Дому номер 15 на улице Маяковского в Ессентуках 21 год. Он не борется за звание «дома высокой культуры быта» — не с кем бороться, конкуренты сдались без борьбы. После недавнего капремонта шестиэтажный красавец выглядит гораздо привлекательнее, чем его более молодые соседи. Новая крыша блестит, как капот «Мерседеса», на ней ровненькие ограждения, водосточные трубы сверкают. Стены словно только что окрашены, да с фантазией — в два цвета.
Двери подъездов украшают вазоны с цветами. В самих подъездах тоже красота: на полу сияет плитка, всюду цветы, зеркала — и нигде ни пылинки. Сразу видно: жильцы свой дом любят, как родную квартиру, следят за чистотой. Двор хотя и проходной, но мимо мало кто проходит — все останавливаются полюбоваться и позавидовать. Ведь не у каждого во дворе найдется настоящий прудик с кувшинками.
В тени пергол, увитых клематисами, прячутся две скамейки. Теплыми вечерами жильцы дома номер 15 собираются здесь, чтобы отдохнуть и поговорить о новых хозяйственных свершениях. А зимой с детьми и внуками водят хороводы вокруг наряженной голубой ели, что растет посреди двора.
Первый этаж и неказистые желтые газовые трубы укрыты плетущимися розами. В цветнике с апреля до поздней осени цветут разнообразные растения.
Со второго этажа на все это великолепие смотрит хозяйка, обдумывает дальнейшие планы: вот здесь надо бы альпийскую горку соорудить, а вот тут заборчик поправить. И номер дома надо бы новый заказать…
Когда 16 лет назад Людмила Валентиновна Кузнецова вместе с мужем приехала в Ессентуки с Таймыра, Ставрополье показалось ей раем. А вот дом, в котором жил отец, был обычной кооперативной многоэтажкой, построенной, как сейчас бы сказали, в долевом участии. Строили долго, проблемно, со скандалами и уголовным делом о хищениях. Сейчас никто уже не помнит, что именно было похищено, известно только, что дом бросили неблагоустроенным, со строительным мусором вокруг. Первые жильцы — многие из них бежали сюда из Дагестана и Чечни — сами старались хоть как-то облагородить территорию вокруг новостройки. Убрали мусор, разбили цветник.
Неизвестно почему, но дом подключили к котельной, которая обслуживает местные санатории. Первые 10 лет она исправно снабжала дом теплом, а в 2005-м перешла в частные руки, и новый владелец решил оптимизировать ее работу за счет жильцов Маяковского, 15. Снова случился скандал, часть пострадавших пожаловалась в суд. После длительного разбирательства с участием администраций города и края жильцам объяснили: частным лицам ООО "Объединение котельных курорта" давать тепло не может, а вот юридическому лицу — легко, поэтому нужно срочно оформлять товарищество собственников жилья.
Замерзшие жильцы повздыхали, поохали и постановили создать ТСЖ.
— Все тогда работали, только я искала работу… Вот и предложила: мол, могу пока с документами по инстанциям походить, в холоде-то сидеть неохота, — вспоминает Людмила Валентиновна начало своей жилищно-коммунальной карьеры. — А так как я ходила, на меня и оформили ТСЖ, записали председателем. А потом уже и на собрании дома выбрали. Поначалу вести домовое хозяйство никто не собирался, нужно было лишь вопрос с отоплением решить. Мне повезло: в мэрии хотели побыстрей избавиться от этой проблемы и помогли нам с оформлением. А сейчас стало еще легче: есть сайт «Государственная информационная система жилищно-коммунального хозяйства», там все очень доступно написано. И платить через него можно, и за всеми изменениями в нормативах следить.
Вскоре в трубах зажурчала горячая вода. И оказалось, что трубы-то дырявые. На общем собрании жильцы решили вскладчину заменить их на пластиковые, которые в то время только-только входили в обиход.
— Нашли хорошего подрядчика — ООО "Зодчий". Работают аккуратно, мы довольны. Как заключили тогда договор, так до сих пор у них и обслуживаемся. Подрядчик — это, можно сказать, половина нашего успеха. Но чтобы найти такого, надо поискать, постараться, — говорит председатель ТСЖ.
После замены труб жильцы задумались об установке теплосчетчика.
— Центральное отопление и так не дешево, а цена за теплокалорию от частника юридическому лицу еще дороже. Переплачивать не хотелось. А по счетчику ясно видно, кто кому и сколько должен. Один раз потратитесь, зато потом сэкономите: платить придется только за потраченные теплокалории, — рассуждает Людмила Валентиновна. — И сам себе хозяин: когда надо — прибавил тепла, когда надо — убавил. Мы уже второй теплосчетчик за эти годы поставили. Нынешний мне вообще очень нравится. Прост в обслуживании и работе. Пойдемте, покажу.
