Правильный путь
— Когда мы только открыли киношколу, первым, кто к нам пришел, был налоговый инспектор, — смеется директор Елена Лапина.
Придраться чиновнику было не к чему, и следом по объявлению в социальных сетях на кастинг в киношколу во Владикавказе пришло около ста человек. В итоге заработали три группы по десять человек — младшая, средняя и старшая. В школе учатся дети от 4 до 18 лет. Малыши — сценической речи и основам актерства, все остальные — актерскому мастерству, сценическому движению, истории искусств, операторскому мастерству и режиссуре.
Частную киношколу AlaniaWood четыре года назад открыла в столице Северной Осетии Олеся Тишина — выпускница режиссерского и продюсерского отделения ВГИКа. Сейчас Олеся передала функции директора и продюсера Елене, а сама читает лекции по режиссуре и снимает кино вместе с учениками школы.
Несколько лет назад она сняла короткометражный художественный фильм «Дедушка Сырдон» — «этническую добрую комедию в советском стиле». Премьера прошла в местном кинотеатре, собрала полный зал, восторженные отзывы, а еще фильм ждал успех на фестивалях в Сочи, Москве, Казани и даже в Лондоне. Все это придало Олесе уверенность в том, что она на правильном пути. Хорошие отзывы вдохновили и начинающих режиссеров — их дебютные фильмы получили призы нескольких российских кинофестивалей.
Как зарождается и умирает зло
Этой весной на Sochi Film Festival в конкурсную программу вошли семь фильмов учеников киношколы — и получили одиннадцать наград. Среди победителей в номинации «Лучший молодой режиссер» — Сармат Муртазов с фильмом «Вой».
Сармат учится в киношколе уже год и собирается поступать на режиссуру во ВГИК. Режиссером он захотел стать, слушая музыку.
— В воображении возникали картинки-ассоциации. Я хотел проверить — это образы из моего подсознания или что-то новое, что возникает благодаря мелодии. Я и решил загуглить «киношкола Владикавказ». Первая ссылка «AlaniaWood» — и вот я тут, — случайной рифмой рассказывает он. — Я долго увлекался программированием и не знаю, помогает мне это или мешает, потому что я привык все делать по алгоритму, а искусство как-то не очень терпит алгоритмы.
Непонятно, в алгоритмах ли дело, но фильм «Вой», по словам Елены Лапиной, произвел сильное впечатление на всех: и в самой школе, и на фестивале, где режиссер признался, что это история, основанная на реальных событиях.
Фильм наполнен гнетущей атмосферой безысходности: главный герой не находит любви и понимания ни в семье, ни среди сверстников. Свое отчаяние и горечь мальчик срывает на маленькой собаке. Это видят его приятели и мстят. Фильм заканчивается тем, что мальчик воет от побоев.
Сармат соглашается с тем, что для него этот фильм стал терапией и способом показать, что «в каждом из нас рано или поздно зарождается зло».
— И во мне оно зародилось тогда.
Работа над фильмом помогла парню справиться с чувством вины.
Кинотерапия
Одиночество, непонимание, насилие, проблемы в общении со сверстниками и взрослыми волнуют не только Сармата. Эти темы прозвучали во всех семи фестивальных фильмах учеников киношколы. И это стало для педагогов поводом собрать родителей и рассказать о том, что волнует их детей. По словам Елены Лапиной, тема собрания не стала шоком для родителей — все они хорошо знают своих детей и стараются их поддерживать.
А в школе решили помочь ученикам выплескивать негативные эмоции с помощью арт-терапии: в школьной раздевалке стены окрасили в черный цвет. В плохом настроении ученики могут их разрисовывать.
13-летний Костя Гульчиев был закрытым и неразговорчивым, а теперь такой общительный, что родители уже за голову хватаются, рассказывает он сам. В школе кино он нашел друзей, которые всегда готовы поддержать — это и другие ученики, и преподаватели. В обычной школе учиться ему не нравится: там «скучно, а дети грубые». Теперь Костя мечтает поступить на актерский факультет и сняться в «глобальном фильме».
О теплой дружелюбной атмосфере в киношколе рассказывают многие ученики, да и убедиться в этом легко.
Киноэтюды для Клода Моне
На занятии по истории искусств, которые ведет молодой художник, выпускник Мюнхенской академии художеств Артур Мзоков, дети получают задание поставить киноэтюд по картинам Клода Моне. Разбившись на группы, они молниеносно собирают нужный реквизит, репетируют — и уже через полчаса готовы показать, что у них получилось.
