{{$root.pageTitleShort}}

«Там же Юг. Культура!»:
как на Кавказе снимали «Любовь и голуби» и другие киношедевры

Семь самых кинематографичных мест Ставрополья, послуживших декорациями для съемок наших любимых фильмов

27 августа в России отмечают день отечественного кино. Многие российские фильмы обязаны красивой «натурой» Ставропольскому краю. На большом экране засветились Кисловодск, Пятигорск, Ставрополь и даже Невинномысск.

Александр Сокуров. «Спаси и сохрани» (1989)

  • Кисловодск, площадь Пятачок, Аликоновское ущелье, Курортный парк

Курортный парк Кисловодска

Авторский фильм Александра Сокурова «Спаси и сохрани» был снят по роману Гюстава Флобера «Госпожа Бовари». Кисловодск прекрасно справился с ролью французской провинции. В фильме можно узнать бывший дом нефтепромышленника Дружинина на площади Пятачок. Курортный парк стал Ионвильским лесом. А в Аликоновском ущелье были выстроены декорации в виде целого городка.

Сокуровскую Бовари в России недопоняли и быстро забыли, а вот на Монреальском кинофестивале картина получила главный приз. Во Франции на международном фестивале в Дюнкерке фильму достался гран-при.

Александр Сокуров (из книги «Сокуров», СПб: Смена, 1994):

«Выбор этого места для съемок не случаен. Он определен моим страхом перед горами. Горы для меня — выражение сверхъестественной силы природы, сверхъестественной природной динамической мощи. У подножия горы теряется гордыня. Эта природная среда и ее жестокость — важный компонент рассказываемой истории. Дом Бовари я построил под обрывом. Мне сразу понравилось это место. Группе казалось, что оно слишком мрачно, маложивописно и даже антихудожественно. Но когда под Кисловодском дом был построен, все убедились, что это не так».

Леонид Гайдай. «Жених с того света» (1958)

  • Кисловодск, улицы Мира, Железнодорожная, Красноармейская, центральная городская библиотека

Железнодорожный вокзал в Кисловодске

Гайдаевская комедия «Жених с того света» почти полностью снималась в Кисловодске. И говорят, что железнодорожный вокзал, колоннада и проспект Дзержинского ниже Каскадной лестницы, «засветившиеся» в фильме, с тех пор почти не изменились.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ
«Белое солнце пустыни»: по ту сторону экрана
Сложно найти хоть одного человека советского поколения, который не видел бы этот истерн. Но иногда факты и истории, оставшиеся за кадром, не менее увлекательны, чем само кино

Съемки одного из эпизодов с участием Ростислава Плятта проходили в здании городской библиотеки, у входа в читальный зал. Поклонники великого актера и сейчас могут пойти на улицу Красноармейскую, 2, и сделать селфи на месте съемок. Кстати, Ростислав Плятт несколько детских лет провел в Кисловодске. Его мама страдала легочным заболеванием, и семья перебралась из Ростова-на-Дону на Кавказ.

После выхода «Жениха» Гайдай решил больше за комедии не браться. Этот фильм едва не стоил ему карьеры. Гайдаевский юмор сочли излишне едким и саркастичным, а картину — вредной и неталантливой. Цензура сократила почти половину сцен, после чего у режиссера обострилась язва, и он вновь отправился на Кавминводы — теперь уже лечиться.

К счастью, позднее Гайдай изменил свое решение и снял еще много замечательных комедий, которые зрители с удовольствием смотрят до сих пор. На фоне «Кавказской пленницы», «Бриллиантовой руки», «12 стульев» и «Ивана Васильевича…» его первая комедийная лента забылась. Но старожилы Кисловодска до сих пор помнят крылатую фразу героини Рины Зеленой: «Жених начинает петлять!»

