Народная фантазия неистощима — любое природное явление или рукотворный памятник она объяснит по-своему, да так неожиданно и красочно, что поневоле поверишь в небывальщину.
Курган Аби-Гув
Если ехать по федеральной трассе «Кавказ» от Назрани к Магасу, через 700 метров после Экажевского круга слева от дороги обязательно заметишь небольшой холм с надписью «Аби-Гув» (что в переводе означает «холм Аби») и символом Ингушетии — солнцем с тремя загнутыми лучами — на вершине.
Согласно легенде, под этим курганом покоится женщина-воительница Аби, спасшая свой народ от завоевателей. Она вышла на поединок с сильнейшим воином противника и одолела его, после чего враги отступили. Это событие надолго сохранилось в памяти народа. После смерти героини над ее могилой насыпали курган, который и сейчас носит название Аби-Гув.
Историки полагают, что этот холм действительно древнее захоронение. Подобные большие курганы характерны для конца майкопской археологической культуры — это середина III тысячелетия до нашей эры. Но раскопки здесь не проводились.
В переломные моменты истории у холма Аби-Гув собирались большие сходы, на которых принимались и провозглашались важнейшие для ингушского народа решения. Например, в 1941 году здесь единогласно решили противостоять фашистам и объявили газават Гитлеру. А 4 июня 1992 года было объявлено о принятии Верховным Советом России закона «Об образовании Ингушской Республики».
Гора Мят-лоам (Столовая гора)
Тот, кто останавливался на курорте «Армхи», с утра наверняка хватался за камеру, чтобы запечатлеть открывшийся из окон вид на вершины Мят-лоам, освещенные восходящим солнцем. Гора, изображенная на гербах Республики Ингушетия и города Владикавказа, давно стала излюбленным местом туристов. Ее видно еще в Магасе: высота горы — 2993 метра. И каждый, кто хоть раз поднимался на ее плато, замирал от открывшихся видов и мечтал снова вернуться в этот мир тишины и свободы.
Ингуши считают гору священной. И не только из-за языческого храма Мят-Сели, где еще сто лет назад во время засухи устраивали жертвоприношения. Само появление этой горы называют чудом, о чем и повествует легенда. Сотворив землю, бог Дяла посмотрел на нее сверху и залюбовался: горы, равнины, реки и леса — все было так прекрасно, что творцу захотелось поставить на свое творение метку. Он опустил руку вниз и прижал ладонь к земле. На том месте должна была остаться вмятина, но случилось другое: земля, обласканная богом, потянулась вслед за его рукой и, вспучившись высоко в небо, остановилась. Так образовалась гора Мят-лоам.
Река Асса
Асса берет начало в Грузии, а заканчивается в Чечне, где впадает в реку Сунжу. Но большая часть ее русла — 91 километр — проходит по Ингушетии.
Предание гласит, что река Асса появилась, чтобы разъединить людей, приготовившихся к смертельной схватке. Произошло это так. У одного молодого человека было много овец. Днем он пас их на горных пастбищах, но, как только наступал вечер, его овцы исчезали. Грабители решили узнать, где он прячет своих овец, и подослали к нему девушку с едой. Парень от обеда не отказался, но съел его молча. Так продолжалось несколько дней. Разбойники, потеряв терпение, приказали девушке действовать решительнее, приласкать пастуха и заставить его разговориться. Девушка так и поступила. Молодой человек заговорил и выдал ей место, где прячет овец.
Ночью он решил проверить стадо и увидел, что его угоняют. Он набросился на воров, но тут с гор хлынул поток холодной черной воды, который разделил противников. Молодой человек, девушка и половина овец остались по одну его сторону, а разбойники со второй половиной овец — по другую. Что было дальше с героями этой сказки, неизвестно, а поток успокоился, и вода в нем стала чистой и прозрачной.
Ассинское ущелье
Видимо, история про пастуха и девушку, тайного агента, произошла очень давно, потому что с тех пор Асса пробила в горах глубокое ущелье. Оно тянется 17 километров и входит в состав Джейрахско-Ассинского государственного историко-архитектурного и природного музея-заповедника.
Историки говорят, что через ущелье проходила одна из ветвей средневекового торгового маршрута — Великого шелкового пути.
Помимо целебного воздуха, башенных комплексов и форелевой рыбалки ущелье славится и необычными природными ландшафтами. В одном месте скалы выглядят так, словно их исцарапало когтями огромное чудовище. Разумеется, имеется и подходящая случаю легенда.
В стародавние времена в узкой горной расщелине у самой реки поселился ужасный дракон — сармак. За доступ к водным ресурсам он каждый раз требовал красивую девушку на съеденье. Однажды в селение, находившееся рядом с этим ущельем, пришел юноша и попросил немного еды у женщины, жившей на окраине. Та заплакала и ответила, что из-за дефицита воды и красавиц не может даже замесить тесто и испечь лепешку. Смелый (или очень голодный) юноша отправился на берег реки и убил дракона. Причудливые геологические образования на склонах ущелья, где произошла битва, до сих пор напоминают об этом подвиге.
Храм Тхаба-Ерды
Древний христианский храм между аулами Хайрах и Пуй в Джейрахском районе построен примерно в VIII веке и до сих пор остается поводом для споров между историками и предметом гордости для местных жителей, которые бережно охраняют этот памятник от набегов вандалов и вольно пасущихся коров.
Согласно народным преданиям, однажды ингуши попытались избрать себе князя и для этого созвали самых уважаемых людей на совет к храму Тхаба-Ерды. Три дня и три ночи длилось предвыборное собрание, но делегаты так и не достигли консенсуса — кому доверить верховную власть — и решили метать жребий. Только тогда на сход приехал уважаемый ингуш по имени Газд, до этого игнорировавший приглашение. Белая высокая папаха, черкеска, сапоги, отделанная золотом шашка — весь его вид говорил о богатстве и достоинстве. Но все заметили, что роскошную шелковую одежду он опоясал грязным вьючным ремнем, которым обычно закрепляют груз на спине осла.
— Скажи, почему не являлся ты три дня на собрание, ведь мы несколько раз посылали за тобой гонцов? — спросили люди у Газда.
— А что мог бы я сделать, если бы я пришел?
— Почему ты на коне, почему надел шелковые одежды, привесил к поясу отделанную золотом шашку и опоясался грязным ослиным ремнем?
— Разве не идет мне этот грязный ремень?
— Как может идти ослиный ремень к шелковой одежде?
— Клянусь моим отцом! — воскликнул Газд. — Как ослиный ремень не идет к шелковым одеждам, так князь и раб не идет ингушам!
И тогда совет ингушей решил, что у них никогда не будет князя.