Помимо знаменитой цитадели Нарын-кала в 2000-летнем Дербенте есть еще много того, что стоит увидеть туристу. Алик Аббасов уже около пяти лет показывает родной город приезжим. «Это Кавказ» попросил гида рассказать, как правильно провести время в древнем городе.
Магалы: город в городе
Где-то недалеко кричит петух, впритык к стене дома сушится белье на веревке, дети босиком ходят по дворам. Вечерами жители выносят на улицы низкие столы и пьют чай из стаканов-армудов под неспешные разговоры. Кажется, время здесь застыло. О том, что мы все-таки в XXI веке, напоминают спутниковые тарелки на крышах и балконах домов.
Старая часть Дербента делится на районы — магалы, что в переводе с арабского означает «квартал». Всего в городе девять магалов, и все они находятся под охраной ЮНЕСКО. Узкие кривые улочки, кое-где мощеные, плавно перетекают одна в другую.
— Какой из магалов самый примечательный? Это неправильный вопрос. Все они по-своему интересны, — убежден Алик.
Названий улиц нет, но местные жители, чьи предки жили здесь веками, найдут дорогу с закрытыми глазами.
— Планировка у всех домов старая, но в 50−70-х годах жильцы подняли стены, пристроили этажи. Раньше тут были плоские крыши, как в аулах. Очень хотелось бы, чтобы крышам вернули первоначальный вид. Даже в советское время выделялись деньги из городского бюджета на поддержание магалов. А потом пошло-поехало. Многих туристов удивляют пластиковые окна, рассказывает Алик. — А баки с водой стоят на крышах из-за проблем с подачей воды.
В магалах нет четкой геометрии, дома, домики и домища лепятся друг к другу, кажется, вопреки законам логики и строительства. Вот внезапно из-за угла показывается деревянный резной балкон. Определить его возраст трудно, но видно, что ветхий. А улица вдруг заканчивается тупиком.
— Часто дербентские магалы сравнивают с Баку, с историческим центром города Ичери-шехер. Такие старые кварталы есть в Египте, Турции, Иране. Все пришло с Востока, — объясняет Алик.
В седьмом, самом крупном, магале находится одна из немногочисленных прямых улиц старой части города.
— Под нами находится подземный тоннель федеральной трассы Кавказ. Он был построен в 1972 году — к 50-летию образования СССР. Его длина — 318 метров, — поясняет гид.
А в соседнем, шестом, магале находится, вероятно, самая узкая улочка. Кажется, если раскинуть руки, достанешь до противоположных стен.
Увидеть своими глазами древние строения можно в первом магале. Зимой 2020 года при перестройке собственного дома местный житель раскопал старинный подвал. По мнению ученых, фрагменты средневековой кирпичной конструкции могут датироваться
— Если тут везде провести археологические раскопки, поверьте, таких помещений будет просто тьма тьмущая, — уверен гид.
Мечети: живая история
В каждом магале есть своя мечеть, и все они не похожи друг на друга.
Раньше большинство мечетей Дербента были с куполами и имели минареты. Сейчас в городе сохранилась лишь одна мечеть с минаретом, она так и называется — Минарет-мечеть. Здание расположено в девятом магале, недалеко от ворот северной стены цитадели. Построена мечеть была в
— Когда-то это было самое высокое здание в Дербенте, — рассказывает экскурсовод. — Сейчас это небольшая квартальная мечеть, люди до сих пор ходят сюда молиться.
Еще одна мечеть с интересной судьбой расположена в седьмом магале. Килиса-мечеть необычна тем, в разное время в ней молились представители разных конфессий.
— В переводе с тюрского «килиса» - церковь, то есть церковь-мечеть. Построили ее в XI веке, и до XIX века здесь был мусульманский храм. А затем сюда приходит армия генерала Ермолова. Русские войска просят, чтобы им выделили какое-то здание, потому что солдаты православные и у них есть переносной алтарь. Им отдают это здание, освещают его по канонам православия.
На несколько десятков лет мечеть стала церковью, а в 1866 году здание вернули мусульманам. Мечеть проработала до 1936 года, когда решением властей была закрыта. В 70-х годах помещение взялись восстанавливать. Внутри открыли музей медно-чеканной посуды. Последние 25 с лишним лет мечеть снова используется по прямому назначению.