Леонид Гайдай. «Двенадцать стульев» (1971)

  • Пятигорск, парк Цветник, гора Горячая

За год до выхода романа «Двенадцать стульев» писатели Илья Ильф и Евгений Петров посетили Пятигорск. Это путешествие определило книжную, а потом и киношную натуру. Остапу Бендеру суждено было продавать билеты у грота Лермонтова, а Кисе Воробьянинову — просить милостыню у входа в парк Цветник. Вот только в фильме Гайдая Остап с самодельными билетиками появляется вовсе не у грота, а на горе Горячей.

Помните, герои торговались с монтером Мечниковым («Утром — деньги, вечером — стулья!»)? Сцена снята в парке Цветник на фоне Лермонтовской галереи. Потом ночью они несли стулья мимо каменного забора, где их вспугнул полицейский, и они присели прямо у двери с надписью «Прокурор». В реальной жизни эта дверь ведет не в прокурорский кабинет, а в обычный пятигорский дворик. Его жители, кстати, до недавних пор и не знали, что живут за такой знаменательной дверью. Тем не менее на стене забора все еще остались следы от дюбелей, на которые прикручивали вывеску.

Владимир Меньшов. «Любовь и голуби» (1984)

  • Ессентуки, Цандеровский институт Механотерапии

Зал тренажеров в Цандеровском институте Механотерапии

Нашествию кинематографистов не раз подвергались и Ессентуки. Зрители помнят известную сцену в санатории из легендарного фильма «Любовь и голуби», когда Василий Кузякин и Раиса сидят на тренажерах на «курорте органов движения» и Раиса рассказывает своему сельскому другу о «гуманоидах невысокого роста». Владимир Меньшов усадил своих героев на тренажеры в Цандеровском институте Механотерапии.

Между прочим, сюда закрался киноляп. Василий на курорте ходил в одном галстуке, а в тренажерном зале — уже в другом, в синем. И только потом на рынке они с Раисой подбирают «к глазам» именно тот — синий галстук.

Раиса Захаровна:

«Шестнадцать гуманоидов нашли на месте аварии. Небольшого роста, в среднем метр двадцать. Зеленого цвета, бесполые (!). Знаете, такие мудрые грустные глаза…»

Владимир Вайншток. «Всадник без головы» (1973)

  • Окрестности Кисловодска, Бургустанский хребет

Гора Кольцо в окрестностях Кисловодска

Экскурсоводы часто рассказывают туристам, что на местных каньонах снимали советско-кубинский вестерн «Всадник без головы». Порой даже уверенно показывают на отвесные скалы в окрестностях Кисловодска, где якобы проходила тропа таинственного всадника. Но отыскать доказательства этому факту так и не удалось. Более вероятно, что горы и скалы в фильме крымские.

Единственная косвенная связь с Пятигорском у этого фильма в том, что Энрике Сантистебан, сыгравший главаря банды, также исполнил роль Кисы Воробьянинова в кубинской версии «Двенадцати стульев».

Вячеслав Яновский, краевед:

«Скорее всего, это миф, потому что никаких данных, подтверждающих факт съемок фильма „Всадник без головы“ в Кисловодске, нет. Возможно, киношники приезжали сюда смотреть натуру, но в итоге остановились на Белой скале в Крыму».

Искра Бабич. «Мужики!» (1981)

  • Железнодорожный вокзал Ставрополя, село Татарка, Невинномысск

Железнодорожный вокзал Ставрополя

Сельские сцены фильма, ставшего лидером советского проката в 1982 году, снимались в селе Татарка в окрестностях Ставрополя. Съемки также проводились в Ставрополе и Невинномысске. Например, эпизод отъезда семьи в другой город снимался на ставропольском железнодорожном вокзале.

Эпизодическую роль в фильме сыграл местный таксист. Но он сослужил еще одну службу создателям фильма, которым пришлось работать с целым детским садом — тремя маленькими актерами, которые шалили и даже дрались на съемочной площадке. Угомонить их можно было, только пригрозив отдать таксисту.

