Художник Михаил Шемякин постоянно проживает во Франции, полгода проводит в России, несколько лет жил в США, а его скульптуры украшают города в разных странах мира. В этом году мастеру исполнилось 75 лет, и у него нет ни одной свободной минуты: выставки, встречи, интервью. От повседневной суеты спасает, конечно, творчество и еще — воспоминания, над которыми он работает уже много лет. О своих кабардинских корнях и связи с исторической родиной художник рассказал нам в интервью.
Фото: Михаил Джапаридзе/ТАСС
Михаил Шемякин
Дважды сирота
— Я не знаю, как звали моего кабардинского деда. Не знаю, как и почему погибли родители моего отца. Сохранилась его автобиография, где он пишет: в таком-то году исключен из партии, понижен в воинской должности; причина — социальное происхождение; в таком-то году восстановлен в правах. И так несколько раз: спецотдел постоянно занимался проверкой военных кадров. Поэтому люди старались не говорить о своем происхождении и, если оно было «сомнительным», придумывали себе пролетарские корни — речь шла даже не о карьере, а о жизни: за «неправильных» родителей давали 10 лет лагерей.
В советское время было не принято рассказывать детям о предках, мы с отцом никогда не говорили о его прошлом. К тому же отец сжег весь свой архив после травли, устроенной ему Никитой Хрущевым из-за того, что отец поддержал в трудное время своего друга, Георгия Жукова (советский военачальник, четырежды Герой Советского Союза. — Ред.). Я помню этот эпизод: его печальное лицо, освещенное пламенем пылающих бумаг. И еще помню, как, будучи в подпитии, отец кричал, что он князь и воевал не за тех.
Из каких-то обрывков, краем уха услышанных разговоров, из позднейших рассказов мамы я знаю, что отец родился во Владикавказе, в семье кабардинского князя из рода Кардановых; его мать, по-видимому, была уроженкой села Кызбурун-2 (до 1920 года — Наурузово, сейчас — Исламей. — Ред.), что неподалеку от Нальчика. Когда родители погибли, его усыновил друг отца, белогвардейский офицер Петр Шемякин, дал ему свою фамилию, отчество и русское имя Михаил. Время было революционное, смутное, их помотало по стране — как-то отец упоминал, что учился в Риге. А вскоре он осиротел во второй раз: Петр Шемякин сгинул на фронтах Гражданской войны.
Красный Кентавр
— Отец стал беспризорником, каким-то образом оказался в Москве, воровал хлеб на знаменитом Хитровом рынке. Как остался жив — непонятно. Там его подобрал красноармеец Пилипенко и определил сыном полка в 21-й Московский сводный полк конных разведчиков. А любовь к лошадям у отца была на генетическом уровне, какой джигит без коня! В Нальчике мне как-то рассказали историю, которая может быть и красивой легендой, и истинной правдой. В 1860-х годах, после окончания Кавказской войны, черкесов депортировали в Турцию. Среди них были и Кардановы. Всех согнали на берег Черного моря, откуда на кораблях должны были вывезти в Османскую империю. Мест на суднах было мало, и лошадей приходилось бросать на произвол судьбы. Но когда Карданов поднялся на палубу и корабль отплыл, верный конь бросился вслед за хозяином. Сердце джигита не выдержало, он кинулся в воду, чтобы спасти друга. На берегу Карданова арестовали, скорее всего, он погиб — фактически, из-за коня. Возможно, это был один из моих предков.
Изображение предоставлено Фондом художника Михаила Шемякина
Так вот, отец просто сросся с конем, стал с ним единым целым. Я про себя называл отца Красным Кентавром. У меня много рисунков и картин с изображением Красного Кентавра в буденовке и с шашкой в руке. Представляете, в 13 лет отец дважды был представлен к награждению орденом Красного Знамени за то, что выносил с поля боя на крупе своего коня раненого комбрига Георгия Жукова, сам будучи раненым! А всего орденов Красного Знамени у отца шесть. Это первый орден в СССР, одна из высших наград, и давали его только за подвиг, совершенный в бою и связанный с угрозой для жизни.