В квартальных мечетях прихожане молятся все дни в неделю, кроме пятницы. В этот день мусульмане собираются на коллективную молитву в старейшем в России соборе — Джума-мечети.
— Это самая старая мечеть на территории Кавказа и России, одна из древнейших в мире. В 734 году ее построили при известном арабском полководце Масламе ибн Абд-ал-Малике. Основная территория — около двух тысяч квадратных метров. Угловая часть — место для омовения. Правее — уборные. Три входа для мужчин, один — для женщин, — объясняет устройство мечети Алик.
В 1930-е годы мечеть закрыли, а с 1938 по 1943 годы здесь была городская тюрьма.
— Когда здание вернули мечети, люди стали скоблить стены, менять землю во дворе, чтобы очистить все от скверны, — рассказывает гид. — И когда чистили стены, наткнулись на орнамент — небольшой узор, датируемый VIII веком. И рисунок, и цвета хорошо сохранились.
Уже почти год в Джума-мечети идет реставрация. Согласно планам мечеть приобретет вид, приближенный к первоначальному. Снимут даже верхний слой стен. Попасть туристам внутрь сейчас сложно, но и во дворе есть то, что стоит увидеть. Например, древние платаны — их возраст около 700 лет.
— Деревья очень хорошо впитывают влагу, из-за этого сырости в мечети нет, — замечает Алик.
Еще один необычный объект — каменный столб во дворе мечети. Его иногда называют Глазным камнем.
— Когда в середине XVIII века сюда пришел персидский полководец Надир-шах, он оставил управлять территорией своего наместника. Но люди не повиновались и убили его. Надир-шах разгневался и отправил сюда так называемый карательный батальон. Они выкололи каждому жителю по одному глазу. Насчитали 80 килограммов глаз. Это, конечно, одна из версий, — рассказывает Алик местную легенду.
Скорее всего, столб был нужен совсем в других целях — определять время.
— Это солнечные часы, по которым люди понимали время намаза.
Бани: дербентский колорит
Еще одна городская достопримечательность — старинные бани.
— Если в средневековой Европе было что-то в духе «Я не хочу купаться, я купался прошлой весной», то здесь люди мылись, и часто. Девушки — в девичьих банях, женщины — в женских, мужчины — в мужских, — рассказывает Алик.
Женская баня, построенная в XVII веке, расположена недалеко от Джума-мечети. В XVIII веке баня разрушилась и долгое время не работала. Затем один из местных жителей отреставрировал и запустил ее снова — сюда ходили вплоть до 1991 года. Невесты купались в девичьей бане, построенной в XIX веке.
— Вода поступала в бани по каналам со стороны мечети. Между женской и девичьей банями есть котельная, она работала на обе, — рассказывает экскурсовод.
Но самая старая баня в Дербенте — мужская. Строительство ее основной, подземной, части относится к
— Внутри очень колоритно, но пока я видел только на видео, — говорит гид. — Говорят, что власти хотят вновь запустить бани — это было бы здорово.
Домик Петра: следы императора
Еще одно место, которое показывают гостям Дербента, — домик Петра. Точнее, то место, где была небольшая землянка, в которой некоторое время жил российский император во время Персидского похода.
— В 1722 году Петр высадился чуть севернее Махачкалы. По сухопутному пути попал в Дербент. У ворот Кырхляр-капы ему подарили символические ключи от города и книгу «Дербенд-наме» - это история Дербента.
Культурно-исторический комплекс состоит из павильона-колоннады, остатков землянки Петра I, памятника российскому императору и здания музея.
— Колоннаду решили увековечить еще в 1862 году. Здесь стояли пушки, сюда приходили все чиновники, в том числе последний русский император Николай II. Он доехал до здания железнодорожного вокзала и пешком дошел почтить память Петра I.
Сейчас место, где была землянка царя, накрыто куполом. Одну из колонн сохранили в первоначальном виде, остальные — отреставрировали.
— В музее картины, посвященные портовой части города, атрибуты, найденные тут. Здесь, например, были найдены скелеты с нагрудными крестами, — рассказывает Алик. — Со всеми почестями их перезахоронили на русском кладбище.
А во дворе комплекса стоят старинные, проржавевшие якоря. Вероятно, какие-то из них могли принадлежать флоту Петра Первого.