Станица Екатеринградская, в которую превратилась разжалованная в 1822 году столица Кавказского края, по сей день стоит на своем месте — в Прохладненском районе Кабардино-Балкарии. На 116 квадратных километрах живут чуть больше 3 300 человек, ведь почти 90% земель — сельхозугодья. В советское время здесь был успешный колхоз, но сегодня и он не в лучшем состоянии. Разбираемся, чем интересна станица.
Замок и камыши
Екатериноградская находится в 70 километрах или 1 часе 20 минутах езды от Нальчика. Хотя дорога может занять гораздо больше времени: по пути нет-нет, но захочется остановиться в интересной локации и сделать пару фото. Например, на фоне замка.
Если выезжать из Нальчика по улице
Нагулявшись, двигаемся в сторону Прохладного. Стоит учесть: на этом участке дороги часто пропадает сигнал мобильной связи. Прямо перед мостом через реку Малка — Сарский рынок. Для фото там ничего нет, зато есть фрукты и овощи по приятным ценам.
За мостом на развилке уходим вправо, не заезжая в город, и дальше придерживаемся выбранной дороги. Очень скоро под пригорком, по которому едем, обнаруживаем поле камыша. Если вы не уверены в своем авто и водительских навыках, лучше остановиться у съезда и спуститься пешком. В поле — камыши выше человеческого роста, они удивительно умиротворяюще звучат, а если закрыть глаза, почти убедительно имитируют шум волн. Немного гуляем в поисках удачного фона для кадра и двигаемся дальше.
Следующий ориентир — дорожный указатель на Моздок. Как только слева покажутся поля, всматриваемся в них и ищем цапель. Они облюбовали здешние места — прогуливаются вдоль дороги, высокомерно выбрасывая свои длинные ноги, или собираются вдали от трассы штук по шесть. Есть тут и большие белые цапли, и мелкие серые. Первых легко заметить еще издали.
Триумфальная арка и резные ставни
Дальше снова едем по указателю — направо через железную дорогу — и выбираем первый съезд с круга. Эта дорога ведет прямо к главной достопримечательности Екатериноградской — Триумфальной арке. Она появилась в 1785 году, почти сразу после того, как заложенная в 1777 году крепость и станица при ней стали городом. Свой статус поселение получило от недолго жившего в нем генерал-поручика Павла Потемкина, племянника Григория Потемкина — фаворита императрицы. Арка стала воротами в город. По свидетельствам тех времен, на ней была надпись «Дорога в Грузию» — в честь Военно-Грузинской дороги.
После отъезда Потемкина город начал угасать: до стратегически важных районов Кавказа — далеко, до фронтов Кавказской войны тоже. Екатериноград стал сначала уездным, потом заштатным, а затем и вовсе лишился городского статуса. Не дошли до наших дней и крепостные стены. Хотя местные рассказывают, что в 50−60-е годы XX века остатки еще были видны, а кое-где находили старинную казачью утварь. С ними и историей станицы можно познакомиться в местном музее. Правда, открыт он не всегда, и о визите лучше заранее договориться с директором.
Неподалеку от арки видим памятник героям Великой Отечественной войны. Есть байка, что лицо казака, стоящего на высоком постаменте, позаимствовали у монумента Ленину. Памятник вождю пролетариата в станице, к слову, тоже есть. На улице Ленина, через дорогу от администрации, у которой паркуют велосипеды.
Совсем рядом еще одно историческое здание — Екатериноградский собор середины XIX века. Рассказывают, что здание возвели быстро, словно по волшебству, но лишь после того, как проезжавший здесь в конце 1830 годов Николай I припомнил о давно выданных на строительство деньгах. Правда, на материалы пустили большую часть домов потемкинских времен.
К слову, о старых постройках. В станице много таких домиков — как жилых, так и заброшенных, с трогательными ставнями и резными наличниками. Любители старины могут наткнуться на заброшенный живописный домик, просто бродив по улочкам. Иногда удается обнаружить и с открытыми воротами.