Военная карьера у моего отца была на роду написана. Кабардинцы, как, впрочем, и другие кавказцы, всегда были воинственным народом. Поэтому после Гражданской войны отец продолжил военную службу. Он не был невежественным солдафоном — он все время учился. Окончил сначала Северо-Кавказскую кавалерийскую школу горских национальностей, а в 1941 году — Военную академию имени Фрунзе, где после Великой Отечественной работал преподавателем. Кстати, отец с уважением отзывался о Несторе Махно, у которого во время Гражданской войны был связным (пока тот сражался на стороне красных), именно потому, что Махно был образованным человеком.
Роковые сто граммов
— Вторую мировую войну отец закончил полковником, командиром 8-й мотострелковой Бобруйской бригады 9-го танкового корпуса, с которой и вошел в Берлин.
Но его взрывной, буйный характер никакая воинская дисциплина укротить не могла. У отца был страшный язык. Он мог сказать то, что думал, самому высшему начальству. В нашей семье крылатой стала фраза отца «Дурак вы, товарищ маршал!», брошенная в лицо маршалу Баграмяну (полководец, дважды Герой Советского Союза. — Ред.) на штабном совете. Баграмян приказал отцу провести свой полк по ущелью, а у отца были данные разведки: немецкие пулеметчики держали эту дорогу под прицелом. За невыполнение приказа во время военных действий следовал расстрел. Отца арестовали особисты, ночью привели к яме, передернули затворами винтовок. Но оказалось, что Жуков успел вступиться за своего друга, и этот показательный «расстрел» был наказанием строптивому офицеру. За несколько минут, проведенных на краю могилы, отец поседел…
Фото предоставлено Фондом художника Михаила Шемякина
Михаил Петрович Шемякин (Карданов) (1908−1977) — гвардии полковник, участник Гражданской и Великой Отечественной войн
Конечно, психика отца была надорвана страшными испытаниями, через которые он прошел. Однажды он мне сказал: «Человек, который ходил в кавалерийскую атаку, нормальным быть не может». В боях отец получил 12 тяжелых ранений, в том числе сабельных. Он терял друзей, убивал врагов, не спал сутками, смерть ходила рядом. После того как в декабре 1941 года погиб его друг генерал Лев Доватор, отец в первый раз выпил свои боевые сто граммов, которые оказались роковыми: не привыкший к алкоголю человек, чьи предки-мусульмане никогда не знали этой отравы, быстро впал в зависимость.
Выпив, он становился совершенно неудержимым. Когда мы жили в Риге, он подшофе явился на юбилей к нашей соседке Раисе, врачу: за столом чинно сидели гости, и вдруг отец, голый по пояс, прыгает в окно (благо она жила на первом этаже). Гости в ужасе отпрянули, а красавица Раиса, как ни в чем ни бывало, представила отца: «Знакомьтесь, это мой друг, полковник Шемякин, будущий комендант города Риги!» Полковник же в это время прямо на столе начинает отплясывать лезгинку, продвигаясь к виновнице торжества, и падает перед ней на колени. Утром отец явился к Раисе, в которую был немного влюблен, при полном параде — в мундире, с орденами — приносить извинения.
Мистическое совпадение
— Отец был большим поклонником женской красоты, особенно выделял актрис, циркачек и певиц. Дружил с Лидией Руслановой, Лялей Черной, Клавдией Шульженко. Любил мексиканскую музыку, и идеалом для него была «максиканка с маскалистыми ногами» (по-русски отец всю жизнь говорил с сильным кабардинским акцентом). Женщины отвечали ему взаимностью, что было неудивительно: несмотря на небольшой рост, отец был атлетически сложен — бравый кавалерист с правильными чертами лица, серыми глазами, темно-рыжими волосами и бешеной кавказской энергетикой.
Познакомившись с сестрами Предтеченскими из Ленинграда — актрисой Юлией и циркачкой Евгенией, отец немедленно влюбился в обеих. Но выбрал все же Юлию, актрису Театра Комедии. Он впервые увидел ее на экране: в фильме «Друзья» 1938 года она сыграла черкешенку Айшет и даже произносила пару фраз на кабардинском языке. А снимали фильм в том самом селе Кызбурун-2, где родился отец! Вот такое мистическое совпадение. И к Кавказу мама отношения не имела, была русской столбовой дворянкой, а все ее предки — морские офицеры высших чинов — служили в Кронштадте.