Михаил Бузылев-Крэцо, исполнитель роли 5-летнего «немого» Степки (из интервью газете «Фокус»):

«Мы его очень боялись, хотя он не был страшным. Просто серьезный такой мужчина был, задумчивый… До сих пор улыбаюсь, когда вспоминаю эти моменты! Вот, например, в фильме был такой эпизод, когда мой герой залезает в конуру, а потом вместе с собакой ест пополам булочку. Так вот, я очень боялся залезть в эту конуру. Каждый раз, когда я туда заглядывал, мне казалось, что меня там ждет мумука. Съёмочная группа провозилась со мной полдня, но я ни в какую не лез в конуру. Тогда папа придумал такой ловкий ход. Он оторвал у конуры заднюю стенку и сам в неё залез. После этого я уже без страха стал в нее заглядывать и залезать — ведь там был папа!»


Александр Котт. «Герой нашего времени» (2006)

  • Кисловодск, музей-усадьба Н. А. Ярошенко, Березовское ущелье, Лермонтовская скала. Пятигорск, дом-музей Лермонтова, гора Машук

Дом-музей М.Ю. Лермонтова у подножия горы Машук.

В России было снято пять экранизаций романа Лермонтова, самая полная версия — сериал Александра Котта.

Вполне логично, что декорациями для съемок послужили те самые места, что так живо описал Михаил Юрьевич, хорошо знавший Пятигорск и его окрестности. Создателям фильма пригодились и Машук, и Березовское ущелье, и Белая вилла Ярошенко, и музей «Домик Лермонтова».

B сквере рядом с Домиком были выстроены декорации, и местные жители стали свидетелями забавной сцены. Когда Игорь Петренко, игравший Печорина, готовился к съемкам, из кустов выскочила поклонница и набросилась на артиста. Он от неожиданности поцеловал ее. Потом чувствительную особу «откачивали» сотрудники музея, а та не переставала повторять: «О боже, он меня поцеловал! Как же я теперь буду жить?!»

Для сцены дуэли Печорина и Грушницкого выбрали, разумеется, Лермонтовскую скалу — ту самую, которая и была описана в «Княжне Мери».

Говорят, и Эмир Кустурица, увлекшийся в последнее время российской классической литературой, тоже думает экранизировать Лермонтова. Но, судя по тому, что героев экранизаций Достоевского «Идиот» и «Преступление и наказание» кинорежиссер собрался перенести в современный Китай, еще неизвестно, куда занесет Печорина.

Михаил Лермонтов «Герой нашего времени» (из дневника Печорина):

«Узкая тропинка вела между кустами на крутизну; обломки скал составляли шаткие ступени этой природной лестницы; цепляясь за кусты, мы стали карабкаться. Грушницкий шел впереди, за ним его секундант, а потом мы с доктором… Кругом, теряясь в золотом тумане утра, теснились вершины гор, как бесчисленное стадо, и Эльборус на юге вставал белою громадой, замыкая цепь льдистых вершин, между которых уже бродили волокнистые облака, набежавшие с востока. Я подошел к краю площадки и посмотрел вниз, голова чуть-чуть у меня закружилась, там внизу казалось темно и холодно, как в гробе; мшистые зубцы скал, сброшенные грозою и временем, ожидали своей добычи».

Наталия Мхоян

Рубрики

О ПРОЕКТЕ

«Первые лица Кавказа» — специальный проект портала «Это Кавказ» и информационного агентства ТАСС. В интервью с видными представителями региона — руководителями органов власти, главами крупнейших корпораций и компаний, лидерами общественного мнения, со всеми, кто действительно первый в своем деле, — мы говорим о главном: о жизни, о ценностях, о мыслях, о чувствах — обо всем, что не попадает в официальные отчеты, о самом личном и сокровенном.

СМОТРИТЕ ТАКЖЕ