— Задание «оживить» картины у нас было, когда я учился в Мюнхене. Это очень важно, чтобы будущие режиссеры и актеры чувствовали объем художественного образа, — поясняет Артур.
Когда его пригласили в киношколу прочитать лекцию, он не думал, что в итоге останется здесь на целый цикл по истории искусств. Подкупил живой интерес учеников.
— Я не знал, что в Осетии есть такие дети, — говорит художник. — Я преподавал в обычных школах и видел, что девяноста процентам учеников это не нужно. А тут такой огонь в глазах.
Педагог не придерживается строгой академической системы преподавания, ему важнее рассказывать об искусстве так, чтобы юным режиссерам и актерам это пригодилось в кино. Как художник строит композицию, какой выбрал ракурс и как работает с цветом и светом? Дети изучают не только теорию, но и сами пробуют себя в роли художников: пишут под музыку, лепят, придумывают перформансы и инсталляции.
И каждый раз Артур не устает напоминать ученикам, что путь искусства — это очень сложный путь. Но киноманов это совсем не пугает.
Смысл дерева
Так, восемнадцатилетний Давид Кортиев уже пробовал поступить во ВГИК на режиссуру, но не получилось. Год спустя он чувствует в себе силы попытаться еще раз. Подготовить портфолио и подтянуться в теории кино ему помогли в киношколе. А еще подарили осмысленные будни.
— Бывает же так: ты встал, тебе надо сделать какие-то дела по дому, выполнить поручения родителей. А потом все. Ничего нового в твоем дне нет. А так, даже если у меня плохое настроение, то при мысли о том, что я пойду в киношколу, оно улучшается.
Давид говорит, что с детства любил собирать конструкторы Lego — создавать свой мир и распределять роли. Так и пришел к профессии режиссера. Снимать кино мечтает и шестнадцатилетняя Камилла Кодзаева, хотя в AlaniaWood сначала пришла учиться на актрису. Через год она собирается поступать в Московскую школу кино.
— В этой профессии ты чувствуешь мир как-то по-другому. Учишься лучше понимать людей. Кино — это жизнь! Тебе нужно быть наблюдательным и учиться смотреть глубже на все. Вот, например, дерево — и ты должен искать в нем какой-то смысл, — рассказывает девушка.
Режиссура помогает ей стать более ответственной и учит выходить из расслабленного, мечтательного состояния.
— Меня очень вдохновляет наш коллектив. Мы как семья: всегда поддерживаем и принимаем друг друга такими, какие мы есть. И самое главное, мнение детей всегда учитывается, мы все наравне, — говорит она.
Учеба в киношколе не мешает успеваемости в обычной школе, но приоритеты уже расставлены — поступить на режиссуру. А пока в ближайших планах — научиться писать сценарии и монтировать.
15-летняя Радмила Дамбегова, как и Камилла, считает, что киношкола — это большая семья, и идет еще дальше в своих оценках: «Это не то что наш второй дом. Это первый дом».
— На летних каникулах мы приходили сюда каждый день рано утром и уходили поздно вечером: работали, спорили, смеялись и плакали.
Радмила выбрала профессию актрисы — чтобы иметь возможность проживать много разных жизней.
Проснувшаяся жизнь
13-летний Азамат Атаев тоже учится на актера. Рассказывает, что прошел кастинг, где пришлось конкурировать с десятками других детей.
— Мне либо повезло, либо я очень талантлив, — улыбается он.
Именно Азамат сыграл главную роль в фильме соученика по киношколе Сармата Муртазова «Вой».
— В трудную минуту он всегда замотивирует, даже если при этом закричит, — рассказывает актер. — До этой роли я играл агрессивных, яростных людей. А в фильме «Вой» - печального, обиженного жизнью героя. Сложно было играть только последнюю сцену, когда надо было выть, как собака.
Азамат признается: когда в школе узнали, что фильм Сармата основан на реальных событиях, отношение к парню не изменилось.
— В детстве мы все проходим этот этап. Чувствуем свое величие перед слабыми животными. А потом взрослеем и понимаем, что это было глупо.
Азамат говорит, что никогда не ощущал себя так свободно, как в киношколе.
— В обычной школе я молчалив, а здесь жизнь просыпается во мне. Учиться меня вдохновляет мама. Я должен постараться, чтобы моя мама жила лучшей жизнью.
Возможно, это хороший мотив для нового фильма. Недавно организаторы Sochi Film Festival приезжали во Владикавказ — и предложили ученикам AlaniaWood поучаствовать во всероссийском проекте «Традиции и семейные ценности». Лучшие фильмы, снятые на эту тему в киношколах разных городов страны, покажут на фестивале.