Помню, как мы возвращались из послевоенной Германии и, поскольку у нас еще не было своего жилья, приехали прямо в цирк, к тете Евгении. Отец устраивал застолья, приглашая акробаток, гимнасток и лилипуток из труппы иллюзиониста Эмиля Кио. На фоне этих малышек он чувствовал себя Гулливером и чудил пуще прежнего.
Фото: Михаил Джапаридзе/ТАСС
«Отец не понимал, что такое дети»
— Отец был необычным, странным, не всегда адекватным. Но когда он не пил, то был совершенно другим — феноменальный военный аналитик, в академии имени Фрунзе он читал курс истории японских и китайских войн. Я помню тяжелые синие книги пятитомника «Истории войны на Тихом океане» среди множества других книг по военному делу. Преподавал тактику и стратегию, чертил по вечерам карты и схемы боевых действий, которые больше напоминали художественную графику. Помню, как отец работает, сидя за столом, а я наблюдаю за ним: мне очень нравились красные и голубые стрелочки, то убегающие друг от друга, то пересекающиеся. Эти схемы, а также великолепный каллиграфический почерк отца были одним из первых моих художественных впечатлений.
Увы, отца отправили в запас, когда ему не было еще 50 лет, так и не дав звания генерала. Причиной послужила его дружба с Жуковым. Когда маршал попал в опалу, отец, не скрывая своих чувств, полетел в Москву, чтобы поддержать боевого товарища. Это не прошло незамеченным. Через неделю он был отозван из Германии и отставлен. Оставшуюся часть жизни провел в Краснодаре. Сейчас на доме, где он жил последние годы, установлена мемориальная доска, одна из улиц носит его имя.
После того как отец уехал в Краснодар, а мы с мамой и сестрой остались в Ленинграде, я с ним виделся редко. Но даже если бы мы жили бок о бок, ничего бы не поменялось: со мной он практически не общался. Во-первых, я отказался идти по военной стезе, продолжать династию — сидеть на коне и махать шашкой — и выразил желание стать художником. Для отца это был удар, он воспринял это как предательство. Интеллигенцию он, мягко говоря, презирал.
Во-вторых, он в принципе не понимал, что такое дети, как и о чем с ними говорить. У него самого не было детства, не было семьи. Отец — человек необычайного мужества, но с большими тараканами в голове. Думаю, что в их поколении, на долю которого выпали революция и две войны, было много людей со схожими характерами, проблемами, судьбами. Другим он и не мог быть.
Став взрослее, я очень многое понял об отце, о той эпохе. Никаких обид и претензий у меня к нему, конечно же, нет. Я благодарен ему и его боевым товарищам, Красным Кентаврам, за то, что они смогли отстоять свою родину, за то, что они следовали кодексу чести, за то, что и в бой, и в любовь бросались без оглядки.
«Кавказ — рай на земле»
— Я бываю на своей исторической родине — в Кабардино-Балкарии, к сожалению, не так часто, как хотелось бы. Генетика — сильная вещь. Я принадлежу русской культуре, но ощущаю себя кабардинцем, безусловно. И подписываюсь двойной фамилией — Шемякин-Карданов.
Горы я обожаю, здесь я чувствую себя абсолютно дома. До того, как я в первый раз приехал сюда, я целый год рисовал картины, по колориту и тональности похожие на кавказские горы. Ничего странного в этом нет. Душа вспомнила.
Фото предоставлено Фондом художника Михаила Шемякина
Михаил Шемякин со старейшинами рода Кардановых, Кабардино-Балкария, 1997 год
На Кавказе гениальная природа — это просто рай на земле. Но, к сожалению, я чувствую какую-то тревогу, опасность, стоящую за всей этой красотой. Художники — чуткие люди, они видят внутренним зрением. России нужно менять политику на Кавказе, нужно заниматься Кавказом, иначе мы упустим этот регион. Чтобы молодежь не уходила в террористы, надо с ней работать, предоставлять рабочие места, надо искоренить воровство и коррупцию, которые сейчас там процветают. Надо менять имидж Кавказа на мировой арене. Чтобы люди гордились тем, что у них «лицо кавказской национальности», как горжусь этим я.