещи не меняются.
Адам: Мне кажется, что ходить девушкам в кафе — это плохо. Если бы у меня спросили, я бы запретил. К сожалению, многим нашим женщинам сегодня приходится работать — не потому, что им хочется, а потому что вынуждены кормить семью. Если в перерыв они зашли в кафе пообедать — такое я могу с натяжкой допустить. Но девушка, сидящая в кафе после работы, — это неправильно. Скорее всего, она какая-то неправильная девушка. Я надеюсь, мы вернемся к тому, что нашим женщинам не придется так много работать. Мужчины будут сами обеспечивать семью, а женщина, сидящая в кафе, будет восприниматься как дикость и редкость. Я так воспитан.
Казбек: В Грозном много кафе и ресторанов, куда девушкам лучше не ходить. Как правило, они расположены недалеко от административных зданий… В кафе, где курят, девушке сидеть не положено.
Девушек-официанток я воспринимаю нормально. То, что девушки зарабатывают на жизнь честным трудом, вызывает только уважение. Она же не парикмахерша, которая трогает мужчин, и не стоматолог, которому приходится находиться с пациентом в неприличной близости. Это честная, нормальная работа. Мужчина, относящийся с неуважением к официанткам, должен подумать о своей нравственности.
А вот к тому, что в кафе обслуживают мужчины, я отношусь плохо. Мне кажется, это разрушение наших обычаев. У нас мужчина мужчину никогда не обслуживает, только если дома или на каком-нибудь религиозном или семейном мероприятии, когда мужчины не хотят, чтобы посторонние люди видели их женщин.
Хава: В кафе, где я обычно обедаю, бывают молодые пары, которые пришли не поесть, а пообщаться. Сидят, пьют кофе, разговаривают. Я не сторонник свиданий в кафе. Мне кажется странным общаться с любимым человеком в помещении, где пахнет едой, все время шумно, тесно. Но я категорически не разделяю точку зрения некоторых людей, что свидания в кафе — это неприлично. В Чечне репутация девушки — важный момент. Они стараются беречь ее изо всех сил. Любое обвинение, даже намек на «неправильность», может иметь серьезные последствия. Самое интересное, что оценку порядочности девушки на основе ее походов в кафе дают именно те, кто приглашает. Однажды мой приятель сказал: «Я больше не буду встречаться с той девушкой. Она согласилась пойти со мной вечером в кафе. Если со мной согласилась, значит, со всеми другими тоже ходит». Это как минимум двойные стандарты.
Заур: У всех кафе и ресторанов Грозного есть один большой недостаток — сервис. Он плохой везде. Хотя мы, парни, обычно с подобным не сталкиваемся. Девушки, женщины страдают вдвойне. Если говорить о преимуществах, то это размеры порций. Они у нас огромные. Когда я бываю в других регионах, мне всегда нужно заказывать минимум две порции блюда, которое я люблю. В Грозном таких проблем нет.
Казбек: Наш главный козырь — натуральные свежие продукты. Чеченцы всегда любили вкусно поесть, так что хорошо разбираются в качестве еды. Несвежие продукты будут быстро разоблачены, кафе моментально потеряет клиентуру.
Кафе в Грозном — это намного больше, чем просто кафе. Сюда приходят сотни людей, чтобы просто пообщаться. В Грозном нет и не было клубов или развлекательных мест, куда ходят повеселиться после работы, поэтому все встречи, свидания, деловые переговоры проводятся именно в таких заведениях. Есть, конечно, кинотеатры, боулинг, но все-таки досуг чеченцы любят проводить именно в кафе.
Адам: Я живу в Питере уже много лет. Когда приезжаю в Грозный, могу зайти почти в любое кафе и точно знаю, что там будет вкусно. К тому же цена всегда приемлемая. На Северном Кавказе в принципе везде можно наесться вдоволь за не очень большие деньги. Так что можно сделать скидку на такие вещи, как неточная рецептура или интерьерные ошибки.
Изнаур: В Грозном пока нет общепринятых стандартов поставки продуктов. Какие-то продукты то есть, то их нет. Например, мы не можем включить в меню блюда с рукколой, потому что сегодня поставщик ее привезет, а на следующий день ее уже не будет в продаже. То же самое с салатом айсберг.
Марета: Самым лучшим кафе, где я работала, было молодежное заведение, где собирались любители хорошей музыки, ребята, которые сами любили играть. Именно музыка была визитной карточкой. Она всегда играла там громко, и к выбору репертуара подходили очень серьезно. Меню тоже было сделано для молодежи: безалкогольные коктейли, салаты. Одно время даже кальян был. Потом это кафе закрылось. Следующим было кафе, в котором собирались солидные люди: бизнесмены, чиновники, даже министры. Молодежь туда редко заходила. Меню было соответствующее: национальные блюда, много мяса, большинство блюд — «вторые». Кафе, в котором я работаю сейчас, не имеет какой-то определенной специфики. Мы готовим как национальную кухню, так и европейскую. И то, и другое едят с удовольствием.