В подвале дома № 15, куда мы спустились любоваться счетчиком, тепло и сухо. Никаких текущих труб и запаха плесени, как это бывает в большинстве домов. Стены, правда, не облицованы, но особой красоты в техническом помещении, наверное, и не требуется. Одинаковые двери с замочками: каждая квартира имеет здесь место для хранения ненужных (или, наоборот, очень нужных) вещей. В отдельном помещении стоят детские и «взрослые» велосипеды.
— Мы решили убрать велосипеды из подъездов и устроить тут стоянку. Зимой и санки здесь оставляем, ключ в любой момент жильцы могут взять в условленном месте.
В дальней подвальной комнате целый ряд краников — больших и маленьких. Людмила с гордостью открывает большой железный ящик, где мигают цифровые табло. Она объясняет, что цифры — это и есть пресловутые теплокалории.
— Все четко. Пришел раз в месяц, записал циферки, разделил на количество квадратных метров и рассчитал оплату. Конечно, все равно получается немного дороже, чем у других домов, но все же гораздо дешевле, чем нам приходилось платить раньше. И платим только зимой.
Когда с трубами и учетом навели порядок, задумались о протекающей крыше и облупленном фасаде. По стране как раз катилась государственная программа «Капремонт».
— Когда я на собрании сказала, сколько денег нужно собрать, зал загудел от удивления. Я объяснила, что если оставим все как есть, то года через три последствия могут быть непредсказуемыми.
Деньги мы все же собрали, заявку оформили, даже заказали из собственных средств пожарную декларацию — чтобы все было по уму и нормам безопасности. Она нам тоже обошлась тысяч в восемь. Вообще, пожалуй, самое трудное — собирать деньги. Тут я даже совета дать не могу. Просто мы здесь собрались такие дружные, что ли. И то каждый месяц приходится вывешивать списки неплательщиков на специальном стенде возле подъезда. Так как все друг друга знают, стыдно им. Получается, что твой сосед за тебя платит.
Капремонт пережили. Теперь у них и крыша, и фасад, и двери в подъездах новые, заменена часть канализации и системы отопления. Сообща создали комиссию из 9 человек, которые принимали работу подрядчиков, проверяли сметы, настояли, чтобы все было сделано в соответствии со СНИПами.
— Не скидывайте все на одного человека. Всегда найдутся люди, которые хотят поучаствовать в общем деле. Мы, например, по каждому вопросу создаем комиссию. Отчитываться я должна за каждый рубль. Ежегодно товарищество выбирает ревизионную комиссию, она раз в месяц проверяет, сколько средств ТСЖ израсходовано и куда.
Стоимость содержания дома постепенно растет, и время от времени председателю приходится идти на непопулярную меру — поднимать тариф. Начинали с 4 рублей за квадратный метр, теперь он вырос до 15.
— Сюда входит содержание помещений, моя зарплата, оплата юридических, бухгалтерских и прочих услуг. Например, мы, в отличие от обычных домов, не платим за домофоны каждый месяц, а по мере необходимости, в случае поломки приглашаем мастера и рассчитываемся на месте. За капитальный ремонт мы платим, как и все, только деньги эти, в отличие от других домов, приходят на личный счет товарищества. И наше ТСЖ само решает, на что их потратить и когда. Если возникает проблема, мы пишем постановление ТСЖ, подкрепленное протоколом общего собрания. А другие собственники жилья платят за капремонт и годами ждут своей очереди, не имея права потратить деньги раньше времени.
Конечно, приходится во все вникать, учиться разбираться в трубах и фитингах. И без поддержки соседей Людмиле Кузнецовой вряд ли удалось бы справиться. Кто-то поможет документы составить-распечатать. Кто-то выйдет цветы польет. А уж субботники — обязательное дело для всех жильцов. Не смог прийти? Будь добр подкинуть денег на семена в общую казну.
— Да, мы все делаем сообща. Стыдно же не выйти, если все работают. Все, что вы тут видите, сделано нашими руками.
Этот дом — действительно образцово-показательный. В домах по соседству, хотя и не создали ТСЖ, но тоже стали сажать цветы, убирать двор. Но до пятнадцатого дома им далеко. Горожане заходят сюда отдохнуть, полюбоваться красотой, сфотографироваться. Городские депутаты приезжают перенимать опыт хозяйствования. Губернатор недавно выделил очередной грант за победу в конкурсе «Что ты сделал для Ставрополья». И очень кстати, ведь надо еще заборчик поправить, альпийскую горку соорудить и табличку с номером дома обновить…