Сегодня мы объявляем имена победителей большой викторины «Идеальная талия, универсальная шляпа и еще 13 загадок из истории Кавказа». Самой эрудированной и быстрой оказалась Светлана Юровская из Екатеринбурга. Она дала правильные ответы на 11 из 15 вопросов и прислала их 2 ноября. С тем же результатом (11 из 15) пришла к финишу Анжела Салпагарова, но она отстала от победительницы на один день. На третьем месте Ада Мамбетова с 9 правильными ответами.
По 9 верных ответов дали также Александр Aбрамов и пользователь с ником Noghay News, но они сделали это позднее Ады.
Светлана Юровская получает от наших партнеров — правительства Кабардино-Балкарии — сертификат на недельное проживание в отеле «Семь вершин» у подножья высочайшей вершины Европы — Эльбруса.
Анжелу Салпагарову и Аду Мамбетову ждут подарки от портала «Это Кавказ».
Дорогие призеры, мы напишем вам, чтобы договориться о передаче призов. Будьте на связи, не забывайте проверять электронную почту.
Всех остальных участников викторины благодарим за участие и приглашаем попробовать свои силы в следующих наших конкурсах. Уверены, вам обязательно повезет!
Что касается этой викторины, то вопросы действительно были очень сложными. Судите сами:
Вопрос № 1. Во многих языках мира существуют пословицы, поговорки, фразеологические обороты, обыгрывающие связь дыма и огня. Что означает идиоматическое выражение, буквально переводимое с аварского языка «дым без огня»?
Правильный ответ: ложь (источник: Магомедханов М. М. Очерки по фразеологии аварского языка. Махачкала, 1972. С. 155).
Вопрос № 2. В некоторых районах Северной Осетии и Дагестана вплоть до недавнего времени существовал обычай: выпекали небольшую лепешку, ломали её на колене ребенка, после чего отдавали её части собакам. Что должен был обеспечить этот обряд?
Правильный ответ: силу ног бегуна. Обряд «развязывания ног» проводили, когда ребенок делал первые самостоятельные шаги. Считалось, что после обряда ноги малыша станут сильными (источник: Тайсаев К. У., Портнов А. В. Традиционные физические упражнения и игры народов Северного Кавказа. М., 1999. С. 5).
Вопрос № 3. Конные соревнования — неотъемлемая часть праздничной культуры народов Северного Кавказа. Искусство подготовки скакуна к забегу имело множество нюансов. Так, после тренировочного забега у лошади специально отслеживалась…
Правильный ответ: сухость помета. После тренировочного забега брали в руки помёт лошади и сильно сжимали его. У готовой к состязанию лошади помет должен быть абсолютно сухим, если же из него выдавливались хоть несколько капель жидкости, тренировки продолжались (источник: Тайсаев К. У., Портнов А. В. Традиционные физические упражнения и игры народов Северного Кавказа. М., 1999. С. 33).
Вопрос № 4. До начала XX века на Северном Кавказе, в особенности у адыгских народов, идеал женской красоты предполагал строгие параметры тонкой талии. Считалось, что ее идеальный объем должен быть равен…
Правильный ответ: длине завязки для ноговицы — 50−55 см. Ноговица — элемент женского и мужского костюма, носится поверх штанины. Она закрывает голень и колено, имеет штрипку для фиксации на ступне и завязку выше колена. Вплоть до начала XX века народы Северного Кавказа почти не применяли в быту десятичную систему мер. Чаще всего мерой длины служили предметы быта, параметры тела и физические возможности человека (источник: Студенецкая Е. Н. Одежда народов Северного Кавказа
Вопрос № 5. Одна из старинных кавказских игр для маленьких детей «Птичка»: взрослый сажал маленького ребенка себе на колени и начинал рассказывать ему о якобы залетевшей в комнату птичке. В ходе повествования взрослый жестом показывал на перемещения воображаемой птички. Вот она села на подоконник, потом перелетела на спинку кровати, оттуда — на правое плечо, потом — на левое плечо ребенка, а затем вспорхнула под потолок и вылетела в окно. В чем состоял финал этой игры?
Правильный ответ: щекотали горло ребенку (источник: Тайсаев К. У. Этнография традиционного спорта у народов Северного Кавказа. М., 2001. С. 115).
Вопрос № 6. Кому из жителей Северного Кавказа российское законодательство второй половины XIX века разрешало носить при себе сабли и шашки?
Правильный ответ: жителям Кавказа, служащим в русской армии. «Устав о предупреждении и пресечении преступлений», введенный в действие в России в 1832 году, как и все его последующие редакции, запрещал «всем и каждому» жителю империи носить оружие, «кроме тех, кому законы то дозволяют или предписывают». Ношение сабель и шашек долгое время оставалось прерогативой лишь армейских чинов. Своеобразным исключением для жителей Северного Кавказа было разрешение на свободное ношение кинжала — традиционного элемента мужского национального костюма (источник: Аствацатурян Э. Г. Оружие народов Кавказа. СПб, 2004. С. 9−10).
Вопрос № 7. Один из ключевых англоязычных терминов современной антропологии образован от слова «Кавказ». Это понятие обозначает…
Правильный ответ: название расы. Термин Caucasian обозначает в современной англоязычной научной литературе самую многочисленную на земле белую расу, называемую в русской антропологической традиции «европеоиды». Был предложен в конце XVIII века немецким антропологом Иoганном Фридрихом Блуменбахом, считавшим Кавказ местом рождения человечества, населенным народами с наиболее четко и чисто выраженными чертами белой расы (источник: Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона. T. XIIIa. СПб, 1894. С. 814; Клейн Л. С. История антропологических учений. СПб, 2014. С. 129).
Вопрос № 8. В середине 1920-х годов на Северном Кавказе заработала программа переселения горцев в равнинные районы. Устройство новых поселений регулировалось специальными нормативами. Так, направление улиц в новых поселках определялось в соответствии с…
Правильный ответ: розой ветров. Согласно нормативам Наркомзема РСФСР, разработанным в 1925 году, улицы надлежало проводить таким образом, чтобы они шли поперек направления господствующих ветров (источник: Кобычев В. П. Поселения и жилище народов Северного Кавказа в
Вопрос № 9. Кавказ с давних времен широко славился породистыми скакунами. До середины XIX века названия местных пород чаще всего соответствовали…
Правильный ответ: княжеской фамилии заводчиков. Разведение лошадей было прерогативой крупной феодальной знати. Об этом свидетельствуют названия пород: «куденет» (Куденетовы); «шалох», «шалоховская» (Шалохов); «атажук» (Атажукины), «лооховская» (Лооховы) (источник: Панеш Э. Х. Некоторые аспекты традиционной социализации у народов Северо-Западного Кавказа: традиции и современность// Детство в традиционной культуре народов Средней Азии, Казахстана и Кавказа. СПб, 1998. С. 103).
Вопрос № 10. Какой русский поэт и писатель первой половины XIX века был арестован в Грозном по делу декабристов?
Правильный ответ: Александр Грибоедов. Его арестовали 22 января 1826 года в недавно (в 1818 году) основанной крепости Грозной, куда он прибыл в качестве секретаря по дипломатическим вопросам при генерале Ермолове. Грибоедов был отнесен следствием по делу декабристов к разряду «прикосновенных лиц», то есть не принимавших непосредственного участия в деятельности тайных обществ. Через полгода он вернулся на Кавказ к месту службы (источник: Вейденбаум Е. Г. Кавказские этюды. Пятигорск, 2013. С. 295−296).
Вопрос № 11. Кто из русских монархов впервые инициировал масштабное производство специй на Северном Кавказе?
Правильный ответ: император Петр I. В ходе Каспийского (называемого также Персидским) похода Петра I в состав России вошел ряд прикаспийских территорий Дагестана, в частности Дербент и его окрестности, где выращивалась ценнейшая пряность и краситель — шафран. По указу Петра I в районе Дербента специально для возделывания шафрана были организованы «дворцовые огороды». Урожаи были столь значительны, что не только покрывали потребности императорского двора, но и позволяли экспортировать шафран в Иран (источник: Лысцов В. П. Персидский поход Петра I: 1722−1723. М., 1951. С. 39−40).
Вопрос № 12. В северокавказской кухне сливочное масло долгое время почти не использовалось, потому что его трудно было хранить. Как правило, большую его часть сразу перетапливали. Топленое масло всегда считалось не только отличным продуктом, но и действенным целебным средством, которым лечили кожные болезни, ревматизм, головные боли, улучшали рост волос. Какое топленое масло ценилось как наиболее целебное?
Правильный ответ: старое топленое масло. Считалось, что чем оно старее, тем сильней его целебные свойства (источник: Алимова Б. М. Пища и культура питания тюркоязычных народов Дагестана в XIX — начале XX вв. Махачкала, 2005. С. 106).
Вопрос № 13. Блистательный чеченский танцовщик и балетмейстер, народный артист СССР, Герой Социалистического Труда Махмуд Эсамбаев обладал не только выдающимися хореографическими данными, но и находчивостью и остроумием. По воспоминаниям близких, в начале своей карьеры, в середине 50-х годов, работая в Киргизии, Эсамбаев носил шляпу, и она ему очень шла. Шляпа была одна, но всегда подходила под цвет костюмов. Что же делал артист со своей шляпой?
Правильный ответ: натирал пудрой. По воспоминаниям жены артиста Нины Эсамбаевой, к белому костюму он натирал свою шляпу пудрой «Белый лебедь», к розово-коричневому — пудрой «Рашель», к голубому — белой пудрой с синькой, к коричневому — порошком из толченого кирпича (источник: Нашхоев Р. М. Махмуд Эсамбаев — чародей танца. М., 2001. С. 123).
Вопрос № 14. Этноним «черкесы» появился во второй половине XIII века. В дореволюционную эпоху в русском языке он охватывал все народности Северного Кавказа, в наши дни под ним понимают семью адыгских народов. Как переводится слово «черкесы» на русский язык?
Правильный ответ: земледельцы. Слово «черкесы» восходит к тюркскому «жарказы» — «земледельцы»: так кочевые монголо-татары, появившиеся в середине XIII века в Крыму и на Северном Кавказе, называли адыгов, которые сами именовали себя в то время зихами. С cередины XV века форма «жарказы» повсеместно вытесняет форму «зихи» (источник: Аталиков В. М. О происхождении этнонима «черкесы"// Краткое содержание докладов Среднеазиатско-Кавказских чтений, апрель 1985. Под ред. В. П. Курылева. АН СССР. Институт этнографии им. Н. Н. Миклухо-Маклая, Ленингр. часть. Л, 1986. С. 15).
Вопрос № 15. Скульптура орла на горе Горячей в Пятигорске — самый узнаваемый символ Кавказских Минеральных Вод. Что за птица запечатлена в этой знаменитой скульптуре?
Правильный ответ: беркут. Это самый крупный вид орла. По замыслу Людвига Шодкого, автора скульптуры, открытой 1 мая 1901 года, орел символизирует целебную силу минеральных источников; поверженная мощным беркутом змея — побеждаемые болезни (источник: Боглачёв С. В. Архитектура старого Пятигорска. Пятигорск, 2007. С. 469).